Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по
конституционному законодательству и государственному строительству от 16
декабря 2004 г.
на проект федерального закона N 118890-4 "Об Общественной палате
Российской Федерации", внесенный Президентом Российской Федерации
Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству рассмотрел проект федерального закона "Об Общественной палате Российской Федерации", внесенный Президентом Российской Федерации, и поддерживает его концепцию по следующим основаниям.
Проект федерального закона разработан в целях вовлечения широких кругов российской общественности в реализацию государственной политики страны, учета разнообразных потребностей и интересов граждан Российской Федерации при ее проведении, обеспечения защиты прав общественных объединений и соответствует части первой статьи 32 Конституции Российской Федерации о праве граждан участвовать в управлении государством как непосредственно, так и через своих представителей.
Законопроект определяет правовые и организационные основы формирования и деятельности Общественной палаты Российской Федерации.
Предусмотренный в пункте 2 статьи 1 законопроекта принцип формирования Общественной палаты на началах добровольного участия в ее деятельности граждан Российской Федерации, общественных объединений и объединений некоммерческих организаций соответствует положениям статьи 3 Федерального закона "Об общественных объединениях".
Согласно пункту 1 статьи 8 законопроекта в состав Общественной палаты входят граждане Российской Федерации, имеющие особые заслуги перед государством и обществом, представители общероссийских, региональных и межрегиональных общественных объединений, а также объединений некоммерческих организаций. Данное положение законопроекта представляется наиболее целесообразным с точки зрения обеспечения согласования интересов граждан Российской Федерации, общественных объединений и органов государственной власти для решения наиболее важных для населения России вопросов.
Статья 18 законопроекта устанавливает, что задачи, возлагаемые на Общественную палату, решаются ею путем проведения общественной экспертизы проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов, проектов нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществления общественного контроля за деятельностью вышеназванных органов.
Решения Общественной палаты Российской Федерации согласно статье 17 законопроекта носят рекомендательный характер и принимаются в форме заключений, предложений и обращений, что является соответствующим ее организационно-правовой форме.
Вместе с тем, Комитет считает, что принятие законопроекта потребует внесения изменений в законодательство, регулирующее статус и порядок деятельности органов государственной власти, поскольку в статье 19 предусматриваются дополнительные обязанности этих органов по рассмотрению заключений Общественной палаты об итогах экспертизы проектов федеральных законов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 проекта расходы, связанные с обеспечением деятельности Общественной палаты, предусматриваются отдельной строкой в федеральном бюджете на следующий год. В связи с этим необходимо внесение соответствующих изменений в бюджетное законодательство.
Также необходимо уточнить такие понятия, как "общественный контроль" и "общественная экспертиза", в целях исключения возможности их расширенного толкования.
Комитет считает, что проект федерального закона "Об Общественной палате Российской Федерации" внесен с соблюдением обязательных конституционно-правовых условий. Его принятие будет способствовать реализации прав и законных интересов граждан при решении наиболее значимых для населения страны вопросов экономического и социального развития, обеспечения безопасности личности, общества и государства, защиты конституционного строя России и демократических принципов организации гражданского общества.
Исходя из вышеизложенного, Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Государственной Думе поддержать принятие данного законопроекта в первом чтении.
Утверждено на заседании Комитета 16 декабря 2004 года
Председатель Комитета |
В.Н. Плигин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.