Изменения по земельному налогу
С 2005 года Налоговый кодекс дополнен главой 31 "Земельный налог", которая введена Федеральным законом от 29.11.2004 N 141-ФЗ (далее - Закон N 141-ФЗ)*(1).
Новый земельный налог устанавливается в качестве местного налога, формирующего доходную базу местных бюджетов. Он будет вводиться в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, а также законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
В отличие от Закона РФ от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" (далее - Закон о плате за землю), согласно которому налоговой базой по земельному налогу является облагаемая налогом площадь земельного участка, в главе 31 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость*(2). Государственный земельный кадастр охватывает всю территорию страны и содержит обязательные характеристики земельных участков: местоположение, размер и качество.
Повсеместное введение в действие нового земельного налога предполагается с 1 января 2006 года. Представительные органы муниципальных образований территорий, где необходимая подготовительная работа завершилась еще в 2004 году, вправе были ввести этот налог с 1 января 2005 года. Однако такой возможностью воспользовались власти лишь отдельных территорий. В частности, в Москве новый земельный налог введен Законом г. Москвы от 24.11.2004 N 74 "О земельном налоге".
Во всех муниципальных образованиях, где местные законы в соответствии с главой 31 НК РФ не приняты (и не опубликованы) в сроки, установленные законодательством о налогах и сборах (то есть до 30 ноября 2004 года), по-прежнему будет взиматься земельный налог, установленный Законом о плате за землю. Поэтому для большинства российских налогоплательщиков актуальны изменения, внесенные в этот закон в 2004 году. Речь идет о поправках, принятых несколькими федеральными законами: от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 20.08.2004 N 116-ФЗ (далее - Закон N 116-ФЗ) и от 22.08.2004 N 122-ФЗ (далее - Закон N 122-ФЗ)*(3). Последние по времени поправки внесены уже упоминавшимся Законом N 141-ФЗ: из текста Закона о плате за землю исключены ссылки на органы законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации, на их полномочия по установлению льгот и сроков уплаты налога, а также порядок распределения земельных платежей между уровнями бюджетов. Рассмотрим наиболее существенные из принятых поправок.
Порядок расчета земельных платежей с участков,
предназначенных под жилищное строительство
Поправками, внесенными Законом N 116-ФЗ в статьи 7 и 8 Закона о плате за землю, уточнен порядок уплаты земельного налога в части налогообложения земельных участков, приобретенных в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, а также предоставленных физическим лицам для индивидуального жилищного строительства.
Внесением упомянутых поправок законодатель разграничил такие понятия, как "земли, занятые жилищным фондом" и "земли, предоставленные (приобретенные) для жилищного строительства, в том числе индивидуального жилищного строительства". Таким образом, устранена правовая неопределенность в отношении понятия "земли, занятые жилищным фондом", на которую обращали внимание Верховный Суд РФ (определение от 13.02.2003 N 78-Впр03-3) и Конституционный Суд РФ (определение от 05.06.2003 N 276-О). При этом установлен различный порядок налогообложения земельных участков, приобретенных в собственность на условиях осуществления на них жилищного строительства до 1 января 2005 года, и участков, которые будут приобретены, начиная с этой даты. Рассмотрим несколько типичных ситуаций.
Ситуация 1. Земельный участок приобретен до 1 января 2005 года в собственность физическим или юридическим лицом на условиях осуществления жилищного строительства (в том числе индивидуального жилищного строительства). Налогообложение данных земельных участков регулируется частями первой-восьмой статьи 8 Закона о плате за землю. Обратите внимание: частью пятой указанной статьи особенности применения налоговой ставки предусмотрены только для земель, предоставленных физическим лицам для индивидуального жилищного строительства.
Физические и юридические лица - собственники земельных участков, приобретенных до 1 января 2005 года для жилищного строительства, уплачивают земельный налог по полным налоговым ставкам, установленным в городах и поселках городского типа, вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости. После государственной регистрации прав земельный налог подлежит уплате как за земли, занятые жилищным фондом. Сказанное относится и к ситуации, когда участок приобретался в собственность для индивидуального жилищного строительства.
Что касается земель, предоставленных физическим лицам для индивидуального жилищного строительства в границах городской (поселковой) черты, то налог с них должен взиматься со всей площади земельного участка в размере 3% от ставок земельного налога, установленных в городах и поселках. Однако сумма уплачиваемого налога не может быть меньше установленного минимального размера земельного налога (10 руб. за 1 кв. м земельного участка в 1994 году) с учетом последовательно применяемых коэффициентов индексации (установленных в 1995-1997, 1999-2000 и 2002-2005*(4) годах соответственно).
В 2005 году с учетом индексации минимальный размер земельного налога, взимаемого на основании Закона о плате за землю за земельные участки, занятые жилищным фондом, расположенные в границах городской (поселковой) черты, составляет:
10 руб./кв. м х 2 х 1,5 х 2 : 1000 х 2 х 1,2 х 2 х 1,8 х 1,1 х 1,1 = 62,72 коп./кв. м.
