Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы
Федерального Собрания РФ от 20 декабря 2004 г. N вн.2.2-1/4313 по проекту федерального закона N 118890-4 "Об Общественной палате Российской Федерации", внесенному Президентом Российской Федерации
(первое чтение)
1. Нуждается в уточнении статья 2 законопроекта, посвященная задачам Общественной палаты Российской Федерации (далее - Общественной палаты).
В качестве одной из задач Общественной палаты установлено привлечение граждан и общественных объединений к реализации государственной политики (пункт 1 статьи 2). Однако в дальнейшем в тексте законопроекта не содержится механизма реализации данной задачи.
На наш взгляд, некоторые положения статьи 2 проекта не могут быть отнесены к задачам, а являются непосредственно полномочиями Общественной палаты, например такие как: проведение экспертизы проектов федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, иных нормативных правовых актов и оказание информационной, методической и иной поддержки общественным палатам, созданным в субъектах Российской Федерации.
2. Поскольку законопроект посвящен не правоотношениям, возникающим в какой-либо области, а образованию и деятельности органа с определенными целями и задачами, полагаем, что в данном случае некорректно использовать формулировку "законодательство об Общественной палате" (статья 3 проекта). Правильнее было бы говорить о "правовой основе деятельности Общественной палаты" (как это сделано, например, в Федеральном конституционном законе "О Правительстве Российской Федерации" и в Федеральном законе "О прокуратуре Российской Федерации").
Кроме того, часть 2 данной статьи законопроекта по вопросу использования словосочетания "Общественная палата Российской Федерации" в названиях различных органов не относится к предмету статьи.
3. В статье 7 и в пункте 7 части 1 статьи 15 проекта используемые термины "должности федеральной государственной службы" и "должности государственной службы субъектов Российской Федерации" следует согласовать со статьей 8 Федерального закона от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации", которая в частности предусматривает должности федеральной государственной гражданской службы и должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации.
4. Часть 1 статьи 8 проекта о порядке формирования Общественной палаты необходимо изложить таким образом, чтобы она не содержала норм временного характера. Согласно пункту 58 Методических рекомендаций по юридико-техническому оформлению законопроектов, рекомендованных Советом Государственной Думы для использования при осуществлении законопроектной деятельности (выписка из протокола N 187 заседания Совета Государственной Думы 20 ноября 2003 года) внесение в основной законодательный акт правовых норм временного характера не допускается.
5. В пункте 2 части 2 статьи 11 проекта указано, что членом Общественной палаты не могут быть лица, в отношении которых вступил в силу обвинительный приговор суда, а также лица, имеющие непогашенную или неснятую судимость.
В соответствии с частью первой статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятая судимости. В связи с этим из текста проекта следует исключить слова "лица, в отношении которых вступил в силу обвинительный приговор суда, а также".
6. Согласно пункту 3 части 1 статьи 15 проекта полномочия члена Общественной палаты прекращаются в случае неспособности данного члена Общественной палаты по состоянию здоровья участвовать в работе Общественной палаты. При этом не установлено кто подтверждает такую неспособность.
7. Часть 2 статьи 18 проекта следует доработать, исходя из того, что вопросы внесения изменений в Конституцию Российской Федерации не регулируются федеральными конституционными законами или федеральными законами. Согласно статье 2 Федерального закона "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации" поправки к Конституции Российской Федерации принимаются в форме закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации.
Задачей Общественной палаты, сформулированной в статье 2 проекта, является согласование интересов граждан Российской Федерации, общественных объединений и органов государственной власти для решения наиболее важных вопросов экономического и социального развития, обеспечения безопасности личности, общества и государства, защиты конституционного строя России и демократических принципов организации гражданского общества. Исходя из этого, полагали бы возможным скорректировать приведенный в части 2 статьи 18 проекта перечень законопроектов, подлежащих обязательной экспертизе, проводимой Общественной палатой.
8. Законопроект предусматривает возможность организации и проведения Общественной палатой гражданских форумов и слушаний по актуальным вопросам общественной жизни (часть 3 статьи 16 и статья 21). При этом понятия "гражданский форум" и "слушания" законопроектом не определены и кроме того, законопроект не содержит механизма реализации данных процедур.
9. Статьей 23 проекта палатам Федерального Собрания Российской Федерации предписывается обязанность обеспечивать присутствие на пленарных заседаниях и заседаниях комитетов и комиссий палат членов Общественной палаты, уполномоченных советом Общественной палаты.
Редакция части 1 статьи 23 проекта нуждается в уточнении, исходя из того, что согласно статье 101 (часть 4) Конституции Российской Федерации каждая палата Федерального Собрания принимает свой регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности, к которым, в том числе, относится порядок проведения заседаний палат и организация деятельности комитетов и комиссий палат.
Начальник управления |
Г.П. Ивлиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.