Фиктивное банкротство в США
Термин "банкротство" происходит от итальянских banko - скамья, банк и rotto - сломанный, и обозначает несостоятельность, отсутствие средств у должника*(1) и его отказ в связи с этим платить кредиторам по своим долговым обязательствам. В США факт банкротства устанавливается в специализированных судах по делам о банкротстве в соответствии с Кодексом о банкротстве (разд. 11 Свода законов США).
Банкротство, по определению, имеет место тогда, когда должник объявлен - или кредиторами, или по его собственному заявлению - юридически неплатежеспособным. Его собственность ликвидируется и распределяется между кредиторами, в счет погашения долговых обязательств. Но когда должник заявляет о не имеющем на самом деле места банкротстве, пытается скрыть имущество, подает ложные ходатайства или многократно регистрирует заявления о банкротстве, то банкротство в таких случаях признается фиктивным, что, в соответствии с американским законодательством, признается федеральным преступлением. Наиболее типичными действиями при фиктивных банкротствах являются: укрывательство счетов и активов, так называемая фабрика ходатайств (mill petition) и многократная регистрация факта банкротства.
Укрывательство счетов и активов составляет почти 70 процентов от всех зарегистрированных случаев банкротства. Этот тип мошенничества налицо в том случае, когда человек преднамеренно не вносит в список все имущество при заявлении о банкротстве, зная при этом, что кредиторы не смогут истребовать ценности, о которых они ничего не знают. Точно так же владельцы имущества укрывают его при регистрации банкротства, когда передают деньги или собственность родственникам или партнерам, дабы имущество не могло быть конфисковано.
"Фабрика ходатайств" - схемы, в соответствии с которыми утверждается, что была оказана материальная помощь, связанная с удержанием арендаторов от выселения. Такого рода мошенничества становятся все более распространенными в Соединенных Штатах, особенно в пригородах с большим числом иммигрантских или бедных поселений. Схема начинается с оповещения арендаторов, посредством местных газет или наружной рекламы, о необходимости погасить задолженность за арендуемое имущество. На самом деле, вместо оповещения арендатора, такое уведомление фактически используется для начала процедуры банкротства против арендатора. После этого платежи арендатора становятся лишенными основания, а сам арендодатель незаконно обогащается. Такие дела могут тянуться месяцами, и в то время как арендатор думает, что он получает необходимую ему помощь от собственника, тот, посредством службы оповещения, просто иссушает его сбережения, сводя на нет кредитоспособность арендатора, и попросту откладывает его неизбежное выселение на неопределенный срок. После выселения площади остаются свободными и схема может повторяться снова и снова.
Многократные регистрации имеют место, когда для возбуждения процедуры банкротства подается заявление об индивидуальном банкротстве более чем в одном штате и используются реальные наименования и информация (например, номера социального обеспечения), фиктивные имена и информация либо некоторые комбинации того и другого. Заявители обычно вносят одно и то же имущество в заявления о банкротстве, подаваемые в разных штатах, преднамеренно включая в состав указанного имущества только некоторые из активов. Это очень похоже на укрывательство имущества: по этой схеме банкрот пытается оградить свои ценности от полного отчуждения после вынесения судебного решения о погашении задолженности. Но в целом такие действия направлены на сокрытие следов незаконного банкротства и поиск наиболее приемлемого судебного решения в отношении данного дела о банкротстве.
Кодекс о банкротстве долгое время вообще запрещал освобождение должников от долговых обязательств. Дальнейшее развитие политики предоставления помощи в облегчении долгового бремени шло по пути улучшения положения только в отношении "честных, но неплатежеспособных должников". Конгресс отклонил поправки, направленные на предоставление преступникам, коими являются фиктивные банкроты, "нового начала" (когда позволяется списать их долги при банкротстве), выбрав при этом линию защиты жертв мошенничества, как это и отражено в Кодексе о банкротстве. В соответствии со ст. 523 (a) (2) (A) разд. 11 Свода законов США исключается возможность освобождения от долговых обязательств при банкротстве в случае, когда любой долг, в виде денег, собственности, услуг, а также продления, возобновления или рефинансирования кредита, возник в результате обманных действий.
При расчете убытков, налагаемых на лицо, совершившее фиктивное банкротство, таковыми могут признаваться не только фактическая стоимость долга (то есть деньги, собственность, услуги или кредиты). Должник, обогатившийся посредством мошенничества, и не только через фиктивное банкротство, должен нести "карательные" убытки и судебные издержки (оплата юридических услуг и т. д.), а также убытки, непосредственно связанные с мошенничеством. Это ясно дает понять решение Верховного суда США по делу Коуэн против де Ла Круз. В соответствии с материалами дела, землевладелец запросил с арендаторов чрезмерную цену. Суд первой инстанции нашел, что землевладелец совершил "фактическое мошенничество" в понимании Кодекса о банкротстве и что его поведение составляло "недобросовестную коммерческую практику" согласно Закону штата Нью-Джерси "Об обмане потребителей". В результате, суд постановил возместить в пользу арендаторов троекратную сумму убытков плюс разумные судебные издержки и затраты (итого - 100 тыс. долл.). Должник заявил, что не может справиться со штрафным бременем в 100 тыс. долл., куда включены убытки и судебные издержки. Верховный суд постановил, что необходимость тех дополнительных убытков была результатом мошеннического приобретения "денег, собственности, услуг или кредита" должником. Таким образом, обязательства должника, проистекающие из обмана, включая карательные и компенсационные убытки, должны учитываться полностью.
В США существует и такая процедура, когда в зависимости от индивидуальных обстоятельств есть возможность передать во владение кредитора часть собственности должника, например, автомобиль, и таким образом отложить на некоторое время выплату долга. Процедура эта называется переподтверждением имеющихся обязательств должника и заключается в достижении соглашения между должником и кредитором, которому еще не выплачена его часть долга в полном объеме или в какой-либо части, вне зависимости от регистрации банкротства. Переданное имущество не переходит в собственность кредитора, но остается гарантией как для самого кредитора, в том, что долговые обязательства будут исполнены в полном объеме, так и для должника, по отношению к которому нет дополнительных требований, а имущество, переданное под залог, остается в его собственности. Если заключение такого соглашения происходит в отсутствие атторнея, то должно проводиться судебное слушание переподтверждения, в котором и будут установлены количественные и временные пределы такого соглашения.
Законодательство о банкротстве играет немаловажную роль в повседневной жизни миллионов американцев. Оно внесло посильную лепту в становление системы частного предпринимательства, превращение находившейся долгое время на периферии мирового прогресса аграрной республики в могущественное и высокоразвитое индустриальное государство, без участия которого в сегодняшних условиях не решается ни одна глобальная или сколько-нибудь значимая мировая, а порой и региональная проблема.
Законы, предписывающие саму процедуру банкротства, а тем более фиктивного, отнесены к исключительному ведению федерации. Это сделано с целью наиболее беспристрастного рассмотрения дел о банкротствах, а также гарантированности распределения кредиторам как можно большей части конкурсной массы. Уголовно наказуемые деяния, связанные с фиктивным банкротством, предусмотрены федеральным законодательством и находятся в исключительной юрисдикции федеральных судов по банкротству. Более того, прием дела о банкротстве судом штата означает отказ обеспечить законные гарантии и нарушает правила надлежащей правовой процедуры. Всякий раз, когда какой-либо судья осуществляет действие, которое нарушает принцип территориальной подсудности (закрепленный в данном случае в разд. 28 Свода законов США "Судоустройство и судебная процедура"), судья теряет юрисдикцию в отношении рассматриваемого дела*(2).
Прямым источником при определении фиктивного банкротства является "писаное право" - статуты и кодексы. После принятия в 1948 году Конгрессом специального закона, основная масса ранее действовавшего законодательства была пересмотрена, кодифицирована и включена в форме норм закона в разд. 18 Свода законов США "Преступления и уголовный процесс". В части 1 этого раздела помещается глава 9, в ст. 152-157 которой и собраны санкции за преступные посягательства, связанные с фальсификацией реального положения дел при возбуждении или в процессе банкротства, а также законодательные определения таких преступлений. Данные условия применимы в любом судебном разбирательстве, проводящемся в соответствии с Кодексом о банкротстве.
Однако не все уголовно-правовые нормы о незаконных действиях при банкротстве собраны в данной главе 18 раздела. Раздел 11 Свода законов США "Кодекс о банкротстве" также включает в себя ряд положений, предусматривающих наказание за незаконные действия во время проведения процедуры банкротства.
Закон о реформировании положений о банкротстве 1978 г. реструктурировал систему судов по делам по банкротству и перестроил федеральные законы о банкротстве с целью более четкого соответствия современным требованиям рыночных отношений. Данный акт дополнил положения ст. 151 разд. 18 Свода законов США расширенным определением должника. Поскольку эти изменения упростили процедуру облегчения долгового бремени через списание задолженности при банкротстве, то увеличилось и число заявлений о банкротствах с 300 тыс. в 1980 году до 1,4 миллиона в 2001 году.
Увеличивающееся число дел о несостоятельности неизменно сопровождается коррелятивным увеличением фиктивных банкротств. Американские эксперты отмечают тот факт, что десять процентов от всех дел о банкротстве содержат в той или иной мере элементы мошенничества. Некоторым предприимчивым коммерсантам удается и до сих пор обманывать суды по делам о банкротстве - посредством сфабрикованных ходатайств и доказательств. Фиктивные банкротства ежегодно приносят убытки на миллиарды долларов, которые ложатся нелегким бременем на плечи налогоплательщиков. Все это приводит к серьезным последствиям, которые подрывают общественное доверие к системе управления, наносят ущерб репутации честных граждан, ищущих защиты согласно законодательству о банкротстве, и имеют отрицательное воздействие на добровольное согласие граждан на введение дополнительных налогов (в частности, путем референдума).
Новый виток усиления наказания за фиктивные банкротства связан с принятием 22 октября 1994 г. закона о реформе банкротства, которым были внесены изменения в ст. 152, 153, 154, 155 и добавлены ст. 156 и 157 разд. 18 Свода законов США. Во все статьи были внесены более суровые штрафные санкции за нарушение законодательства о банкротстве. Ранее действовавшие штрафы в размере 5000 долл. были заменены положениями о штрафах в размере 250 тыс. долл. для фелоний и 10 тыс. долл. для мисдиминоров*(3). Однако уже в 1996 году законодатель снизил срок лишения свободы за незначительные нарушения Кодекса о банкротстве, предусмотренные в ст. 156 разд. 18 Свода законов США, с пяти лет до одного года. При этом сохраняется принцип запрета обратной силы более строгого уголовного закона, то есть старые, менее строгие нормы уголовного законодательства продолжают применяться к преступлениям, совершенным до 22 октября 1994 г. Новые предписания уголовного закона применяются ко всем длящимся преступлениям или к преступлениям, совершенным после даты вступления в силу поправок.
Немаловажен и тот факт, что в американской судебной практике выработаны общие приемы толкования законодательства, которые испытали значительное влияние английской доктрины, но несколько необычны для юристов, воспитанных на континентальном праве. Толкование закона в США предполагает установление конкретных целей и общего намерения законодателя, уяснение используемых в нем слов, выявление внутренней логики текста, а также применение "адаптивного подхода", то есть учет судьей в процессе толкования как уже выработанных судебной практикой подходов, так и меняющихся условий. Большое значение имеют и некоторые иные способы судебной интерпретации законов, в частности исторический метод и особенно "правило простого значения". В соответствии с последним судья должен, как правило, исходить из буквального понимания смысла закона, не допускать неадекватного его толкования, то есть придерживаться принципа "судейского самоограничения".
Еще одним источником права в случаях фиктивного банкротства является общее право. Однако следует отметить, что в одном из решений Верховного суда США еще начала XIX века подчеркивалось, что "прежде, чем какое-либо деяние может быть наказуемо как преступление против Соединенных Штатов, Конгресс должен определить его как преступление, установить наказание за него и указать суд, юрисдикции которого оно подлежит"*(4). В дальнейшем, в 1938 году, в решении этого суда по делу Эри Рэилроад против Томпкинс, прямо было указано, что в США нет федерального общего права и что общее право - это право отдельных штатов. Однако такое положение вещей сохраняется лишь для общего права в его буквальном понимании. Общее же право в более широком его смысле - в качестве "права, созданного судьями" (judge-made law), а точнее, в виде совокупности прецедентов (case law), сохраняет важное место в современном уголовном праве США. В данном случае уместно привести замечание одного современного американского исследователя права о том, что для США традиционный спор между сторонниками тезиса "сначала право, затем суд", с одной стороны, и тезиса "сначала суд, затем право" - с другой, напоминает извечный спор о том, что появилось раньше - курица или яйцо*(5).
Таким образом, судебный прецедент применяется в делах о банкротстве. Но после значительных изменений в нормах о банкротстве 1978 и 1994 годов более ранние дела о фиктивных банкротствах или части таких дел больше не могут быть действующими судебными прецедентами, в тех случаях, когда они идут вразрез с действующим Кодексом о банкротстве.
Наказание за незаконные действия при банкротстве, включая фиктивное банкротство, предусмотрены только на федеральном уровне. Статьи главы 9 разд. 18 Свода законов США предусматривают в качестве наказания как штрафные санкции, так и лишение свободы. Чего нельзя сказать про Кодекс о банкротстве, в котором предусматриваются только штрафные санкции за противозаконные действия, причем в основной своей массе они направлены на лиц, осуществляющих подготовку документов перед и во время процедуры банкротства для суда, как на ключевые фигуры в делах о банкротствах.
Так, ст. 152 разд. 18 Свода законов США предусматривает наказание в виде штрафа в размере до 250 тыс. долл., лишения свободы сроком до пяти лет, или лишение свободы и штраф одновременно за:
умышленное сокрытие от опекуна, государственного опекуна, маршала*(6) или другого чиновника суда, задействованного в конкурсном управлении или попечении над собственностью, а также в связи с делом о банкротстве либо от кредиторов любой собственности, относящейся к имуществу должника;
умышленное принесение ложной присяги или оформление подложного счета относительно любого дела о банкротстве;
умышленное представление ложной декларации, результатов проверки или лжесвидетельство под присягой;
умышленное представление любого ложного обоснования к доказательству в отношении имущества должника или использование такого доказательства в любом деле согласно разд. 11 Свода законов США, лично, через агента, представителя или адвоката;
умышленное получение любого количества собственности от должника после возбуждения процедуры банкротства с нарушением положений Кодекса о банкротстве;
умышленную дачу, предложение, получение или попытку получения любых денежных средств или собственности, а равно обещание таковых за определенные действия или за воздержание от каких-либо действий с нарушением законодательных положений о процедуре банкротства;
умышленную передачу или сокрытие собственности другого человека или корпорации, являющихся должниками по делу о банкротстве, лично или через агента, чиновника или корпорацию, после начала рассмотрения дела о банкротстве против такого лица, с намерением нарушения положений разд. 11 Свода законов США;
умышленное сокрытие, уничтожение, повреждение информации, фальсификацию или совершение ложной записи в любой зарегистрированной судом информации (включая книги, отчеты и документы), касающейся имущественных или финансовых дел должника, после того, как дело о банкротстве зарегистрировано в суде или во время рассмотрения этого дела;
умышленный отказ в выдаче опекуну, государственному опекуну, маршалу или другому чиновнику суда или службы опекунов Соединенных Штатов, имеющему право на получение зарегистрированной в суде информации (включая книги, отчеты и документы), касающейся имущественных или финансовых дел должника, после того, как дело о банкротстве зарегистрировано в суде.
Статья 153 разд. 18 Свода законов США перечисляет лиц, привлекаемых к уголовной ответственности за умышленные действия, направленные на получение незаконной выгоды, присвоение, растрату или передачу любой собственности должника третьим лицам, не имеющим на нее права, а также за укрывательство или уничтожение документов, принадлежащих должнику. К таковым относится любое лицо, которое имеет доступ к собственности или документам, принадлежащим должнику на основании участия этого лица в управлении имуществом в качестве опекуна, государственного опекуна, маршала, поверенного или чиновника суда, а равно в качестве агента, служащего или иного работника, нанятого чиновником суда, чтобы проводить конкурсное управление и контроль над имуществом банкрота.
Наказанием за подобного рода деяния является штраф в размере до 250 тыс. долл. и (или) лишение свободы сроком до пяти лет.
В статье 154 данного раздела Свода законов США говорится об опекунах, государственных опекунах, маршалах или других чиновниках суда, которые в случае умышленной закупки любого имущества, относящегося к конкурсной массе и подконтрольного кому-либо из них, либо умышленного отказа предоставлять возможность для осмотра заинтересованными сторонами документов и счетов, касающихся дел о банкротстве, когда эти лица направлены судом для проведения такого рода действий, а также отказа предоставить опекуну возможность осмотра документов и счетов, имеющих отношение к имуществу должника, подвергаются штрафу в размере до 10 тыс. долл. и лишению права впредь заниматься какой-либо деятельностью, связанной с процедурой банкротства.
В соответствии со ст. 155 разд. 18 Свода законов США (соглашения оплаты в делах согласно разд. 11 и управление доходами) за явное или подразумеваемое соглашение одной заинтересованной стороны (должника, кредитора, опекуна, представителя любого из них или адвоката любой такой заинтересованной стороны) с другой заинтересованной стороной, связанное с управлением доходами при уже инициированной процедуре банкротства, с целью установления оплаты или другой компенсации, которая будет выплачена любой из этих сторон или адвокату заинтересованной стороны, за услугу, предоставленную в связи с имуществом должника, назначается штраф в размере до 10 тыс. долл. и (или) лишение свободы сроком до одного года.
В отдельную (156) статью вынесены пояснения относительно того, что лицо, подготавливающее документы для регистрации их в суде (bankruptcy petition preparer), означает любого человека, который готовит документ для регистрации, за исключением адвоката должника или служащего этого адвоката. Сам же "документ для регистрации" - ходатайство или любой другой документ, подготовленный должником к регистрации в суде по делам о банкротстве или окружном суде в связи с делом о банкротстве. В этой же статье говорится о том, что если дело о банкротстве или связанное с этим судебное разбирательство не принимаются к рассмотрению из-за попытки готовившего документ лица добиться возбуждения дела о несостоятельности с игнорированием требований разд. 11 Свода законов США или федеральных правил процедуры банкротства, то виновный подлежит наказанию в виде штрафа в размере до 10 тыс. долл. и (или) лишения свободы сроком до одного года.
Статья 157 разд. 18 Свода законов США гласит, что человек, разработавший схему обмана или предпринявший для этого усилия и попытавшийся выполнить или сокрыть эту схему так, чтобы в результате появилась возможность подачи заявления о банкротстве, регистрации документа в суде либо ложное представление информации суду об обязательствах должника, независимо от того, до или после регистрации заявления о банкротстве совершены эти действия, наказывается штрафом в размере до 250 тыс. долл. и (или) лишением свободы сроком до пяти лет.
В статье 110 разд. 11 Свода законов США "Кодекс о банкротстве" устанавливаются размеры штрафов для лиц, которые небрежно относятся к своим обязанностям при возбуждении процедуры банкротства или в ее процессе, а также за мошеннические действия при рассмотрении таких дел в судах.
Так, при подготовке документов для регистрации на всех документах должны быть печать, подпись, имя и адрес лица, составляющего данные документы.
Кроме того, на документах по банкротству должен быть проставлен номер счета социального обеспечения (нечто подобное номеру государственного пенсионного страхования в РФ) каждого, кто подготавливал документы или помогал при их составлении. Несоблюдение данного условия влечет наказание в виде штрафа в размере, не превышающем 500 долл. Когда несоблюдение этого правила произошло по "разумным" основаниям, лицо не несет ответственности.
Подготовка документов для регистрации в течение более длительного времени, чем это требуется для представления документов на подпись должнику, а также непредставление копий документов о банкротстве должнику наказываются штрафом в размере до 500 долл. за каждое такое действие, если только оно не совершено по "разумным" основаниям.
