Комментарий к приказу ФНС от 1 ноября 2004 г. N САЭ-3-09/16
"О методических разъяснениях по заполнению форм
документов, используемых при государственной регистрации
юридического лица и индивидуального предпринимателя"
Для того чтобы фирму внесли в Единый государственный реестр юридических лиц, а предпринимателя - в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, нужно представить в налоговую соответствующие заявления. Кроме того, заявления надо подать, если компания реорганизуется или вносит изменения в учредительные документы. А если предприятие решили ликвидировать, то в инспекцию приносят уведомления об этом. Все заявления и уведомления имеют типовые формы. Сотрудники налогового ведомства в своем приказе объяснили, как их надо заполнять. Минюст зарегистрировал этот документ 22 декабря прошлого года.
Какие документы разъяснены?
Так, в приложении для фирм разъяснен порядок заполнения следующих документов:
- "Заявление о государственной регистрации юридического лица при создании" (форма N Р11001);
- "Заявление о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации" (форма N Р12001);
- "Заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица" (форма N Р13001);
- "Уведомление о внесении изменений в учредительные документы юридического лица" (форма N Р13002);
- "Заявление о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы" (форма N Р14001);
- "Уведомление о принятии решения о ликвидации юридического лица" (форма N Р15001);
- "Уведомление о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора" (форма N Р15002);
- "Уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица" (форма N Р15003);
- "Заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией" (форма N Р16001);
- "Заявление о государственной регистрации прекращения унитарного предприятия в связи с продажей его имущественного комплекса" (форма N Р16002);
- "Заявление о внесении записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица" (форма N Р16003);
- "Сообщение сведений о юридическом лице, зарегистрированном до вступления в силу Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц" (форма N Р17001).
Что касается индивидуальных предпринимателей, то в приложении 2 инспекторы объяснили, как надо оформлять:
- "Заявление о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя" (форма N Р21001);
- "Заявление о внесении изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе, содержащиеся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей" (форма N Р24001);
- "Заявление о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности" (форма N Р26001);
- "Заявление о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об индивидуальном предпринимателе, зарегистрированном до 1 января 2004 года" (форма N Р27001).
Зачем нужны разъяснения?
Сами формы перечисленных документов приведены в постановлении Правительства РФ от 19.06.2002 N 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей". А в марте 2004 года вышло постановление Правительства РФ от 26.02.2004 N 110 "О совершенствовании процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - постановление N 110), которое изменило некоторые формы, а именно: формы N Р11001, Р12001, Р13001, Р14001, Р15002, Р15003, Р21001, Р24001, Р27001. Кроме того, постановление N 110 ввело новую форму - "Заявление о внесении записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица" (форма N Р16003).
Однако рекомендации по заполнению некоторых из этих форм оставались прежними. Так, в частности, о том, как надо заполнять формы N Р11001, Р12001 и Р13001, говорилось в приказе МНС России от 18.04.2003 N БГ-3-09/198 "О методических разъяснениях по порядку заполнения отдельных форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица". А форме N Р17001 был посвящен приказ МНС России от 15.10.2002 N БГ-3-09/572 "О методических разъяснениях по порядку заполнения формы N Р17001 "Сообщение сведений о юридическом лице, зарегистрированном до вступления в силу Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц". Кстати, с введением в действие комментируемого приказа ФНС России от 01.11.2004 N САЭ-3-09/16 (далее - приказ N САЭ-3-09/16) эти приказы МНС утрачивают силу.
Что касается остальных форм, то никаких разъяснений или рекомендаций по ним вообще не было. Для того чтобы привести правила оформления части регистрационных документов в соответствие с постановлением N 110, а заодно и объяснить, как надо оформлять все прочие формы, налоговая служба и издала этот фундаментальный труд.
Если регистрируется фирма
При госрегистрации помимо заявлений и уведомлений нужно представить еще и документы, которые предусмотрены статьями 12, 14, 17, 19 и 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ). Об этом говорится в части I приложения 1 к приказу N САЭ-3-09/16.
Так, в частности, в статье 12 Закона N 129-ФЗ сказано, что вновь создаваемая компания кроме "Заявления о государственной регистрации юридического лица при создании" (форма N Р11001) должна принести в инспекцию: решение (протокол, договор и т.п.) о создании юридического лица; учредительные документы (подлинники или нотариально заверенные копии); документ (платежное поручение, квитанция) об уплате государственной пошлины.
