Списание некондиционной алкогольной продукции
При продаже алкогольной продукции компании с неизбежностью сталкиваются с проблемой списания некондиционной продукции, которая появляется по разным причинам: бой, порча, просроченный срок годности. В ходе такого списания необходимо соблюсти все требования налогового, бухгалтерского и оперативного учета. О том, как была решена эта проблема в ходе комплексной автоматизации компании "Ла Винчи" рассказывают специалисты "1С:Сервистренда".
Любая молодая компания при выходе на рынок неизбежно сталкивается с жесткой конкуренцией со стороны других компаний. Одним из главных условий успешного ведения бизнеса является четкая постановка учета - оперативного, бухгалтерского, налогового. Решение этой задачи было поручено компании "1С:Сервистренд". Внедрение было выполнено на платформе "1С:Предприятие", конфигурация "Бизнес-Логика Вино-Водочная торговля", разработанная на базе комплексной конфигурации (ред. 4.5).
Справка
Компания "Ла Винчи" - молодое динамично развивающееся предприятие с гибким маркетингово-ориентированным подходом к производству и продвижению на рынок алкогольной продукции, которая производится на эксклюзивной основе в странах ближнего и дальнего зарубежья под собственными торговыми марками. Ассортимент выпускаемой продукции насчитывает 60 наименований натуральных, специальных, сортовых и купажных вин. Предлагаемые вина объединены в 5 коллекций: "Grand House", "Nova", "New Style", "LaVinchi". Несмотря на то, что продукция появилась на рынке РФ относительно недавно, она уже хорошо известна и продается практически во всех регионах РФ. "Ла Винчи" получает высокие оценки у потребителей и престижные заказы известных компаний. Специалисты компании работают на рынке вина на протяжении 12-ти лет, начиная с 1992 года, что позволяет, используя опыт и накопленные ресурсы, хорошо ориентироваться на этом рынке, быстро войти в число ведущих операторов, правильно реагировать на изменения рынка, новые запросы и спрос потребителей. Вопросам обслуживания и удовлетворения запросов наших покупателей в регионах РФ в компании уделяется первостепенное значение. Предприятие готовится к сертификации системы качества в области предоставления услуг по ISO 9003.
Отдельной задачей в ходе выполнения работ по автоматизации компании была задача учета списания некондиционной продукции, о решении которой и пойдет речь в настоящей статье.
Учетная стоимость некондиционной продукции является внереализационными расходами*(1) предприятия. Для отображения внереализационных расходов в системе предусмотрен документ "Списание ТМЦ".
В стандартном документе можно задать список товарно-материальных ценностей (ТМЦ) и счета списания бухгалтерского и налогового учета. В одном документе рекомендуется списывать один вид ТМЦ. Суммы списываемых ТМЦ легко отслеживаются в бухгалтерском и налоговом учете при анализе выбранного счета. Конкретная задача заключалась в отображении списываемых ТМЦ в оперативном учете, с детализацией по видам списания, партиям и т.д. Это было необходимо, в частности, для того, чтобы ответственные сотрудники могли проконтролировать правильность списания расходов на рекламу, благотворительность и т.д., в том числе по партиям.
Другая проблема автоматизации кроется в самой методологии учета списания ТМЦ. В случаях списания на внереализационные расходы некондиционного товара необходимо руководствоваться нормами естественной убыли для целей налогообложения прибыли РФ, порядок утверждения которых установлен в постановлении Правительства РФ от 12.11.2002 N 814. Разрабатывать нормы должны профильные министерства, каждое для своей подведомственной отрасли.
Вместе с тем в большинстве отраслей продолжают действовать нормы естественной убыли, принятые еще до вступления в силу главы 25 НК РФ, то есть до 1 января 2002 года. Иногда налоговики отказываются принимать расходы по старым нормативам естественной убыли, аргументируя это тем, что нормы естественной убыли должны быть непременно приняты в соответствии с главой 25 НК РФ и постановлением N 814. Иначе при налогообложении прибыли применять такие нормы нельзя. Соответственно потери от естественной убыли в таких случаях не принимаются в качестве расходов. Нетрудно догадаться, что и в вычетах НДС по таким расходам зачастую отказывается. Следует отметить, что суды в данном вопросе заняли позицию налогоплательщиков (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 05.04.2004 по делу N Ф04/1731-330/А46-2004, Северо-Кавказского округа от 30.03.2004 по делу N Ф08-1059/2004-431А).
Суды отмечают, что несвоевременное утверждение новых норм естественной убыли не должно препятствовать применению главы 25 НК РФ. Поэтому, если новые нормативы не утверждены, можно использовать ранее утвержденные.
Проблема использования норм естественной убыли имеет еще одну сторону: каждое предприятие с неизбежностью сталкивается с превышением этих норм, а в этом случае стоимость товара относится на 91 счет. Рассмотрим на примере, как должны отражаться такие расходы в бухгалтерском и налоговом учетах.
Пример
ООО занимается оптовой продажей алкогольной продукции и закупило партию товара, которую не успело реализовать полностью, в результате чего часть товара потеряла свои потребительские качества.
В бухгалтерском учете необходимо сделать следующие проводки:
При закупке товара:
Дебет 41.1 "Товары на складах" Кредит 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"
- оприходован товар по товарной накладной (без НДС);
Дебет 19.3 "НДС по приобретенным материально-производственным запасам" Кредит 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"
- отражен НДС по поступившим товарно-материальным ценностям;
Дебет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" Кредит 51 "Расчетные счета"
- товар оплачен поставщику;
Дебет 68.2 "Налог на добавленную стоимость" Кредит 19.3 "НДС по приобретенным материально-производственным запасам"
- сумма, уплаченного поставщику НДС, принимается к вычету.
