Предъявление претензий к железнодорожным перевозчикам
В случае нарушения перевозчиком прав и законных интересов грузоотправителей или грузополучателей, последние вправе обратиться за защитой в суд.
Однако до обращения в суд необходимо выполнить определенные действия - соблюсти так называемый претензионный (досудебный) порядок разрешения спора.
Досудебный порядок урегулирования спора
До предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки грузов, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном соответствующими транспортными уставами и кодексами (в данном случае - Уставом железнодорожного транспорта РФ). Такой порядок установлен пунктом 1 статьи 797 ГК РФ.
Статья 120 Устава железнодорожного транспорта РФ предусматривает обязательное предъявление претензии к перевозчику до предъявления иска, связанного с осуществлением перевозок грузов.
Это соответствует ч. 3 ст. 4 АПК РФ, согласно которой, если Федеральным законом установлен для определенной категории споров досудебный (претензионный) порядок урегулирования, спор может быть передан на рассмотрение арбитражного суда лишь после соблюдения данного порядка.
Такой порядок должен быть соблюден независимо от того, кем предъявляется претензия - клиентами перевозчика или смежными транспортными организациями (например, автотранспортной организацией), выступающими в роли отправителя или получателя груза.
Предъявление претензии перевозчику
Суть претензионного порядка, действующего при исполнении транспортных обязательств, заключается не только в том, что одна сторона направила другой стороне претензию. Стороны спора обязаны принять все меры для того, чтобы урегулировать возникшие между ними разногласия: сверить расчеты, рассмотреть обоснованность предъявленных требований и т.д.
Претензионный порядок считается соблюденным, если:
- претензия заявлена в установленный срок;
- претензия заявлена надлежащим заявителем, т.е. лицом, имеющим право на предъявление претензии;
- претензия заявлена к надлежащему перевозчику, т.е. адресуется той транспортной организации, которая уполномочена ее рассматривать;
- претензия содержит все необходимые сведения и расчет суммы требований, позволяющие рассмотреть ее по существу;
- к претензии приложены документы, которые могут служить доказательством предъявленных требований клиента.
Претензии в отношении утраты, недостачи, повреждения (порчи) грузов предъявляются по каждой отправке, оформленной накладной (п. 5 Правил предъявления и рассмотрения претензий, возникших в связи с осуществлением перевозок грузов железнодорожным транспортом, утв. приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 42 "Об утверждении Правил предъявления и рассмотрения претензий, возникших в связи с осуществлением перевозок грузов железнодорожным транспортом"). При оформлении перевозки по грузам одного наименования, погруженным на одной станции одним грузоотправителем на одну станцию назначения в адрес одного грузополучателя, допускается предъявление одной претензии на группу отправок, по которым перевозчиком был составлен один коммерческий акт. Допускается предъявление одной претензии по грузам, перевезенным маршрутной или групповой отправками, - на количество вагонов, указанных в коммерческом акте. В этой связи необходимо подчеркнуть, что ни Гражданский кодекс РФ, ни Устав железнодорожного транспорта таких требований о предъявлении претензий по каждой отправке не содержат. При возникновении споров на практике арбитражные суды придерживаются норм законов, а не подзаконных нормативных актов (каковыми и являются Правила), и не толкуют закон расширительно. Так, согласно материалам дела от 24.12.2001 N А40-43823/01-20 Арбитражного суда г. Москвы, истцом была предъявлена к железной дороге претензия о возмещении материального ущерба по двум отправкам, оформленным соответственно двумя накладными. Однако Московская железная дорога претензию возвратила без рассмотрения, ссылаясь на нарушение Правил предъявления претензий. Суд иск оставил без рассмотрения на основании несоблюдения истцом претензионного порядка. Однако суд кассационной инстанции данное определение отменил и указал, что Устав не устанавливает порядок предъявления претензий, следовательно, при наличии поданной истцом претензии недопустимо делать вывод о нарушении претензионного порядка рассмотрения спора (дело ФАС Московского округа от 28.03.2002 N КГ-А40/1599-02).
