Глава 16. Производство в суде надзорной инстанции
Статья 158. Постановления и определения, которые могут быть пересмотрены в порядке надзора
Вступившие в законную силу постановления и определения судов первой и второй инстанций, которыми дело разрешено по существу, могут быть пересмотрены в порядке надзора судами, указанными в статьях 19 и 20 настоящего Кодекса.
Статья 159. Подача надзорной жалобы
1. Надзорная жалоба может быть подана не позднее трех месяцев со дня вступления обжалуемого решения в законную силу, за исключением случаев, установленных настоящим Кодексом. Отказ в возбуждении надзорного производства по делу может быть обжалован не позднее месячного срока со дня уведомления лица, подавшего жалобу, о принятом решении.
2. Подача надзорной жалобы не приостанавливает исполнение обжалованного судебного решения, за исключением случаев, установленных настоящим Кодексом.
Статья 160. Основания возбуждения надзорного производства
1. Надзорное производство возбуждается по надзорным жалобам лиц, участвующих в деле, их представителей, а также лиц, в отношении которых судом разрешен вопрос об их правах и обязанностях без привлечения к участию в деле.
2. Усмотрев нарушение публичного интереса в деле, суд может возбудить надзорное производство и по иным основаниям, а также по собственной инициативе.
Статья 161. Пределы пересмотра судебных постановлений в порядке надзора
При рассмотрении дела в надзорном порядке суд проверяет по имеющимся в деле материалам правильность применения и толкования судами норм материального и процессуального права в пределах доводов надзорной жалобы. Усмотрев публичные интересы, суд может выйти за пределы доводов надзорной жалобы.
Статья 162. Содержание надзорной жалобы
1. Надзорная жалоба должна содержать:
а) наименование суда, в который направлена жалоба;
б) наименование суда, вынесшего обжалуемое постановление (определение);
в) дату (число, месяц и год) и место вынесения обжалуемого постановления (определения);
г) фамилию, имя, отчество и место жительства заявителя-гражданина;
наименование и место нахождения заявителя - юридического лица;
д) доводы в пользу пересмотра постановления в порядке надзора;
е) подпись заявителя (заявителей) либо их представителей;
ж) дата подачи жалобы.
2. К надзорной жалобе прилагается копия обжалуемого постановления (определения) суда, заверенная соответствующим судом. В случае, если заявление подается представителем стороны, к жалобе должны быть приложены документы, удостоверяющие его полномочия.
3. Если жалоба подана с пропуском установленного срока и содержит просьбу о его восстановлении, вопрос о восстановлении данного срока или об отказе в его восстановлении решается судьей, рассматривающим жалобу.
Статья 163. Отзыв надзорной жалобы
1. Лицо, подавшее надзорную жалобу, вправе отозвать жалобу. Отзыв заявления или жалобы влечет окончание надзорного производства в суде.
2. В случае отзыва надзорной жалобы повторная подача надзорной жалобы тем же лицом не допускается.
Статья 164. Порядок возбуждения надзорного производства
1. Надзорная жалоба, поступившая в окружной административный суд, рассматривается:
а) жалоба на постановление (определение) суда первой инстанции, не бывшее предметом рассмотрения судом второй инстанции, коллегией из трех судей;
б) жалоба на решение второй инстанции окружного суда и суда первой инстанции - коллегией из трех судей, входящих в состав президиума окружного административного суда.
2. Коллегия из трех судей, рассмотрев жалобу, принимает решение либо об отказе в удовлетворении жалобы, либо о возбуждении надзорного производства и передаче жалобы на рассмотрение суда надзорной инстанции. Решения по этим вопросам выносятся в форме определения, в котором указываются основания принятого решения.
3. Определение коллегии об отказе в возбуждении надзорного производства может быть обжаловано председателю окружного суда, который либо отказывает письмом в удовлетворении жалобы, либо входит в президиум с представлением об отмене определения и одновременной проверке законности и обоснованности обжалованных решений.
4. Усмотрев, что решениями судов первой и второй инстанций нарушен публичный интерес, председатель окружного административного суда вносит надзорное представление в президиум о проверке законности и обоснованности этих решений и без наличия надзорных жалоб на эти решения.
5. После отказа председателя окружного административного суда в удовлетворении жалобы на определение коллегии об отказе в возбуждении надзорного производства это определение может быть обжаловано Председателю Верховного Суда Российской Федерации или его заместителям, которые вправе войти в президиум окружного административного суда с представлением об отмене определения и о проверке законности и обоснованности обжалуемых решений.
6. Жалобы на решения окружного административного суда, вынесенные по первой инстанции и не бывшие предметом рассмотрения в суде второй инстанции, а также на решения президиума окружного суда, рассматриваются коллегией из трех судей Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, которая либо отказывает определением в возбуждении надзорного производства, либо возбуждает надзорное производство и принимает дело к своему рассмотрению.
7. Решения Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, а также определения судей Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации об отказе в возбуждении надзорного производства могут быть обжалованы Председателю Верховного Суда Российской Федерации либо его заместителям, которые либо отказывают письмом в удовлетворении жалобы, либо входят в Президиум Верховного Суда Российской Федерации с представлением об отмене решения (определения) и проверке законности и обоснованности обжалованных решений.
8. Председатель Верховного Суда Российской Федерации, его заместители могут по мотивам нарушения публичного интереса внести представление в соответствующий суд надзорной инстанции о проверке законности и обоснованности любого решения административных судов Российской Федерации и при отсутствии надзорных жалоб на эти решения.
