Глава 22. Особенности рассмотрения дел об оспаривании
нормативных правовых актов
Статья 205. Пределы действия настоящей главы
1. Нормативные правовые акты могут быть оспорены исключительно на предмет их законности.
2. Оспорены могут быть любые нормативные правовые акты, кроме случаев, когда проверка их законности федеральным законом отнесена к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации или конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации.
3. Право на подачу заявления об оспаривании нормативного правового акта в соответствии с настоящей главой имеют:
а) заявители - в случаях, предусмотренных частью первой статьи 4 настоящего Кодекса;
б) Президент Российской Федерации - в целях выполнения функций, предусмотренных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами;
в) Правительство Российской Федерации, законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, глава муниципального образования, считающие, что оспариваемый нормативно-правовой акт вторгается в их компетенцию;
г) Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации - в защиту интересов неопределенного круга лиц;
д) общественная организация - в защиту интересов неопределенного круга лиц, если такое право предоставлено этой организации федеральным законом;
е) прокурор - на предмет проверки соответствия нормативного правового акта федеральному закону, указу Президента Российской Федерации.
4. В случае, если заявление содержит требование о проверке нормативного правового акта как на соответствие конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, так и на предмет соответствия федеральному закону, дело подлежит рассмотрению в административном суде в порядке, определяемом настоящей главой.
Статья 206. Территориальная подсудность
1. Заявление об оспаривании нормативного правового акта подается в административный суд по месту нахождения органа (должностного лица), издавшего оспариваемый нормативный правовой акт.
2. В случае, когда нормативный правовой акт издан совместно двумя и более органами (должностными лицами), заявление о его оспаривании подается в административный суд по месту нахождения одного из этих органов (должностных лиц). Право выбора между судами в таком случае принадлежит заявителю.
Статья 207. Срок подачи заявления
1. Во время действия оспариваемого нормативного правового акта (отдельных оспариваемых положений нормативного правового акта) право на подачу заявления в соответствии с настоящей главой не ограничено каким-либо сроком. После прекращения действия оспариваемого нормативного правового акта (отдельных оспариваемых положений нормативного правового акта) заявление о его оспаривании рассмотрению не подлежит.
2. Президент Российской Федерации в случае приостановления им действия нормативного правового акта подает соответствующее заявление в административный суд в течение десяти дней со дня издания распоряжения о приостановлении.
Статья 208. Форма и содержание заявления
Заявление об оспаривании нормативного правового акта должно по форме и содержанию соответствовать статье 75 настоящего Кодекса. При этом в заявлении должны быть указаны:
а) оспариваемый нормативный правовой акт, с указанием на источник его опубликования;
б) нормативный акт (акты) большей юридической силы, с указанием на источник его (их) опубликования, положениям которого (которых), по мнению заявителя, не соответствует оспариваемый нормативный правовой акт (его отдельные положения);
в) какие положения оспариваемого нормативного правового акта, по мнению заявителя, не соответствуют положениям нормативного правового акта, указанного в подпункте "б" настоящей статьи, и каким именно;
г) какие права (законные интересы) заявителя (неопределенного круга лиц) нарушены (создана угроза их нарушения) в результате применения (возможного применения) оспариваемого нормативного правового акта (его отдельных положений).
Статья 209. Меры предварительной защиты
В качестве меры предварительной защиты заявленных требований не может применяться приостановление действия оспариваемого нормативного правового акта (отдельных его положений). Однако суд вправе по ходатайству заявителя, не приостанавливая действия оспариваемого нормативного правового акта, запретить применять его (его отдельные положения) по отношению к заявителю.
Статья 210. Принятие заявления
1. Судья отказывает в принятии заявления об оспаривании нормативного правового акта по основаниям, указанным в части первой статьи 78 настоящего Кодекса. Кроме того, судья отказывает в принятии заявления, если заявление подано с нарушением требований статьи 207 настоящего Кодекса.
2. Судья возвращает заявление без рассмотрения в случаях, указанных в статье 79 настоящего Кодекса, а также в случае, если заявитель не указал, какие его права (права неопределенного круга лиц) и кем нарушены (могут быть нарушены) в результате применения оспариваемого нормативного правового акта.
3. Судья оставляет заявление без движения по основаниям и в порядке, указанным в статье 80 настоящего Кодекса. Судья также оставляет заявление без движения, если не выполнены требования статьи 208 настоящего Кодекса.
Статья 211. Соединение дел
Суд вправе соединить в одном и том же производстве дела по оспариванию одного и того же нормативного правового акта, в том числе и в случаях, когда акт оспаривается в различных частях и (или) по разным основаниям.
Статья 212. Доказательства. Особенности доказывания
1. Доказательствами по вопросу об оспаривании нормативного правового акта являются:
а) тексты оспариваемого нормативного правового акта и нормативных правовых актов, на соответствие которым проверяется оспариваемый акт;
б) сведения об источниках опубликования этих актов;
в) если оспариваемый акт отменен или изменен - текст акта, которым оспариваемый акт отменен или изменен, и сведения об источнике его опубликования;
г) объяснения заявителя о том, какое его право и кем нарушено или может быть нарушено (какая обязанность возложена или может быть возложена) в результате применения оспариваемого акта, а если дело возбуждено в защиту интересов неопределенного круга лиц - указание на то, какое право граждан нарушается (может быть нарушено) в результате применения оспариваемого акта;
д) иные сведения, которые имеют значение для разрешения вопроса по существу.
2. Суд вправе предложить сторонам представить или затребовать по своей инициативе доказательства, которые он считает необходимыми для правильного рассмотрения и разрешения дела, в том числе и находящиеся у лиц, не являющихся участниками процесса. Эти доказательства могут быть затребованы как на стадии подготовки дела к судебному разбирательству, так и в ходе рассмотрения дела по существу в суде как первой, так и второй инстанции.