Сроки заявления и рассмотрения претензии
В статье 123 Устава железнодорожного транспорта РФ предусмотрены сроки для предъявления претензий к железнодорожным перевозчикам: 6 месяцев, а в отношении штрафов и пени - 45 дней.
Правильное исчисление сроков для предъявления претензий зависит от оснований, по которым предъявляется претензия. Так, указанные сроки исчисляются в отношении:
- возмещения за повреждение (порчу) либо недостачу груза со дня выдачи груза;
- возмещения за утрату груза по истечении тридцати дней со дня окончания срока его доставки;
- возмещения за утрату груза в процессе его перевозки в прямом смешанном сообщении по истечении четырех месяцев со дня приема груза для перевозки;
- просрочки доставки груза со дня выдачи груза;
- возврата платы за пользование вагонами, контейнерами, штрафа за задержку вагонов, контейнеров со дня получения заявителем претензии копии инкассового поручения (счета) перевозчика о начислении таких платы, штрафа;
- взыскания штрафа за невыполнение принятой заявки по истечении пяти дней с момента взыскания штрафа;
- взыскания штрафа за использование перевозчиком вагонов, контейнеров, принадлежащих грузоотправителям, грузополучателям, другим юридическим или физическим лицам либо арендованных ими без согласия их владельца, по истечении срока доставки таких вагонов, контейнеров после выгрузки грузов или возврата их в пункт приписки;
- иных возникших в связи с осуществлением перевозки случаев со дня наступления событий, послуживших основаниями для предъявления претензий.
На практике бывают случаи, когда заявленную с нарушением установленного порядка претензию железная дорога возвращает без рассмотрения (например, приложены не все требующиеся документы), а заявитель вторично предъявляет претензию в установленном порядке. В этом случае истечение сроков, указанных в статье 123 Устава железнодорожного транспорта РФ, не является препятствием к принятию искового заявления к производству арбитражным судом и рассмотрению спора по существу. Как разъяснил Пленум ВАС РФ в своем постановлении от 25.01.2001 N 1 "О некоторых вопросах практики применения Транспортного устава железных дорог Российской Федерации", исковое заявление принимается, если вторая претензия была заявлена в пределах срока исковой давности (п. 9). Несмотря на то, что с момента опубликования данного разъяснения Пленума прошло более трех лет, арбитражные суды продолжают оставлять иски без рассмотрения, ссылаясь на нарушения истцами порядка предъявления претензии в случаях, когда повторная претензия была заявлена в пределах срока исковой давности. Такой вывод подтверждается материалами дела от 11.03.2004 N А55-4649/04-33 Арбитражного суда Самарской области, согласно которым первая претензия была заявлена 26 декабря 2003 г., а вторичная - седьмого февраля 2004 г., что находилось за пределами претензионного срока, но не превышало срока исковой давности по делу. Однако суд оставил иск без рассмотрения, сославшись на несоблюдение претензионного порядка. Дело в порядке надзора дошло до Высшего Арбитражного Суда, Президиум которого еще раз напомнил нижестоящим судам содержание указанного выше разъяснения Пленума ВАС РФ от 25.01.2001 N 1 и отправил дело на новое рассмотрение.
