Могут ли клиенты банка (налогоплательщики) использовать в качестве первичных учетных документов платежные документы, направленные банку на исполнение по телекоммуникационным каналам связи и возвращенные банком клиенту по системе электронных платежей, с применением электронной отметки об исполнении документа?
Согласно п. 2 ст. 160 ГК РФ использование при совершении сделок факсимильного воспроизведения подписи с помощью средств механического или иного копирования, электронно-цифровой подписи либо иного аналога собственноручной подписи допускается в случаях и в порядке, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с п. 7 ст. 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете" первичные и сводные документы могут составляться на бумажном и машинных носителях информации.
Пункт 1 части III Правил ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, утвержденных Банком России от 05.12.2002 N 205-П (далее - Правила), определяет, что в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете" и на основании Правил кредитная организация разрабатывает правила документооборота и технологию обработки учетной информации. Учет и обработка бухгалтерской документации, составление выходных форм производятся с использованием ЭВМ.
Правильность отражения операций в регистрах бухгалтерского учета обеспечивается лицами, составившими и подписавшими их, а также осуществляющими дополнительный контроль.
В дальнейшем под подписью понимается как собственноручная подпись, так и ее аналоги, применяемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи" (далее - Закон N 1-ФЗ) электронная цифровая подпись в электронном документе равнозначна собственноручной подписи в документе на бумажном носителе при одновременном соблюдении следующих условий:
- сертификат ключа подписи, относящийся к этой электронной цифровой подписи, не утратил силу (действует) на момент проверки или на момент подписания электронного документа при наличии доказательств, определяющих момент подписания;
- подтверждена подлинность электронной цифровой подписи в электронном документе;
- электронная цифровая подпись используется в соответствии со сведениями, указанными в сертификате ключа подписи.
Учитывая вышеизложенное, платежные документы клиента, направленные банку на исполнение по телекоммуникационным каналам связи и возвращенные банком клиенту по системе электронных платежей, с применением электронной отметки об исполнении и сертифицированных средств электронной цифровой подписи уполномоченного (уполномоченных) банком лица (лиц) и криптографической защиты информации принимаются для целей налогообложения прибыли при условии одновременного соблюдения условий п. 1 ст. 4 Закона N 1-ФЗ, а также положений Правил.
С.А. Яковлева,
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга
1 января 2005 г.
"Налоговый вестник", N 1, январь 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1