Новые преступления против личной свободы
В соответствии с международными договорами России в УК РФ включены новые нормы о преступлениях против свободы человека - торговля людьми и использование рабского труда. Необходимость криминализации этих деяний обусловлена рядом обстоятельств.
Во-первых, Россия взяла на себя обязательства установить преступность данных деяний в силу подписанных международных договоров, среди которых надо особо выделить Конвенцию относительно рабства от 25 сентября 1926 г. и Протокол к ней от 7 декабря 1953 г., Конвенцию относительно принудительного или обязательного труда от 28 июня 1930 г., Конвенцию ООН о борьбе с торговлей людьми и эксплуатацией проституции третьими лицами от 2 декабря 1949 г.
Во-вторых, неоспорим факт того, что торговля людьми и использование рабского труда приобрели в последнее время угрожающие масштабы. При этом они не получали должной правовой оценки, так как к случаям торговли людьми и использования рабского труда не могли быть применены нормы о похищении человека или незаконном лишении свободы. Действительно, ст. 1 Конвенции относительно рабства определяет последнее не просто как отсутствие личной свободы, а как "состояние или положение человека, над которым осуществляются права собственности или некоторые из них". В силу положений данной Конвенции недопустимо совершение "торговли невольниками", т.е. любого акта захвата, приобретения или уступки человека с целью продажи его в рабство; всякого акта приобретения невольника с целью продажи его или обмена; всякого акта уступки путем продажи или обмена невольника, приобретенного с целью продажи или обмена, равно вообще как и всякого акта торговли или перевозки невольников. Кроме политических обязательств относительно пресечения и сотрудничества в недопущении актов работорговли, государства-участники данной Конвенции взяли на себя обязательство по приведению внутреннего законодательства в соответствие с настоящей Конвенцией (ст. 6). Данное обязательство не находило отражения в УК РФ, несмотря на то, что Россия, к тому же, является участницей не только этой, но и Дополнительной Конвенции об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством от 7 сентября 1956 г.
Мнение о том, что приведенные предписания международного уголовного права "воплощались" в статьях УК РФ о незаконном лишении свободы и похищении человека, представляется не вполне верным. Невозможно говорить об уголовном преследовании за рабство как таковое при похищении человека (совершенном даже из корыстных побуждений), ведь похищение человека возможно совершить, не имея корыстной мотивации, а при рабстве человек становится всегда объектом правоотношений собственности либо иных вещных прав. С другой стороны, незаконное лишение свободы вообще не предусматривает наличия корыстной мотивации виновного. Таким образом, до появления в УК РФ ст.ст. 127 и 127 квалификация подобного рода деяний как похищения человека или незаконного лишения свободы означала ничто иное как применение Уголовного закона по аналогии.
Криминализация торговли людьми (ч. 1 ст. 127 УК РФ) обусловлена международно-правовым запретом на "всякий акт захвата, приобретения или уступки человека с целью продажи его в рабство; всякий акт приобретения невольника с целью продажи его или обмена; всякий акт уступки путем продажи или обмена невольника, приобретенного с целью продажи или обмена, равно как и вообще всякий акт торговли или перевозки невольников", содержащийся в ч. 2 ст. 1 Конвенции относительно рабства.
Непосредственным объектом торговли людьми и использования рабского труда является интерес обеспечения личной свободы человека. Так как личная свобода присуща любому человеку, от потерпевшим от этих преступлений может быть любое лицо, независимо от возраста, психического состояния и прочих личностных характеристик. При этом личная свобода как естественное право любого человека включает в себя целый ряд других правоохраняемых интересов - в частности, права на неприкосновенность частной жизни, честь, достоинство. Действительно, можно утверждать, что любой акт торговли людьми или использования рабского труда наносит вред перечисленным объектам.
Объективная сторона торговли людьми носит формальный характер и состоит в совершении виновным любого из следующих действий:
1. Купля-продажа человека состоит в совершении в отношении потерпевшего любой возмездной сделки имущественного характера, когда он становится объектом сделки, атрибутом собственности. Данное деяние должно считаться оконченным преступлением в момент достижения договоренности о купле-продаже и передачи всей оговоренной суммы денежного или имущественного вознаграждения или части такой суммы. Этот вывод следует из указания ст. 127 УК РФ на то, что исполнение сторонами "обязательств" по такой сделке, т.е. передача продаваемого лица одной стороной и его получение другой стороной являются самостоятельными деяниями, образующими объективную сторону торговли людьми.
2. Вербовка лица - это склонение человека к тому, чтобы он дал согласие на совершение с ним сделки имущественного характера. Способы вербовки могут быть различными: обещания, уговоры, шантаж. Вербовка окончена в момент получения согласия вербуемого лица на осуществление в отношении него акта торговли, вне зависимости от того, состоялась предполагаемая сделка или нет.
3. Перевозка лица выражается в транспортировке человека, являющегося объектом имущественной сделки, в пространстве. Перевозка должна считаться оконченной в момент начала ее осуществления: дальность и длительность перевозки потерпевшего не имеют юридического значения.
4. Передача и получение лица образуют два самостоятельных деяния. Передача человека, являющегося объектом сделки, подразумевает непосредственное "вручение" такого лица покупателю или его представителям. Соответственно ответным деянием со стороны "партнера" по сделке является получение такого лица.
5. Укрывательство лица - это сокрытие потерпевшего помимо его воли, совершаемое для недопущения обнаружения проданного человека правоохранительными органами, родственниками, близкими. Полагаем, что укрывательство выражается не только в физическом сокрытии потерпевшего (например, утаивании в специальных помещениях, недопущении выхода за ту или иную территорию), но и в иных действиях, затрудняющих обнаружение потерпевшего (лишение документов, изменение внешности, медикаментозное подавление физической или психической активности потерпевшего).