В отличие от ранее действовавшего законодательства, Гражданский кодекс РФ не установил каких-либо сроков на предъявление претензий и не предоставил такую возможность транспортным уставам. Претензионные сроки в транспортном законодательстве всегда носили пресекательный характер, что означает следующее: если клиент не предъявлял претензию в указанный срок, то он терял право на рассмотрения спора по существу как самим перевозчиком, так и в арбитражном суде. Перевозчик не рассматривал претензию, ссылаясь на пропуск срока подачи претензии, а арбитражный суд не принимал к рассмотрению исковое заявление по причине несоблюдения претензионного порядка. Формулировка ст. 123 Устава железнодорожного транспорта РФ дает основание сделать вывод о пресекательном характере сроков на предъявление претензии. Нарушение установленных сроков дает право перевозчику претензию без рассмотрения. И только если перевозчик признает причину пропуска срока предъявления претензии уважительной, то он может принять и рассмотреть претензию по истечении установленных сроков. Однако арбитражная практика идет по иному пути, признавая приоритет Гражданского кодекса. Так, Пленум ВАС РФ в постановлении от 12.11.1998 N 18 (п. 28) разъяснил, что предъявление грузоотправителем или грузополучателем претензии к предприятию железнодорожного транспорта за пределами сроков, предусмотренных в уставе, при условии соблюдения установленного этим Уставом порядка предъявления претензий, не является основанием к возвращению искового заявления. Однако если при рассмотрении иска будет установлено, что дело возникло вследствие нарушения истцом предусмотренных уставом сроков на предъявление претензии к железной дороге, то арбитражный суд в соответствии с частью 3 статьи 95 АПК РФ вправе отнести на истца судебные расходы независимо от исхода спора. Более того, клиент, подавший претензию и получивший отказ перевозчика от ее рассмотрения по мотивам нарушения претензионного порядка (в частности, пропуска срока подачи претензии), может указанный отказ обжаловать в арбитражном суде. В этом случае арбитражный суд принимает исковое заявление и возникшие разногласия по этому вопросу разрешает в заседании. При признании претензионного порядка соблюденным исковое заявление рассматривается арбитражным судом по существу. Такое разъяснение дал Пленум ВАС РФ в постановлении от 25.01.2001 N 1 (п. 10), подтверждая многолетнюю судебную практику по этому вопросу.
Таким образом, соблюдать сроки для предъявления претензий, конечно, необходимо, однако нужно помнить, что содержание Устава железнодорожного транспорта РФ в этой части входит в противоречие с Гражданским кодексом, который имеет большую юридическую силу. Даже при пропуске срока на предъявление претензии есть шанс добиться рассмотрения дела по существу в арбитражном суде. Главное - не пропустить срок исковой давности.
Перевозчик обязан рассмотреть полученную претензию и о результатах ее рассмотрения уведомить в письменной форме заявителя в течение тридцати дней со дня получения претензии. При частичном удовлетворении или отклонении претензии в уведомлении должно быть указано основание принятого перевозчиком решения со ссылкой на соответствующую статью Устава. И в этом случае представленные вместе с претензией документы возвращаются заявителю.
В случае если при рассмотрении претензии установлено, что груз переадресован либо выдан другому грузополучателю по заявлению грузоотправителя или первоначального грузополучателя, претензия возвращается заявителю с указанием, где, когда и кому выдан груз, а также с указанием наименования грузополучателя, которому выдан груз, или организации, по заявлению которой проведена переадресовка либо выдача груза, для непосредственного расчета заявителя с фактическим грузополучателем или указанной организацией.
Иск в арбитражный суд можно предъявлять только в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо в случае неполучения ответа на претензию не ранее истечения срока для ее рассмотрения (30 дней). При предъявлении иска до истечения указанного срока, когда перевозчик ответа на претензию не дал, исковое заявление, в соответствии со статьей 108 АПК РФ, подлежит возврату без рассмотрения.
Лица, имеющие право на предъявление претензии
В статье 120 Устава железнодорожного транспорта РФ определены субъекты, имеющие право на предъявление к перевозчику претензии, возникшей в связи с осуществлением перевозок груза. Такое право имеют:
- грузополучатель, грузоотправитель - в случаях утраты, недостачи, повреждения (порчи) груза, просрочки доставки груза, задержки выдачи груза, возврата провозной платы; возврата платы за время нахождения цистерн, бункерных полувагонов под очисткой на промывочно-пропарочных станциях; взыскания штрафа или возмещения затрат, возникших в связи с подачей под погрузку неочищенных вагонов, контейнеров; взыскания штрафа за использование перевозчиком вагонов, контейнеров без согласия их владельцев; взыскания штрафа и возмещения убытков, понесенных вследствие повреждения или утраты перевозчиком вагонов, контейнеров или их узлов и деталей, принадлежащих грузоотправителям, грузополучателям, иным юридическим или физическим лицам либо арендованных ими;
- грузополучатель, грузоотправитель, обслуживающий грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владелец железнодорожного пути необщего пользования - в случаях уплаты штрафов за задержку подачи вагонов под погрузку и выгрузку; задержку уборки вагонов с мест погрузки, выгрузки или приема вагонов с железнодорожного пути необщего пользования; возврата платы за пользование вагонами и контейнерами, принадлежащими иным юридическим или физическим лицам, сборов за подачу и уборку вагонов и за маневровую работу;
- грузоотправитель - в случае возврата штрафа за невыполнение принятой заявки или за неподачу вагонов, контейнеров для выполнения заявки.
