Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей М.В. Баглая, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, А.Л. Кононова, В.О. Лучина, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,
заслушав в пленарном заседании заключение судьи О.С. Хохряковой, проводившей на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение запроса Московского гарнизонного военного суда, установил:
1. В производстве Московского гарнизонного военного суда находится дело по жалобе подполковника юстиции Е.Е. Лахина на отказ начальника управления социального обеспечения Главного финансово-экономического управления Министерства обороны Российской Федерации засчитать ему в выслугу лет для назначения пенсии время военной службы с 1 августа 1987 года по 25 июня 1990 года в качестве курсанта Рязанского высшего воздушно-десантного командного училища в льготном исчислении - из расчета один месяц службы за полтора месяца. В период обучения в училище Е.Е. Лахин совершал прыжки с парашютом и выполнял установленные годовые нормы таких прыжков, что, как он полагал, дает ему право на льготное исчисление выслуги. Основанием для отказа послужило то обстоятельство, что Е.Е. Лахин, являясь курсантом, проходил военную службу по призыву, а в соответствии с частью второй статьи 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" время прохождения военной службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет в льготном исчислении для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 данного Закона (в их числе лица, проходившие срочную военную службу в качестве курсантов военно-образовательных учреждений, не названы).
Придя к выводу о том, что подлежащая применению при разрешении данного дела часть вторая статьи 18 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" не соответствует Конституции Российской Федерации, Московский гарнизонный военный суд приостановил производство по делу и направил в Конституционный Суд Российской Федерации запрос о проверке ее конституционности. Заявитель считает, что названная норма в той мере, в какой она ограничивает право гражданина, подлежащего пенсионному обеспечению по данному Закону, на зачет в выслугу лет в льготном исчислении времени его военной службы по призыву (срочной военной службы) в особых условиях, в частности в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с систематическим совершением прыжков с парашютом, является дискриминационной по своему характеру и противоречит статьям 18, 19 (часть 2), 37 (часть 3), 39 и 55 Конституции Российской Федерации.
2. Конституция Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1).
Таким законом в настоящее время является, в частности, Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 года "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы" (с последующими изменениями и дополнениями), которым определяются условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения перечисленных в нем категорий граждан, в том числе правовые основания назначения пенсий за выслугу лет лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин.
Закрепляя право указанных лиц на получение пенсии за выслугу лет при увольнении с военной службы и определяя, какие виды службы и иной деятельности засчитываются в выслугу лет, названный Закон в статье 18 устанавливает правило о том, что время прохождения ими службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении, а порядок исчисления выслуги лет определяется Правительством Российской Федерации. Во исполнение этого предписания Правительство Российской Федерации постановлением от 22 сентября 1993 года N 941 утвердило Положение о порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей, в котором определило обычный и льготный порядок исчисления выслуги лет.
Так, в Положении предусматривается, что в выслугу лет для назначения пенсии уволенным со службы военнослужащим засчитывается на льготных условиях - один месяц службы за полтора - военная служба в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с систематическим совершением прыжков с парашютом: в воздушно-десантных войсках, Военно-Воздушных Силах и авиации других Вооруженных Сил, частях специального назначения и военно-образовательных учреждениях, готовящих офицеров для воздушно-десантных войск - с 1 октября 1967 года; при этом служба в указанных должностях засчитывается военнослужащим в выслугу лет на льготных условиях при выполнении ими годовой нормы прыжков с парашютом, определенной Министерством обороны Российской Федерации (абзац восьмой подпункта "г" пункта 3); военная служба по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - срочная военная служба), кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях, предусмотренных для военнослужащих воинских частей, штабов и учреждений действующей армии, военнослужащих, проходивших службу или находившихся в плену в период Великой Отечественной войны, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС либо необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных, засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий в календарном исчислении (пункт 5).
В соответствии с нормативными правовыми актами, действовавшими в период обучения Е.Е. Лахина в Рязанском высшем воздушно-десантном командном училище, время действительной срочной военной службы, кроме подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях, предусмотренных для военнослужащих воинских частей, штабов и учреждений действующей армии, также засчитывалось в выслугу лет для назначения пенсии в календарном исчислении (пункт 57 Положения о пенсионном обеспечении лиц офицерского состава, прапорщиков, мичманов, военнослужащих сверхсрочной службы и их семей, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1982 года N 986).
Следовательно, оспариваемым положением Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" какие-либо новые правила исчисления выслуги лет при прохождении военной службы по призыву, ухудшающие положение Е.Е. Лахина по сравнению с ранее действовавшим правовым регулированием и ограничивающие тем самым его право на пенсионное обеспечение, не устанавливаются.
3. Пенсия за выслугу лет как мера государственной социальной защиты военнослужащих, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, обусловлена их особым правовым статусом, предопределяемым характером военной службы. В целях поддержки и поощрения лиц, избравших своей профессиональной деятельностью военную службу и осуществляющих специфические задачи обороны страны, сопряженные с опасностью для их жизни и здоровья, государство вправе, исходя из особенностей условий прохождения военной службы, предусматривать для них льготы по пенсионному обеспечению, касающиеся, в частности, и исчисления выслуги лет для назначения пенсии при прохождении ими службы в особых условиях, равно как и определять порядок реализации этих льгот во времени и по кругу лиц.
Установление такого рода льгот лет для военнослужащих, проходивших военную службу в особых условиях в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, и, соответственно, дифференциация в пенсионном обеспечении, в том числе в правилах исчисления выслуги лет в зависимости от того, осуществлялась ли военная служба на профессиональной, контрактной основе либо она проходила по призыву, не может рассматриваться как не согласующаяся с требованиями конституционного принципа равенства всех перед законом и судом и равенства прав и свобод человека и гражданина (статья 19, части 1 и 2 Конституции Российской Федерации) и нарушающая право на пенсионное обеспечение (статья 39 Конституции Российской Федерации).
Утверждая, что время прохождения военной службы по призыву в особых условиях, - в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с систематическим совершением прыжков с парашютом, - должно засчитываться в выслугу лет для назначения пенсии не в календарном, а в льготном исчислении, т.е. из расчета один месяц службы за полтора месяца, заявитель фактически ставит вопрос о внесении целесообразных, с его точки зрения, изменений в оспариваемую норму Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" и расширении ее действия по кругу лиц. Однако решение данного вопроса не входит в полномочия Конституционного Суда Российской Федерации, как они установлены Конституцией Российской Федерации (статья 125) и Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации" (статья 3), а относится к компетенции законодателя.
Поскольку непосредственно из Конституции Российской Федерации право лиц, проходивших военную службу, на такого рода льготу не вытекает, именно законодатель, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы, в том числе связанные с необходимостью более широкого привлечения граждан Российской Федерации на военную службу на контрактной основе, вправе решать, целесообразно ли устанавливать правило о том, чтобы время их военной службы в особых условиях по призыву засчитывалось им в выслугу лет при назначении пенсии в соответствии со статьей 13 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" не в календарном, а в льготном исчислении.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктами 1 и 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению запроса Московского гарнизонного военного суда, поскольку он не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми такого рода обращения признаются допустимыми, а также поскольку разрешение поставленного в нем вопроса Конституционному Суду Российской Федерации неподведомственно.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данному запросу окончательно и обжалованию не подлежит.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 17 июля 2003 г. N 268-О "По запросу Московского гарнизонного военного суда о проверке конституционности части второй статьи 18 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей"
Текст Определения официально опубликован не был