Если, например, предприятие реорганизуется (в форме преобразования, слияния, разделения и выделения), то документы такие: "Заявление о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации" (форма N Р12001); учредительные документы каждого вновь возникающего юридического лица (подлинники или нотариально заверенные копии); решение о реорганизации; договор о слиянии (если происходит слияние); передаточный акт или разделительный баланс; документ об уплате государственной пошлины.
А вот если происходит присоединение, то фирма, к которой присоединяется другая компания, представляет инспекторам: "Заявление о внесении записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица" (форма N Р16003); решение о реорганизации; договор о присоединении; передаточный акт; документ об уплате государственной пошлины.
В статье 17 Закона N 129-ФЗ сказано, что организация, которая решила внести изменения в учредительные документы, должна подать: "Заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица" (форма N Р13001) или "Уведомление о внесении изменений в учредительные документы юридического лица" (форма N Р13002); решение о внесении изменений в учредительные документы; сами изменения; документ об уплате государственной пошлины.
Бывает, что в ЕГРЮЛ надо внести изменения, которые не связаны с корректировкой учредительных документов. Это происходит, в частности, если: изменились сведения о держателе реестра акционеров АО, о составе участников ООО; учредители отменили ранее принятое решение о ликвидации фирмы; в ранее представленных документах на регистрацию были допущены ошибки (неправильно указано наименование юридического лица, размер уставного капитала и т.п.).
В таких случаях в инспекцию представляют "Заявление о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы" (форма N Р14001).
Если учредители (участники) решили ликвидировать фирму, то они должны поставить в известность налоговое ведомство, представив "Уведомление о принятии решения о ликвидации юридического лица" (форма N Р15001) и решение о ликвидации. После этого нужно подать "Уведомление о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора" (форма N Р15002) и "Уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица" (форма N Р15003). А когда процесс ликвидации закончится, учредители в соответствии со статей 21 Закона N 129-ФЗ сдают: "Заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией" (форма N Р16001); ликвидационный баланс; документ об уплате государственной пошлины.
В большинстве случаев документы представляют в регистрирующую инспекцию по местонахождению фирмы. Исключение составляет госрегистрация преобразования общественного объединения в иную некоммерческую структуру. В этом случае документы подают в управление ФНС России по субъекту РФ, в котором находится регистрационное дело объединения.
Сотрудники налогового ведомства информируют: сведения о территориальных налоговых инспекциях, которые регистрируют фирмы, размещены в Интернете на web-сайтах УФНС России по субъектам РФ. На сайтах есть наименования регистрирующих инспекций, их почтовые адреса и адреса электронной почты, номера телефонов "горячей линии", наименования и коды подведомственных территорий. Кроме того, чиновники сообщают, что здесь же содержатся реквизиты для платежек, необходимые при оплате госпошлины за регистрацию. А адреса web-сайтов УФНС России по субъектам РФ размещены на сайте ФНС России www.nalog.ru в разделе "Интерактивная карта территориальных налоговых органов".
Как оформляют документы?
Если документ (включая заявление или уведомление) содержит более одного листа, то его надо прошить и пронумеровать. Причем на обороте последнего листа такого документа (в месте прошивки) заявитель или нотариус ставят подпись.
В некоторых случаях фирма может представить учредительные документы в двух экземплярах, а именно: если создается новое юридическое лицо; если новая компания образуется в результате реорганизации; при регистрации изменений в учредительные документы.
На том экземпляре, который остается у предприятия (на обороте последнего листа в месте прошивки), инспекция проставляет специальный штамп. Инспектор, который подписал Свидетельство о государственной регистрации юридического лица или Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц, указывает в штампе свою должность и ставит подпись. А вот если компания потеряет учредительные документы или они будут уничтожены, то за выдачу копий придется платить.
Заявления (уведомления, сообщения, приложения к ним) надо заполнять либо от руки печатными буквами, либо машинописным текстом. Если документы оформляют вручную, то это надо делать чернилами или шариковой ручкой синего или черного цвета. Когда какой-либо раздел или пункт раздела не заполняется, в соответствующих графах ставят прочерк. А если не оформляют какие-либо листы, то эти листы и не сдают в инспекцию. Однако если не будут заполнены обязательные разделы или пункты, то заявление инспекторы не примут. Непредставленным заявление сочтут и в том случае, если на нем не будет подписи заявителя. Платежку или квитанцию об уплате госпошлины сдают в подлиннике. Обратите внимание: КБК и все реквизиты при этом должны быть указаны правильно. Иначе документ об оплате будет считаться непредставленным.