9. Коллегия из трех судей, председатель окружного административного суда, Председатель Верховного Суда Российской Федерации и его заместители при решении вопроса о возбуждении надзорного производства вправе истребовать административное дело, а также приостанавливать полностью или в части исполнение обжалованного судебного решения.
Статья 165. Содержание определения (представления) о возбуждении надзорного производства по делу
В определении (представлении) о возбуждении надзорного производства должны содержаться указания на обстоятельства, которые подлежат проверке в суде надзорной инстанции, но не могут вноситься предложения относительно решения, которое должно быть принято этим судом.
Статья 166. Сроки рассмотрения надзорной жалобы
1. Решение о возбуждении надзорного производства по жалобе принимается не позднее месяца со дня ее поступления в суд.
2. Надзорная жалоба рассматривается судом не позднее чем в трехмесячный срок со дня ее поступления в суд.
Статья 167. Извещение сторон, не обратившихся с надзорной жалобой, и третьих лиц
Суд уведомляет лиц, участвующих в деле, не обратившихся с надзорной жалобой, а также третьих лиц о принятии к производству надзорной жалобы, направляет ее копию и определяет срок, в течение которого могут быть представлены возражения.
Статья 168. Порядок рассмотрения дела
1. Рассмотрение дела по надзорной жалобе производится в президиумах судов в составе не менее половины их членов, в коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации - коллегией из трех судей.
2. Решение вопроса о возбуждении надзорного производства по надзорной жалобе принимается коллегией судей, председателем окружного суда, Председателем Верховного Суда Российской Федерации, его заместителями в письменной виде без вызова лиц, участвующих в деле.
3. Суд надзорной инстанции уведомляет лиц, участвующих в деле, о дате его рассмотрения и разъясняет их право направить своих представителей в судебное заседание.
Статья 169. Основания к отмене судебных постановлений в порядке надзора
1. Основаниями к отмене (изменению) постановления (определения) суда в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлекшие вынесение незаконного решения суда.
2. Правильное по существу судебное постановление (определение) не может быть отменено по одним лишь формальным соображениям.
Статья 170. Полномочия суда, рассматривающего дело в порядке надзора
Суд, рассмотрев дело в порядке надзора, вправе:
а) оставить обжалуемое постановление (определение) без изменения, а жалобу - без удовлетворения;
б) изменить или отменить обжалуемое постановление (определение) полностью либо в части и принять новое постановление;
в) отменить обжалуемое постановление (определение) и иные ранее вынесенные постановления (определения) по делу и прекратить его производством;
г) оставить в силе одно из ранее вынесенных по делу постановлений (определений);
д) в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 156 настоящего Кодекса, суд надзорной инстанции отменяет постановление (определение), содержащее указанные нарушения, и все последующие решения по делу и направляет дело в суд, допустивший нарушения, на новое рассмотрение;
е) отменить кассационное постановление (определение) и направить дело на новое рассмотрение в суд второй инстанции.
Статья 171. Порядок рассмотрения дела в суде надзорной инстанции
1. Рассмотрение дела начинается с доклада дела одним из судей. При рассмотрении дела в президиуме докладчиком может быть судья, не входящий в состав президиума. Докладчику могут быть заданы судьями вопросы, касающиеся существа дела.
2. Если в судебное заседание явились представители лиц, участвующих в деле, суд заслушивает их соображения по правовой стороне дела. Судьи могут задавать представителям вопросы по существу дела, представители могут с разрешения председательствующего давать пояснения по выступлению представителей противоположной стороны.
3. После выступления представителей они удаляются из зала заседания и в их отсутствие судьи проводят совещание с целью принятия решения.
4. В интересах законности и защиты законного публичного интереса суд может выйти за пределы жалобы и оснований, изложенных в определении (постановлении) о возбуждении надзорного производства, но не вправе выйти за пределы требований, заявленных в суде первой инстанции.
5. Если в ходе совещания судьи вынесли решение по существу дела, оно объявляется представителям участвующих в деле лиц. Суд может отложить вынесение решения по существу дела, но не более чем на один месяц, о чем объявляет представителям лиц, участвующих в деле. В этом случае коллегия (президиум) принимает решение в судебном заседании без доклада дела и участия иных лиц.
6. Протокол в суде надзорной инстанции не ведется.
Статья 172. Содержание решения суда, рассмотревшего дело в порядке надзора
По результатам рассмотрения надзорной жалобы суд выносит решение в форме постановления или определения.
1. В решении должны быть указаны:
а) наименование суда, вынесшего решение;
б) дата (число, месяц и год) и место вынесения решения;
в) дело, по которому вынесено решение;
г) лицо, подавшее надзорную жалобу;
д) содержание обжалуемых судебных постановлений (определений);
ж) нормы права, на основании которых вынесено постановление;
з) решение суда, принятое по результатам рассмотрения надзорной жалобы.
2. Постановление президиума соответствующего суда подписывается его председателем, а постановление и определение судебной коллегии - всем составом суда.
Статья 173. Вступление в законную силу решения суда, рассматривающего дело в порядке надзора
1. Решение суда, рассмотревшего дело в порядке надзора, вступает в законную силу немедленно после его принятия.
2. Суд, рассмотревший дело в порядке надзора, направляет копии вынесенного решения заявителю, сторонам, не обращавшимся с надзорной жалобой, третьим лицам в течение четырнадцати дней со дня его вынесения.