Комментарий к письму Федеральной налоговой службы
от 29 декабря 2004 г. N 26-1-03/10878
"О Соглашении между Российской Федерацией и Республикой Беларусь"
и письму Федеральной налоговой службы
от 12.01.2005 N ММ-6-26/4 "О принятии Соглашения между
Российской Федерацией и Республикой Беларусь"
Письма федерального налогового ведомства посвящены Соглашению между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, подписанному 15 сентября 2004 года. Специалисты ФНС заострили внимание на сроке вступления в силу данного документа, а также на внутригосударственных процедурах, которые должны этому предшествовать.
Мы же со своей стороны хотим обратить внимание читателей на некоторые детали взимания НДС при экспортно-импортных отношениях с Белоруссией, которые обусловлены упомянутой российско-белорусской договоренностью.
Срок определен окончательно
В самом деле, с пониманием срока вступления в силу Соглашения между Россией и Белоруссией произошла некоторая заминка. Дело в том, что для обоснованного применения нового порядка взимания НДС необходимо выполнение нескольких условий. Прежде всего Соглашение должно быть ратифицировано на территории обоих договаривающихся государств, в том числе посредством принятия соответствующих ратификационных законов. Кроме того, стороны должны осуществить обмен ратификационными грамотами по дипломатическим каналам.
В Российской Федерации указанное Соглашение было ратифицировано Государственной Думой, а также принят Федеральный закон о ратификации в декабре прошлого года (Закон от 28.12.2004 N 181-ФЗ). Государственный ратификационный закон Белоруссии увидел свет еще раньше. Однако ФНС России в письме от 29.12.2004 N 26-1-03/10878 не дала четких указаний, когда же следует начинать руководствоваться новым порядком. Объяснение, впрочем, этому есть. Последний этап - обмен ратификационными грамотами - был завершен Cторонами лишь 1 января 2005 года. В разъяснении же указано, что Соглашение вступит в силу "с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором будет подписан Федеральный закон о ратификации Соглашения и будет осуществлен обмен ратификационными грамотами".
Теперь же расставлены все точки над "i". В документе от 12.01.2005 N ММ-6-26/4 Федеральная налоговая служба сообщила, что согласованные нормы взимания косвенных налогов действуют с 1 января 2005 года (в отношении товаров, отгруженных с этой даты). Несмотря на то, что такая рекомендация несколько противоречит данным ранее разъяснениям.
Перемены пока частичны
Итак, что же изменилось в наступившем году для российских фирм и предпринимателей в части уплаты НДС при отношениях с Белоруссией? Пока что нововведение коснулось лишь внешнеторговых операций. Теперь принцип взимания налога - не "по стране происхождения", а "по стране назначения".
Иначе говоря, налог на добавленную стоимость теперь взимается с импортеров, как российских, так и белорусских, - белорусской и российской продукции соответственно. А вот экспортеры обеих стран поставляют свои товары по нулевой ставке НДС.
Особого внимания заслуживает статья 5 Соглашения. Она определяет порядок взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг. Каким он станет, Сторонами будет определено позже, дополнительным документом - протоколом. А до его появления, как указано в статье, "действуют нормы национальных законодательств государств Сторон".
Таким образом, в отношении работ и услуг режим налогообложения пока остается прежним. То есть при рассмотрении вопросов, связанных с начислением налога на добавленную стоимость работ и услуг, поставляемых российскими фирмами и предпринимателями для белорусских потребителей, нужно руководствоваться положениями статьи 148 Налогового кодекса.
Напомним, что по общему правилу местом реализации работ (услуг) будет признана территория Российской Федерации, если поставщик осуществляет свою деятельность в России (подп. 5 п. 1 ст. 148 НК РФ). А именно: имеет государственную регистрацию, либо российское местопребывание указано в его учредительных документах, либо на территории нашей страны находится исполнительный, управляющий орган или постоянное представительство организации (местожительство предпринимателя) (п. 2 ст. 148 НК РФ). Однако не следует забывать, что есть и исключения из этого правила. При оказании ряда услуг (в частности, консультационных, юридических, бухгалтерских, рекламных и т.д.) местом их реализации Россия будет только в том случае, если на территории Российской Федерации ведет деятельность покупатель (подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ). Иначе говоря, при оказании таких услуг для фирм и предпринимателей Белоруссии российскому поставщику платить НДС не нужно. Правда, факт "заграничной" принадлежности услуг необходимо подтвердить документами (контракт, акт выполненных работ и т.п.) (п. 4 ст. 148 НК РФ).
Д.Ю. Нихаев,
аудитор
"Нормативные акты для бухгалтера", N 2, январь 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Нормативные акты для бухгалтера"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27066 выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 26 января 2007 года.