"1С:Предприятие 8.0" в "Иркутскэнерго"
Компания ОАО "Иркутскэнерго" является региональной энергетической компанией, включающей 3 ГЭС и 12 ТЭЦ и обеспечивающей 8% энергетической мощности Российской Федерации. В компании работает более 22 000 сотрудников.
Вся деятельность по сбыту энергии, произведенной компанией, сосредоточена в филиале "Иркутскэнерго" - фирме "Энергосбыт". В состав фирмы "Энергосбыт" входят девять территориально удаленных отделений. В 1997 г. в фирме была введена в эксплуатацию автоматизированная система учета энергии, созданная собственными специалистами. Данная система представляла собой набор автоматизированных рабочих мест и обеспечивала расчеты с потребителями энергии, формирование финансовой, управленческой и статистической отчетности о полезном отпуске и реализации энергии, произведенной "Иркутскэнерго".
В связи с реформированием электроэнергетики Российской Федерации возросли требования к функциональным возможностям автоматизированной системы. В соответствии с Федеральным законом от 26.03.03 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" требовалось обеспечить, например, раздельное ведение учета продукции, доходов и затрат по видам деятельности - производство электрической энергии, ее передача (в том числе эксплуатация объектов электросетевого хозяйства) и реализация, оперативно-диспетчерское управление. По мнению руководства, в условиях демонополизации рынка система также должна была внести свой вклад в обеспечение конкурентных преимуществ предприятия.
Несмотря на устойчивую работу существующей автоматизированной системы, вариант ее модернизации был отклонен, поскольку используемые файл-серверные технологии, "лоскутная" архитектура и программно-техническая среда разработки морально устарели.
По результатам тендера разработка автоматизированной системы для фирмы "Энергосбыт" была поручена группе компаний (ГК) "Форус" (1С:Франчайзи, г. Новосибирск, г. Иркутск).
Следует отметить, что в компании "Иркутскэнерго" уже имелся опыт успешного внедрения масштабной автоматизированной системы на технологической платформе "1С:Предприятие 7.7.". В 2003 г. специалистами IBS и "Форус" был завершен совместный проект автоматизации бухгалтерского учета в исполнительной дирекции компании, предусматривающий унификацию применяемых первичных документов и схем документооборота, а также консолидацию данных бухгалтерского учета подразделений. В рамках данного проекта система была внедрена в 23 подразделениях ОАО "Иркутскэнерго", в которых в общей сложности было автоматизировано 420 рабочих мест.
Постановка новой задачи включала проектирование и внедрение информационной системы, обеспечивающей эффективное принятие управленческих решений в условиях как регулируемого, так и свободного рынка тепловой и электрической энергии, а также рынка жилищно-коммунальных услуг. В результате внедрения системы на предприятии должен был произойти переход от пассивной фиксации отношений с потребителями к активной политике взаимодействия с ними. Автоматизированная система должна была стать для заказчика инструментом достижения и поддержания конкурентных преимуществ на рынке энергетики и жилищно-коммунальных услуг посредством реализации политики ориентации на клиента, предоставления максимума услуг и снижения издержек на обслуживание. Было запланировано автоматизировать 350 рабочих мест.
В качестве основы для создания системы была выбрана платформа "1С:Предприятие 8.0". Данная платформа поддерживает распределенную информационную базу в виде самостоятельных информационных баз отделений, позволяет работать автономно при отсутствии связи с центральной информационной базой, предусматривает возможность для дальнейшего развития и интеграции с другими автоматизированными системами и имеет ряд других преимуществ. Гибкость, настраиваемость, интеграционные возможности и отчуждаемость решений, разработанных на основе "1С:Предприятие 8.0", позволяют использовать различные сценарии их развития - силами отдела информационных технологий заказчика, с привлечением внешних разработчиков или в комбинированном варианте.