При покупке товаров сумма входного НДС в размере 1% была предъявлена к налоговому вычету. Товары, потерявшие свои потребительские качества, в операциях, облагаемых НДС, не будут использоваться, а по таким операциям сумма налога вычету не подлежит (подп. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ).
Поэтому при списании просроченных, некачественных товаров необходимо восстановить сумму входного НДС, которая относится к этим товарам. Восстанавливать НДС нужно исходя из той ставки, по которой он был предъявлен к вычету из бюджета. Восстановленный НДС отражается по строке 370 налоговой декларации по НДС (утв. приказом МНС России от 20.11.2003 N БГ-3-03/644) в том налоговом периоде, в котором организация списала товарные потери. В бухгалтерском учете необходимо сделать следующие проводки по списанию товаров, потерявших свои потребительские качества:
Дебет 91.2 Кредит 41.1 "Товары на складах"
- списана покупная стоимость некачественного товара
Дебет 68.2 "Налог на добавленную стоимость" Кредит 19.3 "НДС по приобретенным материально-производственным запасам"
- сторнирована сумма НДС, ранее принятая к вычету;
Дебет 91.2 "Прочие расходы" Кредит 19.3 "НДС по приобретенным материально-производственным запасам"
- сумма НДС включена в состав операционных расходов.
Расходы, образовавшиеся вследствие списания товаров (бой, порча, просроченный срок годности), рассматриваются аналогично порче товарно-материальных ценностей. Эта точка зрения была высказана в ответе на частный вопрос в письме Минфина России от 28.07.1998 N 04-02-04/1. В этом же письме отмечено, что, согласно пункту 3 статьи 12 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", убытки от порчи имущества в том случае, если виновные не установлены, списываются на финансовые результаты организации.
В налоговом учете стоимость покупных товаров включается в расходы, которые уменьшают доходы при реализации товаров (подп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ).
При списании просроченных, некачественных, испорченных товаров реализации не происходит. Следовательно, уменьшать доходы на покупную стоимость списанных товаров неправомерно.
Кроме того, в налоговом учете расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение доходов (п. 1 ст. 252 НК РФ). Расходы по списанию товаров с истекшим сроком годности и прочих не относятся к такой деятельности, так как приносят организации убыток.
При налогообложении прибыли нельзя учесть сумму восстановленного НДС, уплаченного поставщикам.
Как видим, перед бухгалтерской службой стоит непростая задача списания ТМЦ с учетом требований налогового законодательства.
Поставленные перед внедренцами задачи были решены следующим образом. В конфигурации был видоизменен документ "Списание ТМЦ" (см. рис. 1): добавлена новая колонка "Вид списания" - с перечислением видов списания.
"Рис. 1"
При проведении документа формируются движения по регистру "Внереализационные расходы", в котором фиксируются такие данные, как партия, статус, количество, суммы управленческого, бухгалтерского учета, сумма в рублях. При этом необходимые суммы рассчитываются в соответствии с методом расчета себестоимости, принятой для данного юридического лица. Никаких дополнительных проводок в данном случае формировать не требуется.
Для анализа списания был создан отчет "Анализ внереализационных расходов" (рис. 2).
"Рис. 2"
В отчете поддерживаются все механизмы, используемые в типовых конфигурациях, такие как: произвольная детализация, множественный фильтр, расшифровка, отображение сумм НДС, управленческого, бухгалтерского учета.
При установленной детализации данные группируются последовательно по виду списания, партии, документам движения. Выводятся суммы НДС. Результат работы отчета - детализированная информация (см. рис. 3).
"Рис. 3"
В данном случае видно, что по партии с входящим номером накладной N НФ705 от 11.05.2004 организация успела произвести оплату, поэтому необходимо сторнировать НДС, принятый к вычету. По двум другим партиям - накладная от 10.06.2004 N 13НРк-006103 и накладная от 11.08.2004 N 1919 никаких действий производить не надо, так как если товар был получен на условиях товарного кредита, то сторнирование и возврат НДС не производится, поскольку в соответствии с действующим законодательством не может быть принят к вычету. Таким образом, анализ внереализационных расходов позволяет бухгалтеру сделать вывод о необходимости восстановления НДС.
Попутно отчет позволяет отследить суммы, затраченные на рекламу, благотворительность и прочее, причем отчет формируется в доступном виде без использования счетов или другой, понятной только бухгалтеру, информации.
Из отзыва главного бухгалтера компании "ЛА ВИНЧИ" Кондратьевой Елены Дмитриевны:
"Выполненные работы позволили почти полностью отойти от ручных подсчетов для правильного исчисления НДС и налога на прибыль, связанных с выбытием товара. Менеджеры компании довольны новыми возможностями по контролю за состоянием дебиторской задолженности."
Работы выполнены компанией "1С:Сервистренд"
Тел./факс (095) 748-63-53, 962-64-00, 962-64-01
E-mail: info@servicetrend.ru
WebSite: www.servicetrend.ru
"БУХ.1С", N 2, февраль 2005 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Об отражении прочих расходов в бухгалтерской и налоговой отчетности читайте в номере 1 (январь) "БУХ.1С" за 2005 год, стр. 27
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "БУХ.1С"
Зарегистрировано Минпечати России. Рег. номер ПИ N 77-13289 от 15.08.2002.
Учредитель: ЗАО "1С Акционерное общество".
Издатель: ООО "1С-Паблишинг".
Адрес редакции: 103030, г. Москва, ул. Селезневская, д. 21.
Подписка: (495) 681-7667
Прием рекламы: (495) 681-7667
Почтовый адрес: 123056, а/я 64,
e-mail: buh@1c.ru, Internet: http://www.buh.ru, телефон (495) 681-7667