Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 7 декабря 2004 г. N КГ-А40/11150-04
(извлечение)
Государственное унитарное предприятие материально-технического снабжения гражданской авиации "Авиатехснаб" (далее - ГУП "Авиатехснаб" ГА) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным распоряжения Территориального управления Минимущества России "Агентство федерального имущества по городу Москве" (далее - ТУ Минимущества РФ "Агентство федерального имущества по городу Москве") от 23.12.2003 г. N 599 "Об условиях приватизации государственного унитарного предприятия материально-технического снабжения гражданской авиации "Авиатехснаб", поскольку оно не соответствует требованиям Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" от 21.12.2001 г. N 178-ФЗ, Основным положениям Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 22.07.1994 г. N 1535 и нарушает права и законные интересы заявителя.
Заинтересованным лицом по делу привлечено Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом.
Определением от 26 апреля 2004 г. к участию в деле заинтересованным лицом привлечено федеральное государственное унитарное предприятие "Эксплор" Минимущества России (далее - ФГУП "Эксплор" Минимущества России).
Решением от 25 июня 2004 года по делу N А40-13070/04-96-76 Арбитражный суд г. Москвы признал незаконным Распоряжение ТУ Минимущества РФ "Агентство федерального имущества по городу Москве" от 23.12.2003 г. N 599 "Об условиях приватизации государственного унитарного предприятия материально-технического снабжения гражданской авиации "Авиатехснаб" в части утверждения перечня объектов, не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса ГУП "Авиатехснаб" ГА (приложение N 2) и передачи их в хозяйственное ведение ГУП "Эксплор" Минимущества России, в остальной части требования ГУП "Авиатехснаб" ГА отказал.
При этом арбитражный суд исходил из того, что ответчик незаконно распорядился об изъятии спорного имущества, находящегося в хозяйственном ведении у заявителя, и передаче его третьему лицу, что является нарушением прав и законных интересов заявителя, который незаконно лишается этого имущества, а наделение предприятия незначительными оборотными средствами и кредиторской задолженностью неизбежно приведет к финансовой несостоятельности ГУП "Авиатехснаб" ГА.
На указанный судебный акт ТУ Минимущества РФ "Агентство федерального имущества по городу Москве" и Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом подали апелляционные жалобы, в которых указали, что они действуют от лица собственника, которому принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом в полном объеме, что действующим законодательством не предусмотрено каких-либо ограничений при приватизации собственником, Российской Федерацией, федерального имущества и то, что определение имущества не входящего в состав передаваемого в уставный капитал открытых акционерных обществ не является изъятием из хозяйственного ведения.
Постановлением от 6 сентября 2004 г. за N 09АП-1029/04-АК Девятый арбитражный апелляционный суд отменил решение от 25 июня 2004 года в части признания незаконным Распоряжение ТУ Минимущества РФ "Агентство федерального имущества по городу Москве" от 23.12.2003 г. N 599 "Об условиях приватизации государственного унитарного предприятия материально-технического снабжения гражданской авиации "Авиатехснаб" в части утверждения перечня объектов, не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса ГУП "Авиатехснаб" ГА (приложение N 2) и передачи их в хозяйственное ведение ГУП "Эксплор" Минимущества России и отказал в удовлетворении заявленных требований в этой части.
При принятии постановления арбитражный апелляционный суд исходил из того, что Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества" от 21.12.2001 г. N 178-ФЗ не содержит требования о том, что при преобразовании унитарного предприятия в открытое акционерное общество приватизации подлежит весь имущественный комплекс унитарного предприятия, также не содержит каких-либо ограничений собственника в определении объема имущества подлежащего приватизации при преобразовании федеральных государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества, и то, что заявителем не представлены доказательства неделимости имеющегося у него в хозяйственном ведении имущественного комплекса на самостоятельные объекты, вытекающей из технологий, используемых в его производственной деятельности.
В кассационной жалобе ГУП "Авиатехснаб" ГА просит суд отменить постановление арбитражного апелляционного суда от 6 сентября 2004 г., считая его незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального права без учета фактических обстоятельств дела и оставить без изменения решение арбитражного суда.
Письменные отзывы на кассационную жалобу не представлены.
В судебном заседании кассационной интанции представитель ГУП "Авиатехснаб" ГА поддержал кассационную жалобу по доводам, изложенным в ней, подчеркнув, что приватизации подлежит все имущество, находящееся в хозяйственном ведении предприятия кроме запрещенного Федеральным законом "О приватизации государственного и муниципального имущества" от 21.12.2001 г. N 178-ФЗ.
Представители ТУ Минимущества РФ "Агентство федерального имущества по городу Москве" и ФГУП "Эксплор" Минимущества России возражали против доводов кассационной жалобы, полагая постановление арбитражного апелляционного суда законным и обоснованным, а доводы жалобы несостоятельными, указывая на то, что согласно статье 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе по своему усмотрению распоряжаться принадлежащим ему имуществом.
Представитель Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в судебное заседание кассационной инстанции не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
Изучив материалы дела, выслушав явившихся представителей, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции считает, что судебный акт подлежит отмене по следующим основаниям.