Рассмотрим порядок расчета земельного налога в 2005 году на примере.
Пример
Предположим, площадь земельного участка, предоставленного в 2003 году под индивидуальное жилищное строительство, - 1000 кв. м. Город, на территории которого расположен этот земельный участок, имеет численность населения 140 000 чел., признан городом с развитым социально-культурным потенциалом и относится к Центральному экономическому району.
Средняя ставка земельного налога определяется исходя из таблицы 1 приложения 2 к Закону о плате за землю. Искомая величина находится на пересечении строки, соответствующей наименованию экономического района, и графы, соответствующей численности населения от 100 000 до 250 000 человек. Таким образом, средняя ставка составляет 1,8 руб./кв. м (в условиях 1994 года). С учетом применяемых коэффициентов индексации в 2005 году она составляет:
1,8 руб./кв. м. х 50 х 2 х 1,5 х 2 х 2 х 1,2 х 2 х 1,8 х 1,1 х 1,1 : 1000 = 5,64 руб./кв. м.
Коэффициент увеличения средней ставки земельного налога за счет статуса города и развития социально-культурного потенциала определяется по таблице 3 приложения 2 к Закону о плате за землю. При численности населения городов от 100 000 до 250 000 чел. он равен 2,2. Значит, с учетом этого коэффициента средняя ставка налога в 2005 году составляет:
5,64 руб./кв. м х 2,2 =12,40 руб./кв. м.
В соответствии с изменениями, внесенными в Закон о плате за землю, налог за земли, предоставленные до 1 января 2005 года для индивидуального жилищного строительства в границах городской (поселковой) черты, взимается в размере 3% от ставок, установленных в городах и поселках городского типа, но не менее 62,72 коп./кв. м в 2005 году. 3% от средней ставки налога по рассматриваемому городу составляют:
12,40 руб./кв. м х 3% = 0,37 руб./кв. м, или 37 коп./кв. м.
Как видим, эта величина меньше минимального размера земельного налога, который в 2005 году равен 62,72 коп./кв. м. Поэтому налог рассчитывается исходя из его минимального размера:
1000 кв. м х 62,72 коп./кв. м = 627,2 руб.
Ситуация 2. Земельный участок приобретен в период с 1 января 2005 года в собственность физическим или юридическим лицом на условиях осуществления жилищного строительства (кроме индивидуального жилищного строительства). В этом случае в соответствии с частью девятой статьи 8 Закона о плате за землю в течение трехлетнего срока проектирования и строительства объекта налог уплачивается исходя из двукратного размера полной ставки земельного налога, установленной в городах и поселках городского типа.
Если период проектирования и строительства превышает три года, то начиная с четвертого года налог взимается в четырехкратном размере вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости. После государственной регистрации земельный налог уплачивается как за земли, занятые жилищным фондом (ч. 11 ст. 8 Закона о плате за землю). Заметим, что аналогичная норма предусмотрена в пункте 15 статьи 396 главы 31 НК РФ.
Ситуация 3. Земельный участок приобретен в период с 1 января 2005 года в собственность физическим лицом для индивидуального жилищного строительства. В этом случае в течение десяти лет проектирования и строительства налогообложение производится по полным налоговым ставкам земельного налога, установленным в городах и поселках городского типа. В последующие годы - вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости - земельный налог взимается в двукратном размере. После государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости земельный налог подлежит уплате как за земли, занятые жилищным фондом. Соответствующие нормы предусмотрены частью двенадцатой статьи 8 Закона о плате за землю и пунктом 16 статьи 396 НК РФ.
Льготы по земельным платежам
В соответствии с поправками, внесенными Законом N 122-ФЗ, с 1 января 2005 года утратил силу пункт 18 статьи 12 Закона о плате за землю. Следовательно, утратили льготу по земельному налогу лица, ранее упоминавшиеся в этом пункте, а именно:
- военнослужащие;
- граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и имеющие общую продолжительность военной службы двадцать лет и более;
- члены семей военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, сотрудников Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, потерявшие кормильца при исполнении им служебных обязанностей.
Эти лица становятся налогоплательщиками земельного налога с 2005 года. К 1 августа налоговые органы должны направить им налоговые уведомления на уплату земельного налога за весь 2005 год.
Н.В. Голубева,
советник налоговой службы РФ III ранга,
Управление ресурсных и имущественных налогов ФНС России
"Российский налоговый курьер", N 1-2, январь 2005 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 29.11.2004 N 141 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации". Подробный комментарий к новой главе Кодекса будет опубликован в одном из ближайших номеров. - Примеч. ред.
*(2) Кадастровую оценку земель осуществляет Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость).
*(3) Федеральный закон от 29.06.2004 N 58-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления"; Федеральный закон от 20.08.2004 N 116-ФЗ "О внесении изменений в статью 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю""; Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации""".
*(4) Статьей 4 Закона N 141-ФЗ установлено, что действующие в 2004 году размеры ставок земельного налога, за исключением земельного налога на земли сельскохозяйственного назначения, применяются в 2005 году с коэффициентом 1,1.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99