Вопросы и ответы
Вправе ли налоговая инспекция задерживать дольше пяти дней подлинники бухгалтерских документов, изъятых у налогоплательщика для проведения налоговой проверки?
Нет, не вправе.
Законодательством строго регламентированы порядок и процедура истребования бухгалтерских документов налогоплательщика. На основании положения пункта 1 ст. 93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента необходимые для проверки документы. При этом, как указано в п. 1 ст. 94 НК РФ, выемка документов и предметов производится на основании мотивированного постановления данного лица. Соответствующее постановление подлежит утверждению руководителем налогового органа либо его заместителем.
Должностное лицо налогового органа обязано предложить лицу, у которого производится выемка документов и предметов, добровольно выдать их, а в случае его отказа вправе произвести выемку принудительно. В свою очередь, лицо, которому адресовано требование о представлении документов, обязано направить или выдать их налоговому органу в пятидневный срок. Документы представляются в виде заверенных должным образом копий.
Отказ налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента от представлений запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную ст. 126 НК РФ.
Обратим внимание на то, что речь идет о предоставлении копий, а не подлинников документов. Подлинники могут быть истребованы лишь в случаях, когда для проведения контрольных мероприятий недостаточно выемки копий документов налогоплательщика и у налоговых органов есть достаточные основания полагать, что подлинники документов будут уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены. Должностное лицо налогового органа может изъять подлинные документы в порядке, определенном ст.94 НК РФ. Анализ содержания данной нормы позволяет сделать вывод о том, что необходимость проведения подобного изъятия должна быть обоснована налоговой инспекцией. О производстве выемки, изъятия документов и предметов составляется протокол с соблюдением требований, установленных ст. 94 и 99 НК РФ.
В процессе изъятия таких документов с них изготавливают копии, которые заверяются должностным лицом налогового органа и передаются лицу, у которого они изымаются. Если невозможно изготовить или передать изготовленные копии одновременно с изъятием документов, то налоговый орган передает их лицу, у которого эти документы были изъяты, в течение пяти дней после изъятия. Поэтому отказ налогового органа возвратить подлинники изъятых финансовых документов налогоплательщику по истечении указанного срока является неправомерным (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 4 июля 2002 г. N А79-223/02-СК1-282).
Можно ли привлечь налоговых агентов к ответственности за непредставление налоговой декларации на основании положений действующего законодательства?
Нет, нельзя.
В силу пункта 1 ст. 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с нормами Налогового кодекса возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.
Одновременно пункт 3 ст. 24 содержит подробный перечень обязанностей налогового агента:
правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплаченных налогоплательщиком, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги;
в течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог у налогоплательщика и о сумме задолженности налогоплательщика;
вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику;
представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Между тем статья 119 НК РФ устанавливает ответственность за непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета. Поскольку указанное положение предусматривает и ряд мер, направленных на обеспечение исполнения обязанностей налогоплательщика, то субъектом данного правонарушения могут быть признаны только налогоплательщики. В связи с этим действие соответствующей нормы не распространяется на налоговых агентов (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 29мая 2003 г. N А19-22056/02-41-ФО2-1511/03-С1).
Какие сведения должно содержать правильно оформленное требование налогового органа об уплате налога и сбора? Какие сроки установлены законодательством для предъявления такого требования?
Согласно ст. 69 НК РФ требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Сроки направления данного требования установлены в ст. 70 НК РФ. Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику налоговым органом по месту его учета не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено Кодексом. Требование об уплате налога и пеней, выставляемое налогоплательщику в соответствии с решением налогового органа по результатам налоговой проверки, должно быть направлено ему в десятидневный срок с даты вынесения указанного решения. При этом правила данной статьи применяются и в отношении сроков направления требований об уплате сбора, и в отношении сроков направления требования о перечислении налога, направляемого налоговому агенту.
Из положения п. 4 ст. 69 НК РФ следует, что требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.
Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
Вместе с тем в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 февраля 2001 г. N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" указано, что досудебное урегулирование спора о взыскании пеней по недоимкам состоит в указании налоговым органом в направленном налогоплательщику требовании размера недоимки; даты, с которой начинают начисляться пени; ставки пеней.
Как правило, оформленное в соответствии с нормами Налогового кодекса, требование налогового органа об уплате налога и сбора включает ряд позиций: наименование налога или сбора; срок его уплаты; недоимка, пеня, дополнительный платеж за пользование бюджетными средствами; указание на налоговые санкции (штрафы); код бюджетной классификации, предложение погасить задолженность перед бюджетом и предупреждение о том, что в случае неуплаты соответствующего налога будут приняты меры по его взысканию и обеспечению налоговой обязанности.
Статьей 48 НК РФ предусмотрено, что в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом или налоговым агентом - физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств данного налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога.
Следует добавить, что исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица может быть подано налоговым органом в арбитражный суд (в отношении имущества физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя) или в суд общей юрисдикции (в отношении имущества физического лица, не имеющего статуса индивидуального предпринимателя) в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. В случае несоблюдения как формы, так и содержания требования суд должен отклонить иск, предъявленный налоговым органом (постановление ФАС Северо-Западного округа от 25 апреля 2002 г. N А05-12523/01-676/19).
Н.В. Герасименко,
доцент кафедры финансового права
Академии экономической безопасности МВД России,
кандидат юридических наук
"Законодательство и экономика", N 1, январь 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Вопросы и ответы
Автор
Н.В. Герасименко - доцент кафедры финансового права Академии экономической безопасности МВД России, кандидат юридических наук
"Законодательство и экономика", 2005, N 1