- страховщик - в случае выплаты им страхового возмещения грузоотправителю, грузополучателю в связи с ненадлежащим исполнением перевозчиком обязательств по перевозке. Как видно из содержания данного пункта, страховщик приобретает право на предъявление претензии при наличии двух обстоятельств: между ним и грузоотправителем (или грузополучателем) заключен договор имущественного страхования, и страховщик в связи с наступлением предусмотренного страхового случая выплатил в соответствии с этим договором суммы страхового возмещения. В этом случае к страховщику в порядке суброгации переходит право требования, которое страхователь (грузоотправитель или грузополучатель) имеет к лицу, ответственному за убытки, возмещенные в результате страхования (согласно ст.ст. 387, 965 ГК РФ). При этом перешедшее к страховщику право требования осуществляется им с соблюдением правил, регулирующих отношения между страхователем и причинителем убытков - перевозчиком (т.е. норм Устава железнодорожного транспорта и Правил перевозок грузов). Следовательно, страховщик до предъявления иска в арбитражный суд должен предъявить к перевозчику претензию, если такая претензия не была заявлена ранее грузоотправителем или грузополучателем. Порядок предъявления претензии страховщиком аналогичен порядку, установленному в отношении предъявления претензии грузоотправителем, грузополучателем. Срок исковой давности должен исчисляться не с момента выплаты страховщиком страхового возмещения, а с момента наступления события, признаваемого основанием для требований грузоотправителя (грузополучателя). При удовлетворении иска с перевозчика взыскивается сумма в пределах выплаченного страховщиком страхового возмещения, но не более той, которая могла быть взыскана по требованию грузоотправителя (грузополучателя) согласно Уставу.
Несмотря на четкое определение в статье 120 Устава железнодорожного транспорта РФ субъектов, обладающих правом на предъявление к перевозчику претензий, на практике возникают вопросы о возможности принятия к рассмотрению перевозчиком претензии, а арбитражным судом - искового заявления при предъявлении претензии либо иска лицом, не указанным в Уставе. В таких случаях необходимо иметь в виду, что на основании статьи 120 Устава предъявление претензий и исков юридическими и физическими лицами, не являющимися грузоотправителями и грузополучателями, допускается только в случае, когда между этими лицами и грузоотправителями и грузополучателями надлежаще оформлен договор поручения либо выдана надлежаще оформленная доверенность. Содержание указанной статьи порождает вывод о том, что лицом, выдвигающим требования в претензии, и истцом по делу будет выступать все-таки грузоотправитель (грузополучатель), т.к. и поверенный, действующий по договору поручения, и представитель по доверенности, могут совершать юридические действия исключительно от имени доверителя (представляемого). Таким образом, согласно ст.ст. 182, 971 ГК РФ и ст. 34 АПК РФ истцом по делу будет грузоотправитель (грузополучатель), заключивший договор поручения или выдавший доверенность. Непредставление надлежаще оформленного договора поручения или доверенности влечет за собой возврат искового заявления в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 108 АПК РФ. Такой вывод сделан в постановлении Пленума ВАС РФ от 12.11.1998 N 18.