Как установлено арбитражными судами и следует из материалов дела ГУП "Авиатехснаб" ГА на основании Распоряжений Правительства Российской Федерации от 29.03.2002 г. N 385-р и от 22.06.2002 г. N 851-р включено в перечень федеральных государственных унитарных предприятий, подлежащих в 2002 году преобразованию в открытые акционерные общества, 100% акций которых находятся в федеральной собственности.
Согласно свидетельству о внесении в реестр федерального имущества от 26.04.2000 г. N 07700497 и приложению к нему за заявителем закреплен имущественный комплекс на праве хозяйственного ведения в количестве 32 зданий и сооружений, общей балансовой стоимостью 11918 тыс. руб., общей площадью 21189 кв.м.
Во исполнение Распоряжения Минимущества России от 30.07.2002 г. N 2298-р "О подготовке к приватизации ГУП материально-технического снабжения гражданской авиации "Авиатехснаб" заявитель с сопроводительным письмом от 27.11.2002 г. N 55.1.17-35 представил ТУ Минимущества РФ "Агентство федерального имущества г. Москвы" необходимый комплект документов для подготовки и принятия решения об условиях приватизации предприятия в соответствии с требованиями статьи 11 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" от 21.12.2001 г. N 178-ФЗ.
Оспариваемым распоряжением утвержден перечень объектов, не подлежащих приватизации (приложение N 2) в составе имущественного комплекса, в состав которого включены все здания и сооружения, принадлежащие заявителю на праве хозяйственного ведения и определено передать не включенное в состав подлежащего приватизации имущество в хозяйственное ведение ФГУП "Эксплор" Минимущества России.
Согласно пункту 3 статьи 299 Гpaждaнcкoго кодекса Российской Федеpaции право хозяйственного ведения имуществом прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренным гражданским законодательством для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
В соответствии со статьей 29 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" унитарное предприятие может быть реорганизовано по решению собственника его имущества в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Согласно статье 11 указанного закона имущество унитарного предприятия формируется за счет имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества; доходов унитарного предприятия от его деятельности; иных не противоречащих законодательству источников.
В соответствии со статьей 132 Гражданского кодекса Российской Федерации предприятием как объектом прав признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. В состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу статьи 217 Гражданского кодекса Российской Федерации при приватизации государственного и муниципального имущества нормы законодательства о приватизации, регулирующие порядок приобретения и прекращения права государственной собственности, обладают приоритетом перед нормами гражданского законодательства.
Так, в соответствии с пунктом 3 статьи 3 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" от 21.12.2001 г. N 178-ФЗ приватизации не подлежит имущество, отнесенное федеральными законами к объектам гражданских прав, оборот которых не допускается (объектам, изъятым из оборота), а также имущество, которое в порядке, установленном федеральными законами, может находиться только в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 6 статьи 43 "О приватизации государственного и муниципального имущества" от 21.12.2001 г. N 178-ФЗ случае, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, с даты вступления в силу настоящего Федерального закона имущество, которое в соответствии с нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации изданными им до вступления в силу части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, и федеральными законами определено как запрещенное к приватизации, является имуществом, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.
Перечень объектов, не подлежащих приватизации, содержится в Основных положениях государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий после 01.07.94 г., утвержденных Указом Президента РФ от 22.07.94 г. N 1535 (Приложение N 3) и является исчерпывающим.
Как следует из материалов дела, спорное имущество, закрепленное на праве хозяйственного ведения за заявителем и не вошедшее в состав имущества, подлежащего приватизации по оспариваемому распоряжению, не входит в число объектов, приватизация которых запрещена действующим законодательством о приватизации.
Таким образом, вывод Арбитражного суда г. Москвы о том, что в соответствии пунктом 4 статьи 11 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" от 21.12.2001 г. N 178-ФЗ при приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия имущество, не включенное в состав подлежащих приватизации активов указанного предприятия, изымается собственником и закрепляется на праве хозяйственного ведения за федеральными унитарными предприятиями согласно п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 г. N 3 "О порядке закрепления и использования находящегося в федеральной собственности административных зданий, сооружений и нежилых помещений", только в случае если, действующим законодательством запрещена приватизация такого имущества, является законным и обоснованным.
Кроме того, в пункте 15 Письма Минимущества Российской Федерации от 06.07.2004 г. N АБ-2/10099 "О приватизации имущественных комплексов федеральных государственных унитарных предприятий" указано, что в состав подлежащего приватизации имущественного комплекса ФГУП включается все имущество, принадлежащее предприятию на праве хозяйственного ведения, а также земельные участки.
При таких обстоятельствах следует признать, что постановление арбитражного апелляционного суда от 6 сентября 2004 г. за N 09АП-1029/04-АК в части отмены решения арбитражного суда от 25 июня 2004 года относительно признания незаконным Распоряжения ТУ Минимущества РФ "Агентство федерального имущества по городу Москве" вынесено с нарушением норм материального права, в связи с чем подлежит отмене на основании части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 284, 286, пунктом 5 части 1 статьи 287, части 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 6 сентября 2004 года N 09АП-1029/04-АК по делу N А40-13070/04-96-76 отменить, решение от 25 июня 2004 года Арбитражного суда г. Москвы оставить в силе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 7 декабря 2004 г. N КГ-А40/11150-04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании