Комментарий к письму Минфина РФ
от 1 декабря 2004 г. N 03-06-05-04/63
В новом письме Минфина, опубликованном выше, ответы на свои вопросы найдут плательщики ЕНВД, которые:
- меют обособленные подразделения;
- совмещают "вмененный" спецрежим с традиционной системой налогообложения.
Используем вычет по максимуму
Организации и предприниматели, которые занимаются "вмененной" деятельностью, должны перечислять единый налог по месту ее осуществления. По мнению налоговой службы, это правило плательщики ЕНВД должны выполнять даже в том случае, если ведут свою деятельность на территории разных инспекций одного субъекта РФ (см., например, письмо МНС России от 12.11.2004 N 22-2-14/1787*(1)).
Отметим, что такая позиция расходится как с нормами Налогового кодекса (п. 2 ст. 346.28), так и с мнением Минфина России (письмо от 07.09.2004 N 03-06-05-04/14*(2)). В соответствии с этими документами "вмененный" филиал на территории того субъекта РФ, в котором фирма или предприниматель уже состоят на учете, повторно регистрировать не надо. Соответственно отчитываться и перечислять единый налог по его деятельности нужно по месту регистрации организации (предпринимателя). Обратите внимание: обособленные подразделения фирмы, которые имеют стационарные рабочие места, зарегистрировать по их местонахождению все равно придется (п. 4 ст. 83 НК РФ).
"Вмененщики", которые, следуя требованиям налоговиков, регистрируются в каждой инспекции, на территории которой осуществляют свою деятельность, подают туда отдельные декларации по единому налогу. Эту обязанность, но уже на совершенно законных основаниях, должны выполнять плательщики ЕНВД, которые имеют подразделения в другом субъекте РФ. Такие "спецрежимники" могут столкнуться с проблемой распределения пенсионных взносов.
По общему правилу фирмы уплачивают их по своему местонахождению. Перечислять взносы по реквизитам ИФНС подразделения нужно только в том случае, если это подразделение выплачивает своим сотрудникам зарплату (п. 8 ст. 24 Закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании"). А по тем филиалам, которые не имеют отдельного баланса, расчетного счета и не выплачивают вознаграждения своим работникам, разрешено отчитываться и платить пенсионные взносы централизованно по местонахождению головной организации (совместное письмо МНС России от 14.06.2002 N БГ-6-05/835, Пенсионного фонда РФ от 11.06.2002 N МЗ-16-25/5221*(3)). Вот и получается, что ЕНВД "несамостоятельные" подразделения перечисляют по своему местонахождению, а пенсионные взносы, начисленные на сумму оплаты труда своих работников, - по местонахождению головной организации. Можно ли в этом случае ЕНВД по филиалу уменьшить на сумму пенсионных взносов, уплаченных в другую инспекцию? Вопрос не праздный, учитывая, что общая сумма взносов может превышать 50 процентов от суммы единого налога, отраженного в декларации по головной фирме. Кроме того, в Налоговом кодексе сказано, что единый налог уменьшается на сумму пенсионных взносов, уплаченных при выплате вознаграждений работникам, занятым в тех сферах деятельности, по которым уплачивается ЕНВД (ст. 346.32). То есть проводится соответствие: к примеру, если единый налог начислен по подразделению, то и уменьшать его могут пенсионные взносы по вознаграждениям его работников.
Ответом на поставленный вопрос Минфин в опубликованном документе себя затруднять не стал, а направил к разъяснениям, которые давало МНС России в письме от 21.03.2003 N СА-6-22/332.
В нем порядок распределения пенсионных взносов прописан достаточно четко. По строке 020 раздела 3 налоговой декларации по ЕНВД нужно указывать сумму взносов, уплаченных на страхование работников соответствующего подразделения. Она определяется пропорционально налоговой базе по страховым взносам, исчисленной по каждому филиалу. Основанием для включения в "филиальную" декларацию по ЕНВД части относящихся к нему пенсионных взносов являются:
- составленный в произвольной форме расчет, в котором отражено распределение взносов;
- копия платежного поручения об уплате общей суммы пенсионных взносов, заверенная инспекцией по месту регистрации головной организации.
Обратите внимание: такой порядок распространяется и на индивидуальных предпринимателей, которые работают в районах, подведомственных разным налоговым инспекциям, и подают туда отдельные декларации по ЕНВД. Пенсионные взносы за сотрудников, а также фиксированные платежи за себя коммерсанты должны вносить в бюджет по местожительству. Такой вывод следует из статьи 11 Закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ (письмо УМНС по Московской области от 16.11.2004 N 05-16/27709). Взносы, уплаченные за работников, при расчете ЕНВД нужно распределить пропорционально налоговой базе. А в отношении фиксированных платежей действует следующее правило: их можно учитывать при расчете единого налога по одному из мест осуществления деятельности (по выбору). Основанием для этого служит копия платежки, заверенная налоговой инспекцией по местожительству.
Пример 1
ООО "Полюс" принадлежат два магазина - в г. Балашихе и г. Сергиевом Посаде Московской области. ЕНВД по розничной торговле организация перечисляет соответственно на счета ИФНС по Балашихинскому и Сергиево-Посадскому районам. Cтраховые пенсионные взносы ООО "Полюс" уплачивает одной суммой - по месту своей регистрации в инспекции Балашихинского района. Налоговая база по пенсионным взносам за I квартал 2005 года составила:
- 150 000 руб. - по выплатам работникам в г. Балашихе;
- 50 000 руб. - по выплатам работникам в г. Сергиевом Посаде.
За январь, февраль и март 2005 года в ИФНС Балашихинского района организация перечислила страховые взносы на сумму 28 000 руб. ((150 000 руб. + 50 000 руб.) x 14%).
Бухгалтер составил расчет распределения пенсионных взносов между головной организацией и ее обособленным подразделением так:
Расчет суммы уплаченных за I квартал 2005 года
страховых взносов на обязательное пенсионное
страхование работников, занятых в сферах
деятельности, по которым уплачивается ЕНВД
Наименование под- разделений |
Налоговая база по страховым взносам, руб. |
Доля подразделения в общей сумме на- логовой базы, % |
Сумма взносов на обязательное пен- сионное страхова- ние, руб. |
Розничный магазин, г. Балашиха |
150 000 | 75 | 21 000 |
Розничный магазин, г. Сергиев Посад |
50 000 | 25 | 7 000 |
Итого | 200 000 | 100 | 28 000 |
В декларацию по ЕНВД, представленную в инспекцию г. Балашихи, бухгалтер 000 "Полюс" включил пенсионные взносы в сумме 21000 руб. Инспектор поставил печать на копию платежного поручения об уплате пенсионных взносов.
В декларацию по ЕНВД, представленную в инспекцию г. Сергиева Посада, бухгалтер 000 "Полюс" включил пенсионные взносы в сумме 7000 руб. К отчетности он приложил расчет, представленный выше, и копию заверенного платежного поручения.
Делить. Но как?
Распределение расходов традиционно вызывает много вопросов у фирм, совмещающих общую и "вмененную" системы налогообложения. Ответ на один из них Минфин дал во второй части своего письма.
Сначала госслужащие напомнили об общем правиле раздельного учета расходов. Для организаций, которые платят налог на прибыль и ЕНВД, он прописан в пункте 9 статьи 274 Налогового кодекса. В нем сказано, что те расходы, которые невозможно точно разделить между разными видами деятельности, нужно распределять пропорционально доле доходов от "вмененки" в общей сумме доходов, полученных организацией. Ведь в отличие от затрат доходы по видам деятельности можно четко идентифицировать.
Обратите внимание: в законодательстве нигде не указано, за какой период нужно брать данные для расчета доли выручки от того или иного вида деятельности в общей сумме дохода. Ведь налоговый период по ЕНВД - квартал, а по налогу на прибыль - год. Этот вопрос был разъяснен Минфином России в письме от 28.04.2004 N 04-03-1/59*(3). Поскольку раздельный учет расходов необходим именно для расчета "прибыльного" платежа, руководствоваться нужно порядком его исчисления. А значит, при распределении общехозяйственные расходы брать нарастающим итогом с начала года. Такую позицию финансистов поддерживают и налоговые работники (письмо УМНС России по Московской области от 10,12,2004 N 04-23/27956).
Однако прежде чем применять вышеописанные правила для распределения расходов, бухгалтеру нужно оценить, действительно ли затраты невозможно точно распределить между двумя видами деятельности. Примерами таких общих расходов являются, например, заработная плата управленческого персонала, пенсионные взносы, начисленные на нее, коммунальные платежи.
Вместе с тем отдельные траты можно точно разделить между двумя видами деятельности, не прибегая к пропорциональному соотношению доходов. Это замечание относится, в частности, к арендной плате за помещение, в котором фирма занимается "вмененной" деятельностью. Если часть площадей она сдает в субаренду, то уплаты общих налогов и соответственно раздельного учета расходов ей не избежать. Минфин в опубликованном письме указал, что в этом случае арендную плату между двумя видами деятельности нужно распределить по показателю физической площади частей помещения.
Пример 2
000 "Ребус" арендует торговые площади, на которых продает в розницу продукты питания. С этого вида деятельности организация уплачивает ЕНВД. Сумма арендной платы - 60 000 руб, в месяц. Площадь торгового помещения, указанная в арендном договоре, - 150 кв. м. Таким образом, стоимость 1 кв. м арендуемых площадей составляет 400 руб. Часть из них (50 кв. м) 000 "Ребус" сдает в субаренду. С этого вида деятельности организация уплачивает налоги по общей системе налогообложения. Налог на прибыль она перечисляет ежеквартально. Сумму ежемесячной арендной платы бухгалтер распределил между двумя видами деятельности так:
- "вмененная" система налогообложения:
400 руб. х (150 кв. м - 50 кв. м) = 40 000 руб.;
- общая система налогообложения: 400 руб. х 50 кв. м = 20 000 руб.
Е.И. Кропотина,
аудитор
"Нормативные акты для бухгалтера", N 2, январь 2005 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Документ опубликован в "НА" N 23, 2004.
*(2) Документ опубликован в "НА" N 20, 2004.
*(3) Документ опубликован в "НА" N 9, 2004.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Нормативные акты для бухгалтера"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27066 выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 26 января 2007 года.