В случае, если лицо, подготавливающее документы для регистрации, заполняет какой-либо документ от имени должника без его ведома, то оно подлежит штрафу в размере до 500 долл. за каждый документ, выполненный с нарушением данного требования.
Лицо, подготавливающее документы для регистрации, не должно использовать слово "законный" или любой из его синонимов в рекламных объявлениях, а также любые обороты со словом "законный" или любым из его синонимов, в противном случае данное лицо будет подвергнуто штрафу в размере до 500 долл. за каждое нарушение этого предписания.
Ясно, что такое указание закона не направлено на отнесение всех без исключения неплатежеспособных лиц, открыто заявивших об этом, к разряду фиктивных банкротов, однако во избежание введения в заблуждение большого круга лиц в случаях банкротств, связанных с разного рода незаконной деятельностью, такой запрет видится необходимым. Плюс ко всему объявление о "законном" банкротстве может оказать влияние на беспристрастность суда, рассматривающего данное дело, а тем более на общественное мнение. А так как дела о банкротстве имеют порой очень сильный общественный резонанс, то такого рода дополнительные факторы воздействия, пусть и косвенного, но иногда достаточно серьезного, должны быть исключены.
При подготовке документов для регистрации запрещается получать какую бы то ни было плату от должника или от имени должника, даже в оплату судебных расходов по подготовке и регистрации в суде документов, связанных с банкротством. Несоблюдение приведенного положения наказывается штрафом в размере до 500 долл. за каждое из нарушений (ст. 110 разд. 11 Свода законов США).
При первичной подаче документов для регистрации (в пределах десяти дней после даты регистрации ходатайства) лицо, подготовившее такие документы, должно предоставить декларацию, раскрывающую любые денежные поступления от должника или от имени должника в течение 12 месяцев до возбуждения дела, а также любую не исполненную, но обещанную оплату со стороны должника.
Суд должен исключить доступ должника к прибыли с товарооборота и поручить контроль над непосредственным товарооборотом в отношении любого вышеупомянутого денежного требования опекуну по банкротству, с учетом того, что денежная масса должна быть больше уровня обязательств, связанных с подготовкой документов для регистрации их в суде. При этом должник может оставить в своем распоряжении собственность, которая может быть освобождена в соответствии с федеральными или местными законами, применимыми на день регистрации ходатайства о банкротстве в месте его постоянного проживания, если человек прожил там 180 или более дней. К тому же доля в собственности, к которой должник имел отношение непосредственно перед началом процедуры банкротства, а также недвижимость, арендная плата за которую полностью или частично оплачивается должником, также могут остаться у должника. Но единолично должник не может выбирать освобождаемое имущество. Если же стороны не смогут договориться об альтернативах, которые могут быть избраны, будет считаться выбранной та собственность, которая может быть освобождена в соответствии с федеральными законами или законами той местности, где зарегистрировано ходатайство и будет слушаться дело.
Ходатайства об освобождении такой собственности могут подавать как сам должник или кредитор, так и опекун или государственный опекун.
Неисполнение постановления суда относительно освобождаемой собственности лицом, отвечающим за подготовку документов для регистрации, влечет наказание в виде штрафа в размере до 500 долл. за каждый отказ исполнить постановление суда о переводе фондов в течение 30 дней с момента вынесения постановления.
Если отказано в возбуждении дела о банкротстве или проведении связанного с ним судебного разбирательства из-за неправильности документов, подготовленных к регистрации (включая такие как список кредиторов, исполнительные документы, список имущества и задолженностей, отчет о текущем доходе и текущих расходах, подтверждения о финансовых делах должника), из-за небрежности или умышленного игнорирования Кодекса о банкротстве и (или) Федеральных правил процедуры банкротства лицом, подготавливавшим документы для регистрации, или из-за совершения им мошеннических или вводящих в заблуждение действий, то суд по делам о банкротстве должен уведомить о таком факте окружной суд. По заявлению должника, опекуна или кредитора и после проведения слушания окружной суд должен возложить на лицо, готовившее документы для регистрации, оплату в счет должника:
- реальных убытков должника;
- суммы в 2000 долл. (если должник оплатил этому лицу больше 1000 долл., то выплата исчисляется в размере двойной суммы, уплаченной должником такому лицу за подготовку документов для регистрации в суде);
- разумных судебных издержек и затрат, понесенных должником в связи с деятельностью такого лица.
В случае, когда должник понес убытки из-за шагов, предпринятых опекуном или кредитором в процессе банкротства, то на лицо, подготавливавшее документы для регистрации, налагается дополнительная обязанность выплатить 1000 долл. плюс "разумные" судебные издержки и понесенные затраты.
Документы для регистрации могут подаваться должником, для которого подготовлен данный документ; лицом, подготовившим данный документ; кредитором; опекуном или государственным опекуном в округе, где лицо, подготовившее документ для регистрации, проживает, или где ведется бизнес, по поводу которого возбуждается процедура банкротства. Опекун Соединенных Штатов может также подать такой документ в любом другом округе, где проживает должник; может вчинить гражданский иск об удержании лица, подготавливающего документы для регистрации, от участия в любом деянии, нарушающем Кодекс о банкротстве, либо в предотвращении длящегося противоправного деяния такого лица. Однако если лицо, подготавливающее документы для регистрации, несмотря на такие попытки остановить его, окажется виновным в нарушении любого из условий Кодекса о банкротстве, то оно будет подвергнуто штрафу в размере 10 тыс. долларов.