Надлежащие адресаты заявленной претензии
Согласно статье 122 Устава железнодорожного транспорта РФ претензии, возникшие в связи с осуществлением перевозки грузов в прямом сообщении (т.е. только железнодорожным транспортом), предъявляются к перевозчику. В настоящее время на рынке транспортных услуг действует более двадцати железнодорожных перевозчиков. Крупнейшим из них является ОАО "Российские железные дороги", образованное на базе имущества существовавших ранее государственных унитарных предприятий (Приволжская, Московская, Западно-Сибирская железные дороги и др.). В настоящее время указанные железные дороги вошли в состав ОАО "РЖД" в качестве филиалов, т.е. утратили статус юридических лиц, и оказывают услуги по перевозке грузов от имени "РЖД". Право филиалов (железных дорог) заключать от имени ОАО "РЖД" договоры перевозки грузов закреплено в Уставе ОАО "РЖД". Согласно постановлению Пленума ВАС РФ от 02.12.1993 N 34 "Об участии в арбитражном процессе обособленных подразделений юридических лиц" при возникновении споров по обязательствам юридических лиц (в нашем случае ОАО "РЖД"), претензии и исковые требования не могут предъявляться к их филиалам (в нашем случае, к филиалам ОАО "РЖД"). Они предъявляются к самому юридическому лицу, но по месту нахождения обособленного подразделения (филиала). Поэтому адресатом претензии будет ОАО "РЖД". Даже если индивидуальный предприниматель сдал груз к перевозке во Владивостоке, а принял доставку в Санкт-Петербурге. Исключение составляют случаи, если в качестве перевозчика предприниматель выбрал иную перевозочную железнодорожную организацию. Претензии, возникшие в связи с осуществлением перевозки грузов в прямом смешанном сообщении (т.е. с участием организаций двух и более видов транспорта), предъявляются к железнодорожному перевозчику, если конечным пунктом перевозки грузов является железнодорожная станция либо к соответствующей организации транспорта другого вида, которая обслуживает конечный пункт перевозки грузов или в ведении которой находится этот пункт.
Составление и подписание претензии
Претензия должна содержать все необходимые сведения и расчет суммы требования, что в совокупности позволит перевозчику рассмотреть претензию по существу. Так, в претензии указывается: дата ее подачи; полное наименование заявителя претензии, а для юридических лиц - данные свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица; местонахождение юридического лица, а для физических лиц - данные документа, удостоверяющего личность и адрес, по которому следует направлять ответ на претензию; банковские реквизиты заявителя; подробное описание обстоятельств, вызвавших предъявление претензии (полная или частичная утрата груза, недостача, просрочка в доставке); сумма претензии по каждому отдельному требованию, по каждой накладной, квитанции о приеме груза, учетной карточке выполнения заявки, ведомости подачи и уборки вагонов, накопительной карточке и иным документам. Заканчивается претензия перечислением документов приложения. Образец претензии см. в Примере 1.
Пример 1
N 023/04 Кому: ОАО "РЖД"
Дата 30.09.2004 Адрес: г. Саратов, Музейная пл. д. 2
От кого: ООО "Оптпродукт", свидетельство о регистрации
N 0798664, наход. по адресу: 410006, г. Саратов, ул. Советская,
д. 121, оф. 16. ИНН 7735028767, КПП 773501001,
р/с 40702810238360105935 в Сбербанке России, Центральное
ОСБ N 8641 г. Саратова, к/с 30101810400000000225,
БИК 044525225.
Претензия
об уплате стоимости недостачи (частичной утраты) и повреждения
(порчи) груза
на восемнадцать тысяч четыреста (18 400) руб.
При выдаче с проверкой груза, поступившего в наш адрес по железнодорожной накладной N 53802562 от "3" августа 2004 г. установлена недостача двенадцати картонных ящиков, содержащих по десять упаковок сока в каждом. Четыре ящика оказались поврежденными. Оставшийся в поврежденных упаковках сок испорчен (имеет запах продуктов брожения) что подтверждается коммерческим актом N 980730/04 от "11" августа 2004 г. Сумма недостачи согласно прилагаемому расчету составляет 13 400 руб. На основании ст.ст. 95, 96, 124 Устава железнодорожного транспорта РФ просим перечислить стоимость недостающего груза 13400 руб. и, кроме того, плату за перевозку груза пропорционально стоимости недостающего груза в размере 5 000 руб. на наш расчетный счет N р/с 40702810238360105935 в Сбербанке России, Центральное ОСБ N 8641 г. Саратова.
Приложения:
1. Железнодорожная накладная N 53802562 от " 3 " августа 2004 г.
2. Коммерческий акт N 980730/04 от "11" августа 2004 г.
3. Счет поставщика N 80074/3 от " 1 " августа 2004 г.
4. Расчет суммы претензии.
Генеральный директор
ООО "Оптпродукт" А.Н. Малахов
Печать
Претензии подписываются грузоотправителем, грузополучателем, владельцем железнодорожного пути необщего пользования, страховщиком, либо их представителем на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством.
Документы, прилагаемые к претензии
К претензии должны быть приложены документы, подтверждающие предъявленные заявителем требования. Указанные документы представляются в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии. Закон не дает ответа на вопрос: что считать надлежаще заверенной копией документа в данном случае. Юристы-практики толкуют указанное положение Устава как требование нотариального удостоверения копий документов. При необходимости перевозчик вправе потребовать представления оригиналов документов для рассмотрения претензии.
В соответствии со статьей 120 Устава железнодорожного транспорта РФ к претензии прилагаются следующие документы:
- в случае утраты груза - квитанция о приеме груза с отметкой перевозчика на станции назначения о неприбытии груза или справки перевозчика об отправке груза с отметкой о неприбытии данного груза на железнодорожную станцию назначения, а также документ, подтверждающий факт и размер причиненного заявителю претензии ущерба, удостоверяющий количество и действительную стоимость груза;
- в случае недостачи, повреждения (порчи) груза - накладная и выданный перевозчиком коммерческий акт либо накладная с отметкой перевозчика о составлении коммерческого акта в случае его утраты, либо накладная и документ об обжаловании отказа перевозчика в составлении коммерческого акта, а также документ, подтверждающий факт причиненного ущерба, удостоверяющий количество и действительную стоимость недостающих, поврежденных (испорченных) грузов;
- в случае просрочки доставки груза - накладная;
- в случае задержки выдачи груза - накладная и акт общей формы;
- в случае уплаты штрафов за задержку подачи вагонов под погрузку и выгрузку, задержку уборки вагонов с мест погрузки, выгрузки или приема вагонов с железнодорожного пути необщего пользования - ведомость подачи и уборки вагонов, памятка приемосдатчика, а также уведомление о завершении грузовой операции или передаче вагонов на железнодорожный выставочный путь, выписка из договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или договора на подачу и уборку вагонов, акт общей формы;
- в случае возврата провозной платы - накладная или квитанция о приеме груза для перевозки, либо, в случае несостоявшейся перевозки груза, - квитанция о приеме груза с отметкой перевозчика на станции отправления о возврате груза (факт возврата груза станцией отправления подтверждается подписью грузоотправителя в получении груза в дорожной ведомости), а также документы, подтверждающие оплату провозной платы;
- в случае возврата платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими перевозчику, возврата сумм за подачу и уборку вагонов, маневровую работу, хранение и других дополнительных сборов - ведомость подачи и уборки вагонов, накопительную карточку, документы об оплате суммы сбора, а также акт общей формы, составленный в случае отказа одной из сторон подписать ведомость подачи и уборки вагонов;
- в случае возврата платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими иным юридическим или физическим лицам, сборов за подачу и уборку вагонов и за маневровую работу - ведомость подачи и уборки вагонов, документы об оплате сумм сбора, документ, подтверждающий право собственности или аренды, а также акт общей формы, составленный в случае отказа одной из сторон подписать ведомость подачи и уборки вагонов;
- в случае возврата платы за пользование принадлежащими иным юридическим или физическим лицам контейнерами, размещенными на контейнерных площадках необщего пользования - ведомость учета времени нахождения контейнеров у грузоотправителей и грузополучателей на местах необщего пользования, документы, подтверждающие право собственности или аренды и оплату за пользование контейнерами, а также акт общей формы, составленный при отказе одной из сторон подписать ведомость подачи и уборки вагонов;