3. Обязанность доказывания соответствия оспариваемых нормативных правовых актов (их отдельных положений) нормативным правовым актам более высокой юридической силы, соблюдения порядка их принятия (издания) возлагается на орган, принявший (издавший) оспариваемый нормативный правовой акт. В случае, когда акт оспаривается по основанию отсутствия его официального опубликования, обязанность доказывания факта официального опубликования акта также лежит на органе, издавшем оспариваемый акт.
Статья 213. Пределы рассмотрения заявления
При рассмотрении дела об оспаривании нормативного правового акта проводится проверка его законности в пределах, указанных в заявлении. Вместе с тем суд при оценке законности нормативного правового акта не связан доводами, указанными в заявлении. Суд вправе оценить оспариваемый нормативный правовой акт по содержанию норм, по форме нормативного акта, по порядку его принятия, подписания, опубликования и (или) введения в действие.
Статья 214. Прекращение производства по делу об оспаривании нормативного правового акта в случае утраты им юридической силы
1. В случае, если в ходе производства по делу будет установлено, что действие оспариваемого нормативного правового акта прекращено, суд прекращает производство по делу.
2. В случае отказа заявителя от своего требования жалоба считается оставленной без рассмотрения. Если в ходе производства по делу будет установлено, что оспариваемый нормативный правовой акт прекратил свое действие полностью или в оспариваемой части вследствие его отмены административным ответчиком либо иным уполномоченным на то органом (должностным лицом), суд прекращает производство по делу, о чем выносит постановление.
Статья 215. Постановление суда
1. Суд, усмотрев, что нормативный правовой акт соответствует федеральному закону и/или иному нормативному правовому акту, имеющему более высокую юридическую силу, выносит постановление об отказе в удовлетворении требования о признании оспариваемого акта незаконным.
2. Суд, установив, что нормативный правовой акт (его отдельные положения) противоречит федеральному закону и/или иному нормативному правовому акту, имеющему более высокую юридическую силу, выносит постановление о признании его полностью или в указанной части не соответствующим федеральному закону, иному акту, имеющему более высокую юридическую силу, и не подлежащим применению в этой части.
Признанный незаконным нормативный правовой акт признается недействующим с момента вступления постановления суда в законную силу, а в отношении нарушенных прав и интересов заявителя, послуживших основанием для обращения в суд, - с момента их нарушения. В отдельных случаях, исходя из обстоятельств дела, суд вправе признать нормативный правовой акт (отдельные его положения) недействующим и с более позднего момента, но не позднее шести месяцев со дня вступления постановления суда в законную силу.
3. В постановлении должны быть указаны печатные издания, в которых должно быть опубликовано постановление о признании нормативного правового акта незаконным.
Постановление суда подлежит опубликованию в тех же печатных изданиях, в которых был официально опубликован нормативный правовой акт, признанный незаконным, в срок не позднее десяти дней со дня вступления постановления суда в законную силу, а если очередной выпуск указанных печатных изданий выпускается позднее десяти дней со дня вступления постановления суда в законную силу - в первом же выпуске по истечении этого срока.
4. Публикация принятого судом решения производится либо в виде полного текста постановления или его части, либо в виде сообщения, излагающего содержание решения. Если отмененный нормативный правовой акт не был опубликован, суд определяет орган для опубликования решения суда по своему усмотрению по месту нахождения органа (должностного лица), издавшего отмененный нормативный акт.
5. В случае, когда вследствие признания нормативного правового акта не соответствующим закону образуется пробел в правовом регулировании, суд не вправе предрешать содержание нормативного правового акта, который должен быть принят для ликвидации указанного пробела.
Статья 216. Немедленное исполнение постановления
Суд вправе, исходя из обстоятельств дела, обратить постановление о признании незаконным нормативного правового акта (его отдельных положений) к немедленному исполнению.
Обращение постановления к немедленному исполнению состоит в запрещении применения признанного незаконным нормативного правового акта (его отдельных положений) на время до вступления решения суда в законную силу.
Статья 217. Последствия признания не соответствующим законодательству оспариваемого нормативного правового акта (его отдельных положений)
1. Признание оспариваемого нормативного правового акта (его отдельных положений) не соответствующим законодательству влечет прекращение действия этого акта (этих положений) с момента, указанного в части второй статьи 215 настоящего Кодекса. Этот акт (эти положения) не могут применяться, на них не допускается ссылаться при споре в обоснование принятых решений (совершенных действий).
Не могут применяться также положения нормативных правовых актов низшей юридической силы, принятые в развитие признанного незаконным нормативного правового акта или воспроизводящие его признанные незаконными положения.
2. Признание оспариваемого нормативного правового акта (его отдельных положений) не соответствующим законодательству влечет обязанность принявшего его органа (правопреемника этого органа) отменить признанный незаконным акт (его отдельные положения), а в случае, когда в результате образуется пробел в правовом регулировании, - также и обязанность принять нормативный правовой акт, ликвидирующий этот пробел.
Статья 218. Обжалование судебных решений в порядке надзора
1. Жалоба на вступившее в законную силу решение суда по делу об оспаривании нормативного правового акта может быть подана лицами, поименованными в части первой статьи 160 настоящего Кодекса, а также иными лицами, чьи права и законные интересы затрагивает решение суда.
2. Вступившее в законную силу решение суда по делу об оспаривании нормативного правового акта может быть обжаловано в течение всего срока действия этого акта.
3. Вступившее в законную силу решение суда, которым нормативный правовой акт признан полностью или частично не подлежащим применению, обжалуется в сроки, установленные статьей 159 настоящего Кодекса.