Раздел I. Общие положения
Глава 1. Основные положения
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Кодекса
1. Настоящий Кодекс регулирует административное судопроизводство - порядок защиты в административных судах общей юрисдикции (далее - суды) прав, свобод и охраняемых законом интересов человека и гражданина, прав и охраняемых законом интересов юридических лиц и их объединений (далее - заявитель) от неправомерных решений и действий (бездействия) федеральных органов исполнительной власти, иных федеральных государственных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих (далее - административный ответчик), а также порядок рассмотрения иных административных споров, вытекающих из публично-правовых отношений.
2. В случаях, установленных настоящим Кодексом, в качестве административного ответчика может выступать гражданин и /или организация (объединение граждан).
Статья 2. Законодательство об административном судопроизводстве
1. Порядок административного судопроизводства в судах определяется настоящим Кодексом.
2. Административное судопроизводство осуществляется в соответствии с теми процессуальными нормами, которые действуют на день совершения процессуального действия. При осуществлении административного судопроизводства суд применяет нормы материального права, которые действовали на момент нарушения права заявителя.
3. В случае отсутствия административно-процессуальной нормы, регулирующей отношения, возникшие в ходе производства по делу, суд применяет норму права, регулирующую сходные отношения, а при отсутствии такой нормы действует исходя из принципов осуществления правосудия в Российской Федерации.
4. Суд, установив при рассмотрении и разрешении дела, что какой-либо нормативный правовой акт не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, применяет нормы акта, имеющего большую юридическую силу.
Статья 3. Задачи административного судопроизводства
Задачами административного судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными и федеральными законами, а в случаях, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, в целях защиты прав, свобод и охраняемых законом интересов заявителей, а также общественных и государственных интересов от неправомерных решений и действий (бездействия) административных ответчиков.
Статья 4. Право на обращение с жалобой в суд за защитой
1. Заявитель вправе в порядке, установленном настоящим Кодексом, обратиться с жалобой в суд в соответствии с подсудностью дела по любому из следующих оснований:
а) нарушение прав, свобод и охраняемых законом интересов заявителя и/или создание угрозы их нарушения;
б) создание препятствия осуществлению заявителем его прав, свобод и охраняемых законом интересов;
в) непринятие необходимых мер по реализации прав, свобод и охраняемых законом интересов заявителя;
г) незаконное возложение на заявителя какой-либо обязанности;
д) необходимость установления наличия или отсутствия определенного права или юридически значимого обстоятельства.
2. В случаях, установленных настоящим Кодексом, дело может быть возбуждено по заявлению общественной организации, выступающей от своего имени в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов гражданина (граждан), если это предусмотрено ее уставом, зарегистрированным в установленном законом порядке, а также в интересах самой организации, либо по заявлению (обращению) Президента Российской Федерации, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, прокурора в установленных настоящим Кодексом случаях.
3. Обращения в суд должностных лиц, государственных органов и органов местного самоуправления именуются заявлениями.
Статья 5. Пределы административного судопроизводства
1. Административное судопроизводство не может быть осуществлено, если вопрос о конституционности обжалуемого решения подлежит рассмотрению в Конституционном Суде Российской Федерации или в конституционном (уставном) суде субъекта Российской Федерации, либо если обжалуемое действие (бездействие) административного ответчика является предметом гражданского, арбитражного или уголовного судопроизводства.
2. В случае если требования, содержащиеся в заявлении, подведомственны одновременно административным судам, иным судам общей юрисдикции и/или арбитражным судам, дело рассматривается в административном суде, который решает спор в части, входящей в его компетенцию. Если требование, заявленное в административном суде, одновременно рассматривается в иных судах, то производство в иных судах приостанавливается до окончания рассмотрения дела в административном суде.
3. Суд приостанавливает производство по делу в случае обращения суда или административного ответчика в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности федерального закона или иного нормативного правового акта, противоречие с которым проверяется при производстве по делу об оспаривании нормативного правового акта, до принятия соответствующего решения Конституционным Судом Российской Федерации. Такое же решение принимается судом, если Конституционным Судом Российской Федерации такая проверка проводится по заявлению иных лиц.
Статья 6. Независимость судей
1. При осуществлении правосудия судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.
2. Вмешательство в деятельность судей по осуществлению правосудия запрещается и влечет за собой установленную федеральным законом ответственность.
