Меняем "М" на "Ф"
В этом году многим бухгалтерам придется тратить гораздо больше времени на сдачу налоговой отчетности. Увеличатся очереди, а может, и сама дорога до инспекции станет длиннее. А кому-то из бухгалтеров в поисках работы придется конкурировать с сокращенными инспекторами.
Под катком административной реформы
Активное внедрение "прогрессивных форм" организации работы налоговых инспекций началось с федеральной целевой программы "Развитие налоговых органов (2002-2004 годы)". На практике это вылилось в электронную отчетность, некоторое сокращение количества выездных проверок, повышение роли сотрудников отделов камеральных проверок и укрупнение инспекций.
В результате в большом количестве появились межтерриториальные инспекции. Вот только не все из них научились общаться с бухгалтерами по интернету. Да и фирмам порой дешевле оплатить своему главбуху поездку к инспекторам в другой город, чем услуги интернет-провайдера.
При объединении двух, а то и трех инспекций в одну страдало, как правило, их начальство: руководителей и замов понижали в должности, некоторые, не выдержав "позора", увольнялись. Но основная масса инспекторов особых перемен не почувствовала.
Логическим завершением административной реформы стало правительственное постановление, утвердившее положение о Федеральной налоговой службе. После этого все завертелось с утроенной силой. Ведь стоит только что-то по-другому назвать, как за этим сразу же тянется длинный хвост перемен.
После издания внутриведомственного приказа о преобразовании МНС в ФНС пришла очередь налоговых управлений и территориальных инспекций: 19 октября 2004 года вышел приказ новой федеральной службы. Его суть можно выразить двумя словами - сокращение штатов.
Кому буква, кому число
Несмотря на то что октябрьский приказ установил предельную численность сотрудников налоговых управлений и инспекций, "волнения" начались сперва лишь среди бухгалтеров обычных фирм. Кому адресовать документы? С одной стороны - название изменилось, а с другой - вывески и бланки остались прежние.
Даже в конце декабря прошлого года налоговики все еще терпеливо объясняли по телефону всем вопрошающим: "У нас еще ничего не поменялось, может, в будущем году, а пока пишите как раньше". И это при том, что октябрьским приказом "на все про все" отведен двухмесячный срок.
В одной из московских налоговых, которые якобы были переименованы чуть ли не раньше всех - в ноябре, буквально диктовали:
"Пишите ИМНС, говорю по буквам: Иван, Мария, Николай, Светлана".
"И у нас тоже все по-старому, - сказали калининградские налоговики. - Ни одна инспекция еще не поменяла название. Пока готовимся. Уже дали объявление в местную газету, что будет переименование. А в документах пока все указывают "ИМНС такая-то"".
Ситуацию нам немного прояснили в Управлении организации работы с налогоплательщиками и средствами массовой информации столичного УМНС, на которое возложены функции пресс-службы ФНС: "До сих пор еще не решен вопрос с кадрами, их уже вывели за штат, но пока не оформили на новом месте. Как только это произойдет, будут выданы новые печати. Они уже готовы и ждут окончания реорганизации".
Мы попросили прокомментировать эту ситуацию руководителя отдела по сертификации при Госстандарте "ПечатьСерт" Евгения Сарингуляна. Он стоял у истоков сертификации производства гербовых печатей и прекрасно осведомлен, что значит для госструктуры иметь действительную печать. "Нынешняя ситуация абсурдна, - считает Евгений Хачатурович. - Реформа не вчера началась, все инспекции уже давно должны поменять печати. Возможно, основная проблема подобной нерасторопности в том, что люди просто не хотят перемен".
Налоговики пойдут на биржу труда
"Установление предельной численности" сотрудников налоговых управлений и инспекций упомянуто в названии октябрьского приказа ФНС отнюдь не ради красного словца. После окончательного утверждения штатов налоговое ведомство не досчитается в своем составе почти четырех тысяч человек. Бесспорно, в разных регионах это сокращение будет неравномерным: где-то больше, где-то меньше. Например, в Калининграде глобальных сокращений не ожидается. Уменьшат численность только в налоговом управлении, и то лишь на 17 человек. Причем им предложат перейти работать из управления в инспекцию.
В Москве значительных перемен пока тоже не предвидится. Прекратили существование две налоговых инспекции. Но этого никто особо не заметил - они целиком влились в более крупные. К тому же в одной из них вообще никто не стоял на учете - она занималась исключительно обработкой данных и теперь вошла в состав межрегиональной инспекции по централизованной обработке данных.
Но так будет далеко не во всех регионах. "У нас сокращают 20 процентов сотрудников, инспекций было 36, а останется 16! - сообщила пресс-секретарь из ставропольского налогового управления. - А ведь сейчас каждый человек - ценность. Людей не хватает, они работают допоздна: до четырех часов в селах, в отделах по работе с налогоплательщиками, а потом едут в районные инспекции и там еще до десяти вечера сидят".
В Курганской области из 14-ти инспекций планируется оставить восемь. В Тамбовской количество инспекций, вероятнее всего, останется прежним, а вот штат сотрудников сократят аж на 25 процентов. В Липецкой без работы могут остаться 80 налоговиков, то есть больше 10 процентов.
Для бухгалтеров такое сокращение - начало проблем. С одной стороны, меньше налоговиков - меньше проверок, есть же предел человеческих возможностей. Нельзя выполнять такую же по объему работу меньшим числом сотрудников. А с другой стороны, уменьшение количества инспекторов потянет за собой более длинные очереди в налоговых и, как следствие, поголовную "электронизацию" отчетности. Фирм-то останется столько же.
А поскольку "электронная отчетность" чаще всего - дискетка с обязательной распечаткой деклараций на "бумажном носителе", а не интернет, то посещение налоговой в период сдачи отчетов останется обязательным. И все чаще это будет означать поездку, скажем, в соседний город, километров за 80, а то и больше.
Кстати, инспекторам придется преодолевать не меньшие расстояния, а значит, для того чтобы выполнить план, они еще активнее возьмутся за камеральные проверки. Следовательно, возить документы (или их копии) придется все-таки бухгалтерам. И разжалобить инспекторов будет невозможно (подробности - на стр. 69).
"Расчет", N 1, январь 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Расчет"
Учредитель - ООО "РедСо"
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-28195
Адрес редакции: 107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 14, стр. 1
тел. 8 (495) 737-76-24
e-mail: info@raschet.ru