- в случае возврата платы за пользование принадлежащими иным юридическим или физическим лицам контейнерами, при вывозе контейнеров с мест общего пользования средствами грузоотправителя, грузополучателя, а также организациями, осуществляющими транспортно-экспедиционное обслуживание - наряды установленной формы, ведомости учета времени нахождения контейнеров у грузоотправителей и грузополучателей на местах общего пользования, документ, подтверждающий право собственности или аренды, а также документы, подтверждающие оплату за пользование контейнерами;
- в случае возврата штрафа за невыполнение принятой заявки на перевозку грузов или за неподачу вагонов, контейнеров для выполнения заявки - копия учетной карточки выполнения заявки на перевозку грузов, документы, подтверждающие внесение платежей по учетной карточке, а также акт общей формы, составленный в случае отказа одной из сторон подписать учетную карточку;
- в случае взыскания штрафа или возмещения затрат, возникших в связи с подачей под погрузку неочищенных вагонов, контейнеров - акт общей формы и документы, подтверждающие затраты на очистку вагонов, контейнеров;
- в случае взыскания штрафа за занятие перевозчиком вагонов, контейнеров без согласия их владельцев - накладная или квитанция о приеме груза, акт общей формы, документ, подтверждающий право собственности или аренды, заявление о розыске грузов и другие документы, подтверждающие факт использования вагонов, контейнеров без согласия владельцев, расчет суммы штрафа. В случае отказа перевозчика в составлении акта общей формы и документы об обжаловании этого отказа;
- в случае возмещения убытков, понесенных вследствие повреждения перевозчиком вагонов, контейнеров или их узлов и деталей, принадлежащих грузоотправителям, грузополучателям, иным юридическим или физическим лицам либо арендованных ими - акт общей формы, документы, подтверждающие право собственности или аренды, факт и размер повреждения перевозчиком указанных вагонов, контейнеров или их узлов и деталей, а также расчет убытков, понесенных владельцами вагонов, контейнеров вследствие их повреждения, а для юридических лиц - копия свидетельства о регистрации в качестве юридического лица;
- в случае утраты перевозчиком вагонов, контейнеров, принадлежащих грузоотправителям, грузополучателям, иным юридическим или физическим лицам либо арендованных ими - квитанция о приеме груза к перевозке с отметкой станции назначения о неприбытии вагонов, контейнеров, документы, подтверждающие принадлежность вагонов, контейнеров и их остаточную стоимость, а также технические паспорта, копии разрешений на курсирование вагонов, контейнеров по железнодорожным путям общего пользования с указанием наличия трафарета на вагонах, контейнерах, отличительной краски;
- в случае возврата штрафа за использование перевозчиком вагонов, контейнеров без согласия владельцев грузоотправителем, грузополучателем, владельцем железнодорожных путей необщего пользования - акт общей формы, а также документы, подтверждающие оплату штрафа.
Отсутствие требуемых Устава железнодорожного транспорта РФ документов при предъявлении претензии рассматривается перевозчиком как нарушение претензионного порядка урегулирования спора и является основанием для возврата претензии без рассмотрения. Так, согласно материалам дела от 13.11.2001 N А57-10402/01-18-3 Арбитражного суда Саратовской области, к претензиям о взыскании провозной платы, излишне списанной в сентябре - ноябре 2000 года, направленным железной дороге, были приложены только расчет убытков и расчет процентов за пользование чужими денежными средствами. Это и явилось причиной возврата претензий без рассмотрения, и, как следствие, - оставление судом иска без рассмотрения по существу.
Удовлетворение претензионных требований
Нередки случаи, когда перевозчик принимает претензию к рассмотрению, признает содержащиеся в ней требования, но исполнять лежащую на нем обязанность, т.е. нести меру ответственности, не спешит. Возникает резонный вопрос: когда претензия может считаться удовлетворенной - при ее признании или при условии фактического перечисления предъявителю претензии признанной перевозчиком суммы?
Разумеется, претензию можно считать удовлетворенной только при фактическом перечислении соответствующей денежной суммы. В уведомлении о признании претензии полностью или частично перевозчик должен указать, в какой сумме удовлетворена претензия. При частичном удовлетворении претензии, так же как и при ее отклонении, перевозчик обязан указать основание принятого им решения со ссылкой на соответствующую статью Устава железнодорожного транспорта РФ.