Документы можно либо принести в инспекцию, либо направить по почте. Причем представить документы на регистрацию может как сам заявитель (учредитель, участник, руководитель, ликвидатор и т.п.), так и любой другой гражданин. Если документы в инспекцию принесет заявитель, то чиновники выдадут ему расписку о получении, где укажут их перечень и дату. Если же документы сдаст другой человек, то расписку о получении вышлют заявителю по почте. А документ, подтверждающий внесение записи в ЕГРЮЛ, фирме должны выдать (выслать) не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации (п. 3 ст. 11 Закона N 129-ФЗ).
Сотрудники налогового ведомства подробно объясняют, как надо заполнять все заявления и уведомления. В частности, о том, как оформить "Уведомление о принятии решения о ликвидации юридического лица" (форма N Р15001), говорится в части VIII приложения 1 к приказу N САЭ-3-09/16. Как мы уже сказали, это уведомление представляют учредители (участники), которые решили ликвидировать фирму. Подать его надо в течение трех дней с момента принятия решения.
В адресную часть уведомления вписывают наименование инспекции, в которую представляют документы. В разделе 1 "Наименование юридического лица" указывают полное название фирмы и ее организационно-правовую форму.
В разделе 2 "Сведения о первой записи о юридическом лице в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ)" отражают: основной государственный регистрационный номер (ОГРН); дату регистрации; наименование регистрирующего органа.
Причем для фирмы, которая была зарегистрирована после 1 июля 2002 года, данные берут из "Свидетельства о государственной регистрации юридического лица" (форма N Р51001). А для компании, которую зарегистрировали раньше, - из "Свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля 2002 года" (форма N Р57001).
В разделе 3 "ИНН/КПП" отражают идентификационный номер и код причины постановки на учет фирмы. Если компанию поставили на учет до 10 апреля 2004 года, то информацию переносят из "Свидетельства о постановке на учет в налоговом органе юридического лица, образованного в соответствии с законодательством Российской Федерации, по местонахождению на территории Российской Федерации" по форме N 12-1-7. ИНН и КПП предприятия, которое поставили на учет позднее, берут из свидетельства по форме N 09-01-2.
В разделе 4 "Решение о ликвидации юридического лица" отражают: дату принятия решения о ликвидации; номер решения; количество листов решения о ликвидации.
В разделе 5 знаком "V" отмечают, кто именно принял решение о ликвидации. Это может быть либо учредитель (участник), либо уполномоченный орган юридического лица. Если ликвидировать фирму решил учредитель (участник), то в пунктах 5.1-5.3 указывают его фамилию, имя и отчество, а он ставит свою подпись. Если же знаком "V" отмечен уполномоченный орган, то вписывают его наименование.
Если регистрируется предприниматель
Предприниматель может регистрировать: себя в качестве ПБОЮЛ; изменения в сведения о себе, содержащиеся в ЕГРИП; прекращение своей деятельности в качестве ПБОЮЛ.
В этих случаях помимо заявлений ему нужно представить в инспекцию документы, которые предусмотрены статьями 22.1, 22.2 и 22.3 Закона N 129-ФЗ. Таково требование части I приложения 2 к приказу N САЭ-3-09/16. Например, если коммерсант регистрирует себя в качестве ПБОЮЛ, он должен принести:
- "Заявление о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя" (форма N Р21001);
- копию паспорта;
- платежку или квитанцию об уплате госпошлины.
А если в сведения о коммерсанте вносятся изменения, то представляются такие документы:
- "Заявление о внесении изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе, содержащиеся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей" (форма N Р24001);
- копия документа, подтверждающего изменения (например, свидетельство о браке, если предприниматель меняет фамилию).
Обратите внимание: копию паспорта или документа, подтверждающего изменения, надо заверить нотариально. Однако, если заявитель принесет вместе с копиями подлинники, то нотариальное подтверждение документов необязательно. Инспекция вернет подлинники вместе с распиской о получении документов. А зарегистрируют предпринимателя (или изменения) через пять дней после подачи документов.
Если предприниматель решил прекратить свою деятельность, то он должен подать:
- "Заявление о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности" (форма N Р26001);
- документ об уплате госпошлины.
Порядок оформления документов предпринимателями аналогичен процедуре их составления фирмами.
И.И. Иванцов,
аудитор
"Нормативные акты для бухгалтера", N 1, январь 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Нормативные акты для бухгалтера"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27066 выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 26 января 2007 года.