За ложные сведения об опыте или образовании, представленные лицом, подготавливающим документы для регистрации, либо при уличении его в любом другом мошенническом или вводящем в заблуждение поведении должны быть предприняты меры для устранения такого поведения, но суд может и отстранить такое лицо от участия в процедуре банкротства. Однако если будет установлен факт постоянного участия лица, готовящего документы для регистрации, в противоправных деяниях и нет возможности предотвратить его вмешательство в процедуру банкротства в соответствии с положениями разд. 11 Свода законов США, а также в случаях, когда не оплачен штраф, вынесенный в соответствии с Кодексом о банкротстве, суд может предписать отстранение такого лица от деятельности по подготовке документов для регистрации их в суде.
При своевременном раскрытии такой деятельности суд принимает решение о возмещении должнику, опекуну или кредитору, который сообщил о подобных действиях, расходов на адвоката и затрат, которые в свое время были оплачены ими лицу, подготавливавшему документы к регистрации.
Начало борьбе с фиктивными банкротствами в США положило появление реальной необходимости защиты физических и юридических лиц от потери всех имеющихся средств при финансовых кризисах. В одном только 1995 году на территории США каждый день регистрировалось около 250 фиктивных банкротств. Такое положение дел никак не могло устроить государство. И в ФБР была разработана программа по борьбе с валом фиктивных банкротств.
Расследованию случаев фиктивного банкротства посвящена ст. 305*(7) разд. 18 Свода законов США, в которой говорится о том, что любой судья, кредитор или опекун, имеющий разумные основания полагать, что налицо то или иное нарушение законодательных положений США о банкротстве, относительно неплатежеспособных должников, управления их доходами или планов финансового оздоровления, а также в случаях, когда в этой связи необходимо проведение расследования, должны сообщить соответствующему федеральному атторнею все факты и обстоятельства дела, имена свидетелей, сообщивших о факте фиктивного банкротства.
Федеральный атторней, вслед за этим, должен расследовать факты и о результатах сообщить судье, и если с точки зрения судьи есть основания полагать, что такое нарушение было совершено, то вопрос без задержки должен быть представлен большому жюри. Если же после проведения первичной проверки атторней решит, что нет оснований для дальнейшего расследования или судебного преследования за фиктивное банкротство, то он должен сообщить об этом Генеральному атторнею США для получения дальнейших предписаний.
Конституция США устанавливает преимущество федеральных законов перед местными, в тех случаях, когда одни и другие явно дублируют друг друга. Но Конституция оказывается не в силах охватить весь спектр возникающих проблем, да и не направлена на это. Выход из такой ситуации был найден в создании новых структур федеральной государственной власти (правительства, министерств и различных административных агентств, комитетов Конгресса, федеральных судов первой и второй инстанций и т. д.). Одним из таких органов стало Налоговое управление (Internal Revenue Service (IRS) при Министерстве финансов США.
Обнаружение и судебное преследование фиктивного банкротства продолжает быть приоритетом для IRS7, так же как и для Министерства юстиции. За последние пять лет количество заявлений о банкротствах составляло в среднем 1,37 миллиона ежегодно. Со стороны IRS их было около 40 процентов от общего числа. Дело в том, что IRS довольно часто является главным кредитором в делах по банкротству. Ежегодно в судебный архив поступает более чем 150 тыс. доказательственных требований от IRS, которые направлены на защиту миллиардов долларов в налоговом эквиваленте.
Как и в любой другой стране, далеко не все уголовные дела о нарушении законодательства о банкротстве достигают своей последней стадии (приговора). Это происходит из-за ошибок следствия, и не только при обнаружении, но и при закреплении доказательств. С другой стороны, сами подозреваемые довольно часто действуют с большой степенью продуманности и организованности, вследствие чего, даже при обнаружении некоторых признаков фиктивного банкротства, почти невозможно доказать наличие такового, или, по крайней мере, наличие умысла на совершение подобных действий. Однако те лица, которым выносится обвинительный приговор за столь серьезные преступления, которые напрямую увязываются с легализацией (отмыванием) как денежных средств, так и иного имущества, в абсолютном большинстве случаев попадают в федеральные тюрьмы. Приведенные ниже статистические данные (см. таблицу) показывают реальное положение дел по обнаруженным, расследованным и рассмотренным в суде с участием IRS случаям фиктивного банкротства в США за 2001-2003 годы*(8).
