Заключение Комитета Государственной Думы по безопасности
от 9 декабря 2004 г. N 26/1
на проект федерального закона N 115259-4 "О противодействии терроризму"
В Комитете Государственной Думы по безопасности рассмотрен проект федерального закона N 115259-4 "О противодействии терроризму", внесенный депутатами Государственной Думы Грызловым Б.В., Васильевым В.А., Куликовым А.С., Баскаевым А.Г., Дятленко В.В., Бариновым И.В., Гришанковым М.И. и членами Совета Федерации Озеровым В.А., Ключенком В.Д., Мельниковым В.И., Лысковым А.Г., Федоровым В.И.
Указанный проект федерального закона устанавливает правовые основы противодействия терроризму, включающего в себя не только основания, условия и порядок проведения мероприятий по борьбе с терроризмом, но и комплекс мер политического, социально-экономического, информационно-пропагандистского, организационного, правового характера, которые относятся к мероприятиям общего противодействия терроризму.
Одним из концептуальных положений данного законопроекта является то, что он в значительной мере ориентирован на предупреждение терроризма во всех его формах и проявлениях, предусмотрено, что к этой деятельности привлекаются практически все органы государственной власти, что является одним из принципиальных моментов, отличающих его от действующего Федерального закона "О борьбе с терроризмом". Исходя из этого, строится вся государственная система противодействию терроризму.
Важной новеллой законопроекта является введение института террористической опасности. Дается определение террористической опасности, определяются условия и порядок введения режима террористической опасности (РТО) и меры, которые могут применяться в зоне действия режима террористической опасности.
Другим моментом, носящим концептуальный характер, является то, что законопроектом предполагается решение давно назревшей проблемы, связанной с правомерностью участия Вооруженных Сил Российской Федерации в контртеррористических операциях (КТО). Устанавливаются не только правовые основы их участия в КТО, но и определяется право на применение оружия и боевой техники в случаях, предусмотренных законопроектом.
Законопроектом предлагается четко выстроенная система управления противодействию терроризму. При этом в обычной обстановке руководство и координация деятельности всех субъектов противодействия терроризму возлагается на антитеррористические комиссии, а с момента введения РТО либо принятия решения о проведении КТО, руководство всеми силами и средствами всех субъектов противодействия терроризму возлагается на органы федеральной службы безопасности.
Принятие нового закона "О противодействии терроризму", несомненно, будет способствовать повышению эффективности борьбы с терроризмом и в целом обеспечению безопасности Российской Федерации.
Вместе с тем, Комитет отмечает, что по рассматриваемому законопроекту имеется ряд замечаний, направленных на улучшение текста законопроекта и не требующих концептуальных изменений.
Представляется целесообразной корректировка определения терроризма, являющегося базовым не только для данного законопроекта, но всего законодательства так или иначе связанного с противодействием терроризму. Предложенное в законопроект определение в основном раскрывает уголовно-правовой аспект данного явления.
При подготовке ко второму чтению следует рассмотреть вопрос о распространении закрепленного в п.8 статьи 2 проекта принципа единоначалия в руководстве силами и средствами при проведении КТО и на осуществление режима террористической опасности.
С точки зрения придания целостности и в соответствии с логикой построения системы управления при осуществлении режима террористической опасности, проведении контрртеррористической операции и введении режима КТО для устранения имеющихся пробелов также представляется целесообразным произвести соответствующую корректировку части 4 статьи 7, статьи 21, части 1 статьи 22, статей 24, 25 и 26 рассматриваемого законопроекта.
Следует также учитывать, что принятие рассматриваемого законопроекта повлечет за собой необходимость внесения изменений и дополнений в УК России, в частности, в статью 205.1, в части 1 которой предполагается использовать понятие "финансирование террористической деятельности", заменив им слова, "акта терроризма либо террористической организации".
Законопроект требует дополнительной лингвистической и правовой доработки.
В пункте 4 статьи 3 проекта после слов "непосредственное совершение" добавить слова "в террористических целях", а после слов "отдельным лицом" слова "группой лиц".
В пункте 5 статьи 3 проекта слова "если они способствовали достижению террористических целей" заменить словами "если они совершены в террористических целях либо их совершение способствовало достижению таких целей". Предполагается, что наличие указанной нормы именно в такой редакции позволит внести в статью 105 УК России изменение, предусматривающие еще один квалифицированный состав убийства - убийство, совершенное в террористических целях, с одновременным наделением следователей органов федеральной службы безопасности правом расследования таких преступлений (необходимо также внесение дополнений в УПК России).
Пункт 13 статьи 3 проекта предлагается исключить, поскольку он практически дублирует пункт 11 этой же статьи.
В пункте 6 части 7 статьи 5 и пункте 6 статьи 8 проекта слова "финансирование терроризма" заменить словами "финансирование террористической деятельности".
По мнению Комитета по безопасности имеющиеся замечания и предложения не затрагивают концепцию законопроекта, не противоречат его основным принципам и могут быть реализованы в дальнейшем в соответствии с Регламентом Государственной Думы путем внесения поправок.
На основании изложенного Комитет Государственной Думы по безопасности полагает возможным поддержать концепцию проекта федерального закона "О противодействии терроризму" и рекомендует принять его при рассмотрении в первом чтении.
ВРИО |
А.С. Куликов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.