Глава III. Рассмотрение жалоб
Статья 20. Подача жалобы
Заявитель вправе обжаловать действия (бездействие) органа или должностного лица либо юридического или физического лица, которыми нарушены его права, свободы или законные интересы, а также официальную информацию, послужившую основанием для принятия ими неправомерных решений или совершения незаконных действий (бездействия), в вышестоящий в порядке подчиненности орган (вышестоящему должностному лицу) либо в суд.
Подача жалобы в вышестоящий орган (должностному лицу) не лишает заявителя права впоследствии обратиться с жалобой по тому же предмету в суд.
Статья 21. Срок подачи жалобы
Жалоба может быть подана в течение трех месяцев со дня, когда заявителю стало известно о нарушении его права, или со дня отказа органа, лица, рассматривавшего обращение, в удовлетворении содержащихся в нем требований. В случае, если заявителем не был получен ответ на его предложение, заявление или первичную жалобу в установленный законом срок, течение срока на подачу жалобы начинается со дня, когда заявителю стало известно о решении по его обращению. Пропущенный по уважительной причине (болезнь заявителя, служебная командировка и иные причины) срок подачи жалобы может быть продлен органом, лицом, в компетенцию которых входит рассмотрение жалобы.
Статья 22. Сроки рассмотрения жалоб
Жалобы рассматриваются безотлагательно, но не позднее одного месяца с момента регистрации.
В случае, когда для рассмотрения жалобы необходимо проведение проверки, истребование дополнительных материалов либо принятие других мер, срок ее рассмотрения может быть продлен руководителем соответствующего органа или иным лицом, но не более чем на один месяц с сообщением об этом заявителю. При этом общий срок рассмотрения заявления не может превышать двух месяцев.
Статья 23. Права заявителя при рассмотрении жалобы
Заявитель, обратившийся с жалобой, имеет право:
лично довести до сведения органа, лица, рассматривающего жалобу, обстоятельства, приведшие к нарушению его прав, свобод или законных интересов;
присутствовать при рассмотрении жалобы;
представлять дополнительные сведения (материалы) или ходатайствовать об их истребовании;
знакомиться с итоговыми материалами по проверке жалобы;
получить в установленный срок официальный мотивированный ответ в письменной форме о результатах рассмотрения жалобы;
обжаловать решение по жалобе в установленном настоящим Федеральным законом порядке;
требовать возмещения материального ущерба и морального вреда в установленном законодательством порядке;
пользоваться услугами доверенного лица, адвоката.
Статья 24. Обязанности органа, лица, рассматривающих жалобу
Орган, лицо, рассматривающие жалобу, обязаны:
принять жалобу и зарегистрировать ее;
рассмотреть жалобу по существу в установленный настоящим Федеральным законом срок, объективно проверить все доводы и факты, изложенные в жалобе, оценить их достоверность;
незамедлительно принять в пределах своих полномочий меры к пресечению неправомерных решений, действий (бездействия), посягающих на права, свободы или законные интересы заявителя;
в случае необходимости выехать на место для исследования обстоятельств, породивших жалобу. Органы государственной власти и должностные лица в пределах своей компетенции вправе истребовать у тех органов, должностных лиц, иных структур, на которые поступила жалоба, необходимые объяснения, пригласить свидетелей и специалистов;
принять основанное на законе решение по жалобе и обеспечить его реальное исполнение;
сообщить заявителю о результатах рассмотрения жалобы и принятом по ней решении в установленный настоящим Федеральным законом срок в письменной или в устной форме по согласованию с ним, а в случае отказа в удовлетворении требований, содержащихся в жалобе, - мотивировать отказ.
Рассмотрение жалобы прекращается, если в ходе проверки установлено, что заявитель указал о себе ложные фамилию, адрес или другие недостоверные сведения.
Статья 25. Решение по жалобе
По итогам рассмотрения жалобы принимается одно из следующих решений:
о полном или частичном удовлетворении жалобы, восстановлении нарушенного права, свободы или законного интереса;
о полном или частичном отказе в удовлетворении жалобы.
Решение по жалобе должно быть мотивированным, содержать ссылки на конкретные законодательные или иные нормативные правовые акты, указание об отмене или изменении обжалуемого решения, в необходимых случаях - указание о привлечении должностного лица, принявшего незаконное решение или совершившего незаконные действия (бездействие), к установленной законом ответственности, а также о порядке обжалования принятого решения.
В случае несогласия с решением, принятым по жалобе, заявитель вправе обжаловать его в соответствии с установленным законодательством порядком.
Статья 26. Последствия удовлетворения жалобы
В случае, если жалоба признана подлежащей удовлетворению полностью или частично, орган, лицо, вынесшие решение по жалобе, обязаны принять необходимые меры для восстановления нарушенного права заявителя, в случае необходимости принести ему извинения в письменной форме, а также по просьбе заявителя проинформировать об этом заинтересованных в рассмотрении жалобы лиц. Если недостоверные или порочащие заявителя сведения были опубликованы в средствах массовой информации, он вправе потребовать публикации опровержения в порядке, установленном законодательством о средствах массовой информации.