Годы | 2003 | 2002 | 2001 |
Инициированных уголовных преследований |
58 | 50 | 40 |
Рекомендаций к судебному преследованию |
21 | 17 | 16 |
Обвинительных актов | 16 | 12 | 22 |
Приговоров | 14 | 23 | 15 |
Подвергнуты лишению свобо- ды |
92,9% | 87,0% | 86,7% |
Среднее кол-во месяцев лишения свободы |
29 | 23 | 19 |
Примером успешного расследования фиктивного банкротства может служить дело в отношении Чарльза Х. Барбера, его отца, Чарльза
М. Барбера, и его матери, Элен Дж. Барбер, слушание дела в отношении которых закончилось 10 мая 2004 г. в графстве Албани, штат Нью-Йорк, приговором о виновности в соответствии с их ролями в схеме обмана Правительства. Подсудимые были осуждены присяжными по совокупности преступлений - фиктивное банкротство, мошенничество, связанное с телеграфными сообщениями, и заговор, направленный на отмывание денег. Чарльз Х. Барбер и Чарльз М. Барбер были осуждены за нецелевое использование ссуды в 370 тыс. долл. Также отец и сын были осуждены за сокрытие имущества от опекуна, кредиторов и государственного опекуна по банкротству. Чарльз М. Барбер был еще признан виновным в передаче приблизительно 489 тыс. долл. со своего счета на счет в багамском банке. При рассмотрении этого дела присяжные обвинили всех троих подсудимых в отмывании денег из трансфертных фондов, при их осведомленности, что эти фонды созданы в результате незаконной деятельности, а также в сокрытии источника происхождения, местоположения и подконтрольности отдельных фондов в процессе судебного слушания по делу о банкротстве. Чарльз М. Барбер и Чарльз Х. Барбер были приговорены к четырем годам лишения свободы. Элен Дж. Барбер, в связи с меньшей ролью в схеме, была приговорена к двум годам и десяти месяцам лишения свободы. Всем троим подсудимым было назначено совместно заплатить 1935 тыс. долл. в качестве реституции.
По другому делу, за фиктивное банкротство, в Лос-Анджелесе, штат Калифорния, Роберт А. Грант был приговорен к двум годам и девяти месяцам лишения свободы, после того как он признал себя виновным в фиктивном банкротстве и отмывании денег. В октябре 1995 г., когда регистрировалось заявление о банкротстве, он для осуществления схемы обмана скрыл имущество от суда по делам о банкротстве и кредиторов, включая IRS. Это имущество находилось в ведении корпораций и трестов, зарегистрированных на третьих лиц, но фактически контролируемых Грантом. Деятельность данных корпораций была направлена на сокрытие имущества Гранта, включая 80 акров свободной земли и 4,5 миллиона долларов из его пенсионного фонда, а также других ликвидных активов. Активы были переведены обратно Гранту в виде платежей, жалований и других отчислений, проведенных через эти корпорации и тресты, уже после того, как дело о банкротстве было завершено.
В штате Невада, в Лас-Вегасе, 9 сентября 2003 г. субподрядчик строительной программы Ронни Ли Форд был приговорен к четырем годам и девяти месяцам лишения свободы, с отбыванием наказания в федеральной тюрьме, по обвинению в укрывательстве налогов, мошенничестве и укрывательстве конкурсных масс. Форду также было предписано оплатить более чем 1,7 миллиона долларов реституции Соединенным Штатам. Секретарь и казначей строительной корпорации Рэмхорн и ее преемника, корпорации Дрифс, признали, что Форд и его партнер, Бобби Ален, обманывали IRS и лгали суду по делам о банкротстве Соединенных Штатов, в связи с регистрацией банкротства их строительной компании в январе 1997 г. С сентября 1995 г. и по сентябрь 1997 г. данная компания получила 12 миллионов долларов по субподрядному договору для обеспечения строительных работ в Лас-Вегасе. Форд и его сообщники подали ложные сведения в IRS и в суд по делам о банкротстве, чтобы скрыть истинную прибыль, полученную по контракту. Данное преступление причинило убытков на 1,4 миллиона долларов, которые переводились на банковские счета, использовались и поддельные документы о расходах, и обширные наличные расчеты, направленные на сокрытие истинной прибыли. Соучастник Бобби Ален 13 июня 2003 г. был приговорен к трем годам и одному месяцу лишения свободы за мошеннический сговор в укрывательстве налогов и фиктивное банкротство.
* * *
В заключение хотелось бы высказать свои предложения по совершенствованию российского уголовного законодательства в отношении преступлений, связанных с банкротством граждан и юридических лиц, - с учетом американского законодательства в этой области.
Так, в ст. 195 (неправомерные действия при банкротстве), 196 (преднамеренное банкротство), 197 (фиктивное банкротство) УК РФ содержится понятие "крупный ущерб", причинение которого и влечет уголовную ответственность. Проанализировав данные статьи, можно прийти к выводу, что такого рода ущерб может быть нанесен только физическим или юридическим лицам, так как причинение ущерба государству посредством сокрытия денежных средств или имущества, за счет которых должно быть произведено взыскание недоимки по налогам и (или) сборам, наказывается в соответствии со ст. 199.2 УК РФ. Однако характеристика крупного ущерба остается оценочной категорией. Понятно, что крупный ущерб физическому или юридическому лицу измеряется совершенно разными величинами. Но поскольку конкретные пределы такого ущерба в УК РФ не обозначены, создается ситуация, при которой работа судебных органов становится затруднительной, а в худшем случае это таит в себе опасность злоупотребления со стороны судов. В связи с этим стоило бы подумать об установлении минимальных пределов крупного ущерба, нанесенного физическому лицу, индивидуальному предпринимателю или крестьянскому (фермерскому) хозяйству (скажем, свыше 100 тыс. руб.), а также юридическому лицу (например, 300 тыс. руб.). При этом в случае нанесения ущерба нескольким лицам для привлечения виновного к уголовной ответственности должен учитываться совокупный ущерб, нанесенный одной из категорий кредиторов.