Обязательным признаком субъективной стороны торговли людьми является, наряду с прямым умыслом, наличие цели эксплуатации человека, характеризующей любое из деяний, образующих объективную сторону. Под эксплуатацией человека, в соответствии с примечанием к ст. 127 УК РФ, понимаются использование занятия проституцией другими лицами и иные формы сексуальной эксплуатации, рабский труд (услуги), подневольное состояние, а равно изъятие его органов или тканей. Неустановление цели эксплуатации исключает уголовную ответственность по ст. 127 УК РФ, в связи с чем проблематичен вопрос об уголовной ответственности за торговлю несовершенными (особенно малолетними) при отсутствии цели эксплуатации. Исключение из уголовного законодательства ст. 152 и буквальное понимание Уголовного закона дают основания утверждать, что сам по себе факт купли-продажи несовершеннолетнего или совершение в отношении него иной имущественной сделки не являются преступлением, что вряд ли можно признать удачной новеллой российского УК. Теперь нерадивые родители могут не опасаясь продавать своих детей для так называемого "улучшения" как своего материального положения, так и будущей жизни своих детей.
Субъект торговли людьми - общий, т.е. любое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.
Система квалифицирующих и особо квалифицирующих обстоятельств в чч. 2, 3 ст. 127 УК РФ в целом повторяет таковую для похищения человека и незаконное лишение свободы. Однако в ней наличествует ряд специфических обстоятельств, отягчающих ответственность за торговлю людьми: а) использование при торговле людьми служебного положения, т.е. полномочий, данных виновному законом, подзаконным актом, либо закрепленных в трудовом соглашении (п. "в" ч. 2); б) сопряженность торговли людьми с перемещением человека через Государственную границу РФ или незаконным удержанием потерпевшего за границей (п. "г" ч. 2) - при этом перемещение через Государственную границу окончено в момент ее фактического пересечения лицом, а длительность срока удержания за границей на квалификацию не влияет; в) сопряженность торговли людьми с использованием поддельных документов, а равно с изъятием, сокрытием либо уничтожением документов, удостоверяющих личность потерпевшего (п. "д" ч. 2).
К лицу, впервые совершившему торговлю людьми, предусмотренную ч. 1 или п. "а" ч. 2 ст. 127 УК РФ (совершение акта торговли в отношении двух и более лиц) применимо специальное правило освобождения от уголовной ответственности. Согласно примечанию к ст. 127 УК РФ такое лицо должно быть освобождено от уголовной ответственности, если добровольно освободило потерпевшего (потерпевших), способствовало раскрытию преступления и если в его действиях отсутствуют иные составы преступлений. Полагаем, что "добровольность" освобождения потерпевших должна означать не только инициативный характер действий виновного по освобождению, но и подразумевать, что у него имелась возможность продолжить совершение любого из указанных в ч. 1 ст. 127 УК РФ деяний. Мотивы освобождения могут быть любыми (жалость, страх перед разоблачением и уголовным преследованием, стремление спасти потерпевшего в случае его заболевания и пр.) и не могут влиять на юридическое признание освобождения добровольным.
Торговля людьми нередко осуществляется в результате похищения человека - в этом случае содеянное надлежит квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных ст.ст. 126 и 127 УК РФ.
Объективная сторона использования рабского труда (ч. 1 ст. 127 УК РФ) состоит в извлечении виновным выгод (в первую очередь - материального характера) посредством использования труда человека, в отношении которого осуществляются полномочия, присущие атрибутам права собственности (пользование, владение, распоряжение). С другой стороны, использование рабского труда реже может состоять и в извлечении выгод личного характера. Именно так обстоит, например, дело в случаях неоплачиваемой сексуальной эксплуатации, осуществляемой виновным лично либо другими лицами "по согласию" виновного.
Обязательным признаком объективной стороны этого преступления является отсутствие у потерпевшего возможности отказаться от выполнения работ и услуг, которые использует виновный. По существу, рабский труд - это труд, к которому человека принуждают и за который он не получает адекватного денежного или материального возмещения. При этом отказ от "трудовой повинности" создает угрозу применения насилия по отношению к потерпевшему вплоть до лишения его жизни. Возможно использование рабского труда "под прикрытием" трудовых соглашений, фиктивных документов об оплате труда и пр. Полагаем, что отсутствие возможности отказаться от исполнения работы без опасения за свои здоровье и жизнь характеризует труд подневольного человека как рабский.
Субъект этого преступления - общий.
Субъективная сторона использования рабского труда состоит в прямом умысле виновного. При этом, не смотря на отсутствие прямого указания в УК РФ, действия виновного, как правило, характеризуются целью извлечения материальной или иной личной выгоды от использования рабского труда.
Понимание квалифицированных и особо квалифицированных признаков использования рабского руда (чч. 2, 3 ст. 127 УК РФ) аналогично таковым для других преступлений против свободы личности.
Если используется рабский труд ранее похищенных лиц или лиц, полученных в результате торговли людьми, содеянное надлежит квалифицировать по совокупности соответствующих статей УК РФ.
А. Кибальник,
доцент Ставропольского государственного университета,
доктор юридических наук,
И. Соломоненко,
доцент Ставропольского филиала Краснодарской академии МВД РФ,
кандидат юридических наук
"Российская юстиция", N 4, апрель 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Новые преступления против личной свободы
Авторы
А. Кибальник - доцент Ставропольского государственного университета, доктор юридических наук,
И. Соломоненко - доцент Ставропольского филиала Краснодарской академии МВД РФ, кандидат юридических наук
"Российская юстиция", 2004, N 4