В автоматизированной системе, разработанной ГК "Форус" для фирмы "Энергосбыт", реализованы управление отношениями с потребителями и поддержка их обслуживания. Предусмотрены регистрация и учет договорных отношений с потребителями - юридическими и физическими лицами. Ведется расчет количества и стоимости энергии, а также сопутствующих услуг, предоставленных потребителям. В системе реализованы учет и паспортизация оборудования (приборов учета энергии), а также ведение финансовых расчетов с юридическими и физическими лицами за предоставленные энергию и сопутствующие услуги, а также с потребителями, которые финансируются из бюджетов различных уровней.
Кроме того, ведутся расчеты с потребителями-банкротами и должниками. В системе предусмотрен учет судебных исков к потребителям компании, а также претензий и решений судов. Ведется расчет небалансов отпуска, полезного отпуска, выявляются точки коммерческих потерь электрической энергии в результате хищений энергии и самовольных подключений. Система обеспечивает планирование, учет и контроль за исполнением мер воздействия на потребителей компании за нарушение технических условий подключения и порядка финансовых расчетов.
Объем полезного отпуска и продаж энергии и сопутствующих услуг можно планировать. Для визуализации плановых и отчетных аналитических показателей разработана соответствующая управленческая, бухгалтерская и статистическая отчетность.
Обеспечена интеграция созданной системы с унаследованными информационными системами - для ведения бухгалтерского учета, а также с автоматизированной системой контроля и учета тепловой и электрической энергии в части показаний приборов.
Реализована возможность взаимодействия компании и потребителей в сети Интернет.
Для применения автоматизированной системы необходимо поэтапное внедрение:
финансовой подсистемы;
подсистемы расчета количества потребленной электроэнергии юридическими лицами на основании договоров электроснабжения;
подсистемы расчета количества потребленной тепловой энергии юридическими лицами на основании договоров теплоснабжения;
подсистемы для учета расчетов с физическими лицами за потребленную тепловую и электрическую энергию.
Срок реализации проекта - с марта 2004 г. по февраль 2005 г. Сжатые сроки реализации проекта во многом обусловлены тесным сотрудничеством специалистов ГК "Форус" со всеми службами фирмы "Энергосбыт" и непосредственным участием руководства заказчика. Партнерские отношения сторон позволили более взвешенно проработать задачи по созданию прототипа системы и учесть интересы всех подразделений и групп пользователей.
В настоящее время завершен этап опытной эксплуатации финансовой подсистемы и подсистемы отпуска электроэнергии. Одновременно началась опытная эксплуатации подсистемы расчетов с населением. Запуск системы в эксплуатацию в полном объеме намечен на февраль 2005 г.
Обучение персонала заказчика проводится по специально разработанной программе на базе реальных данных, при этом администраторы системы и специалисты call-центра обучаются по отдельным программам. Это позволяет выполнить полноценное отчуждение системы, в результате которого специалисты "Энергосбыта" смогут самостоятельно эксплуатировать и поддерживать ее работу.
По мнению руководства заказчика, наибольший эффект от внедрения автоматизированной системы получат подразделения, непосредственно занятые сбором денежных средств, поскольку она позволяет усилить контроль над объемом денежных поступлений и, следовательно, оперативно реагировать в отношении неплательщиков. В результате ожидается повышение эффективности деятельности компании в целом, что в конечном счете положительно скажется на всех потребителях компании.
Помимо описанных подсистем планируется развивать систему в направлении внедрения модулей для расчета отпуска газа и хлорированной воды. Старт этих проектов намечен на I квартал 2005 г.
А. Чернобылец,
1С:Франчайзи НПФ "Форус"
Контактный телефон (395-2) 258-311
"Финансовая газета", N 6, февраль 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета"
Учредители: Министерство Финансов Российской Федерации, Главная редакция международного журнала "Проблемы теории и практики управления"
Газета зарегистрирована в Госкомпечати СССР 9 августа 1990 г.
Регистрационное свидетельство N 48
Издается с июля 1991 г.
Индексы 50146, 32232
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71