Более того, стоило бы подумать о рецепции в известных пределах положений американского законодательства о банкротстве, где для привлечения к уголовной ответственности не требуется, чтобы фиктивным банкротством был нанесен крупный ущерб. В США деяния, связанные с фиктивным банкротством, наказуемы при любом размере причиненного ущерба, а сам этот размер может быть учтен лишь при назначении наказания (в первую очередь - штрафа) за конкретное преступление.
Нам представляется также, что необходимо уточнение иных формулировок статей УК РФ о банкротстве. В частности, положения о наступлении уголовной ответственности только в том случае, когда действия совершены руководителем или собственником коммерческой организации либо индивидуальным предпринимателем, необходимо дополнить словами "а также с его ведома или по его поручению".
Существует необходимость внесения изменений, направленных на введение в УК РФ нормы об уголовной ответственности лиц, препятствующих или вмешивающихся в деятельность арбитражного управляющего. Наказание за подобные деяния возможно в виде ограничения свободы сроком до двух лет, либо ареста на срок от двух до четырех месяцев, либо лишения свободы сроком до одного года со штрафом (в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы либо иного дохода осужденного за период до шести месяцев) либо без такового.
Уголовную ответственность в виде штрафа в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательных работ на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительных работ сроком до одного года, либо ареста на срок до трех месяцев, представляется целесообразным предусмотреть в отношении лиц, умышленно нарушающих требования законодательства о банкротстве при возбуждении процедуры банкротства, то есть несоблюдение требований, предусмотренных для заявления о банкротстве; искажение сведений, содержащихся в заявлении и документах, прилагаемых к нему; подача заявления о банкротстве представителем должника без ведома последнего; представление ложных сведений об образовании, стаже работы или количестве процедур банкротства со стороны назначаемого арбитражного управляющего и т.п.
С.П. Кубанцев,
младший научный сотрудник, аспирант ИЗиСП
"Журнал российского права", N 12, декабрь 2004 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) "Должник", по американскому законодательству, - лицо или муниципалитет, относительно которого было возбуждено дело о банкротстве согласно разд. 11 Свода законов США.
Под термином "лицо" подразумевается индивидуум, товарищество или корпорация, за исключением правительственных единиц. Правительственная единица может быть отнесена к термину "лицо" в том случае, когда от ее имени приобретаются активы должника, в результате действия соглашения о страховании кредитов или в результате получения, лично или через агента, таковых после ликвидации "лица". А также, когда правительственная единица является поручителем выплат пенсии, подлежащей оплате от имени должника или филиала должника, либо является законным представителем или акционером кредиторских активов. Под термином "муниципалитет" подразумевается административно-политическое подразделение или общественное агентство на уровне штата или федерации.
*(2) См.: Johnson v. Zerbst, 304 U.S.458, 58 S. Ct. 1019 (1938).
*(3) Фелония - преступление, относящееся к категории наиболее тяжких, мисдиминор - менее тяжкое преступление. Наказание в виде лишения свободы за первое назначается сроком свыше одного года, за второе - не более одного года.
*(4) United States v. Hudson and Goodwin, 11 US (7 Cranch) 32 (1812).
*(5) См.: Ducat C. Modes of Constitutional Interpretation. St. Paul., 1978. P. 264.
*(6) Служба маршалов США является органом Министерства юстиции США.
Основная функция маршалов и их заместителей - исполнение приказов, предписаний и распоряжений, исходящих от федеральных судов. Маршалы по делам федеральной юрисдикции производят аресты, обыски и изъятия согласно ордерам, выданным судом, обеспечивают охрану участников процесса, содержание под стражей и перевозку арестованных и осужденных до помещения их в пенитенциарные учреждения. На маршалов возложена изоляция свидетелей от воздействия заинтересованных лиц.
Маршалы США назначаются президентом с одобрения Сената. Ответственность за выбор кандидатов на эту должность несет заместитель Генерального атторнея США. Директор руководит 94-мя маршалами - по одному в каждом судебном округе - и осуществляет надзор за их деятельностью, подчиняясь заместителю Генерального атторнея США.
*(7) См.: Internal Revenue Service. Department of the Treasury. IRS.gov. Bankruptcy Fraud - Criminal Investigation. http://www.irs.gov.
*(8) Internal Revenue Service. Department of the Treasury. IRS.gov. Statistical Data - Bankruptcy Fraud. http://www.irs.gov/irs/article/0,,id=118207,00.html
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Фиктивное банкротство в США
Автор
С.П. Кубанцев - младший научный сотрудник, аспирант ИЗиСП
"Журнал российского права", 2004, N 12