Статья 7. Равенство всех перед законом и судом
Правосудие по административным делам осуществляется на началах равенства перед законом и судом всех граждан независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, гражданства или подданства и других обстоятельств, а также организаций - независимо от их организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения, подчиненности и других обстоятельств.
Статья 8. Осуществление правосудия на основе состязательности и равноправия сторон
1. Правосудие по административным делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
2. Суд, сохраняя объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет заявителям их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения процессуальных действий, в целях обеспечения равноправия сторон содействует гражданам в реализации их процессуальных прав, создает иные условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при разрешении административных дел.
3. Суд в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом административным ответчиком является гражданин, осуществляет перечисленные в части второй настоящей статьи обязанности и в отношении административного ответчика.
Статья 9. Приоритет интересов гражданина
Если при оценке доказательств возникают неустранимые сомнения, то такие доказательства не могут использоваться против гражданина.
Статья 10. Гласность судебного разбирательства
1. Рассмотрение дел во всех судах открытое.
2. Лица, участвующие в деле, и граждане, присутствующие на открытом судебном заседании, имеют право фиксировать ход судебного разбирательства письменно и с помощью обычных средств звукозаписи. Фотосъемка, видеозапись, радио- и телетрансляция судебного заседания допускаются с разрешения суда.
3. Рассмотрение дел в закрытых судебных заседаниях осуществляется по делам, содержащим сведения, составляющие государственную тайну, а также по другим делам, когда это предусмотрено федеральным законом.
Закрытое судебное разбирательство допускается также по ходатайству участвующих в деле лиц в целях обеспечения неприкосновенности частной жизни граждан, сохранения коммерческой или иной охраняемой законом тайны.
4. О рассмотрении дела в закрытом судебном заседании суд выносит мотивированное определение.
5. При разбирательстве дела в закрытом судебном заседании присутствуют лица, участвующие в деле, их представители, а в необходимых случаях также свидетели, эксперты, специалисты, переводчики.
6. Дело в закрытом судебном заседании рассматривается и разрешается с соблюдением всех правил административного судопроизводства.
7. Судебное решение вручается лицам, участвующим в деле, и/или их представителям или направляется им по почте.
8. В случае если в деле участвовало более двадцати пяти заявителей, судебное решение подлежит публикации в средстве массовой информации по выбору суда либо в официальном издании соответствующего суда или вывешивается на доске объявлений суда, рассмотревшего дело.
Решение суда о публикации судебного решения отражается в резолютивной части судебного решения и для печатного органа является обязательным.
9. Сообщение о решении суда об отмене или изменении нормативного правового акта публикуется в печатном органе, в котором этот акт был опубликован, в обязательном порядке; сообщение о решении суда об отмене или изменении ненормативного правового акта может быть опубликовано в печатном органе по усмотрению суда.
10. Судебное решение представляется по требованию участвующих в деле лиц в полнотекстовом формате.
11. Выдача копий судебных решений иным лицам производится за плату, составляющую двести рублей и плюс десять рублей за каждую страницу свыше трех.
12. Решение о выдаче копии решения в сокращенном виде принимает судья (председательствующий в судебном заседании), исходя из положений части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Статья 11. Обязательность судебных решений
1. Суды принимают судебные решения в форме постановлений, а также в форме определений.
2. Вступившие в силу судебные решения обязательны для всех без исключения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, общественных объединений, иных объединений, организаций, учреждений и предприятий независимо от форм собственности, граждан и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
3. Неисполнение судебного решения влечет ответственность, предусмотренную федеральным законом.
Статья 12. Язык, на котором ведется административное судопроизводство
1. Административное судопроизводство в федеральных судах ведется на русском языке - государственном языке Российской Федерации.
2. Административное судопроизводство в межрайонных судах может также вестись и на государственном языке (языках) республики, на территории которых они находятся.
3. Административное судопроизводство мировым судьей ведется на государственном языке или языке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
4. В случае, когда административное судопроизводство велось в соответствии с правилами, установленными частями второй и третьей настоящей статьи, решение суда излагается на русском языке и при необходимости по ходатайству сторон сопровождается переводом на использовавшийся язык.
5. Лицам, участвующим в деле, не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство, а также глухим и немым, обеспечивается право знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, показания и заключения, выступать и заявлять ходатайства, подавать жалобы на родном языке либо на государственном языке, а также пользоваться услугами переводчика (сурдопереводчика) в порядке, установленном настоящим Кодексом.