В пункте 13 постановления Пленума ВАС РФ от 25.01.2001 N 1 дано важное для практики разъяснение о действиях заявителя претензии в случаях, когда перевозчик признал претензию, но не перечислил признанную сумму либо когда указанная сумма грузоотправителем или грузополучателем не получена по иным причинам. Ранее в таких случаях заявитель претензии обращался в нотариальную контору за получением исполнительной надписи. С учетом норм ГК РФ, Пленум дал принципиально новое разъяснение: при указанных обстоятельствах заявитель претензии вправе обратиться в арбитражный суд с иском о взыскании соответствующей суммы с перевозчика в судебном порядке.
Сроки истекли? Нет, они прервались!
При рассмотрении такого дела в арбитражном суде необходимо учитывать, что уведомление перевозчика о признании претензии и в случае неперечисления признанной суммы фактически свидетельствует о признании должником требований кредитора, что согласно статье 203 ГК РФ влечет перерыв течения срока исковой давности.
Такую позицию занял Президиум ВАС РФ, рассматривая дело, по которому грузополучатель обратился в арбитражный суд с иском к железной дороге о взыскании штрафа за просрочку в доставке груза. Решением арбитражного суда в иске было отказано со ссылкой на пропуск срока исковой давности. Суды апелляционной и кассационной инстанций это решение оставили без изменений. Как усматривалось из материалов дела, в ответ на претензию грузополучателя железная дорога уведомила его, что содержащиеся в претензии требования ею признаются, а соответствующая денежная сумма будет перечислена на счет грузополучателя. В связи с тем, что признанная сумма железной дорогой перечислена не была, истец обратился в арбитражный суд с иском, который не был удовлетворен по причине пропуска истцом установленного статьей 797 ГК РФ и статьей 141 Устава железнодорожного транспорта РФ годичного срока исковой давности, о применении которого заявил ответчик. Истец не согласился с принятым решением, сославшись на признание ответчиком своей задолженности в ответе на претензию истца, что, по его мнению, прервало течение срока исковой давности.
Президиум ВАС РФ все состоявшиеся по данному делу судебные акты отменил, а дело передал на новое рассмотрение, указав в своем Постановлении, что согласно статье 203 ГК РФ совершение обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга, прерывает течение срока исковой давности и после перерыва он начинается заново. Исходя из смысла данной статьи, признание претензии ответчиком и есть совершение обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга.
Ссылка апелляционной и кассационной инстанций на то, что согласно статье 141 Устава железнодорожного транспорта РФ иски к железной дороге могут быть предъявлены только в случае полного или частичного отказа дороги удовлетворить претензию либо неполучения от нее ответа в течение 30 дней, в данном случае является необоснованной и не может служить основанием для отказа в иске, поскольку невыполнение железной дорогой обязательства по перечислению частично признанной суммы и есть отказ удовлетворить претензию. Таким образом, с учетом перерыва годичный срок исковой давности на взыскание с железной дороги признанной суммы штрафа не пропущен (постановление Президиума ВАС РФ от 25.04.2000 N 8291/99 // Вестник ВАС РФ N 7, 2000).
Если ценность груза не объявлена
Согласно п. 4 Правил предъявления и рассмотрения претензий, возникших в связи с осуществлением перевозок грузов железнодорожным транспортом, утв. приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 42, при рассмотрении претензий за утрату или недостачу груза, сданного к перевозке без объявления ценности, возмещение ущерба определяется в размере стоимости утраченного или недостающего груза, в случае повреждения (порчи) груза - в размере суммы, на которую понизилась стоимость груза или в размере его стоимости при невозможности восстановить поврежденный груз.
Стоимость груза определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при отсутствии счета продавца или цены в договоре - исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичный товар (ст. 424 ГК РФ), либо на основании экспертной оценки. Необходимо помнить о том, что наряду с возмещением ущерба перевозчик обязан возвратить взысканную плату за перевозку груза и иные платежи пропорционально количеству утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза, если данная плата не входит в стоимость такого груза.
Если ценность груза объявлена
В случае если груз сдан к перевозке с объявлением его ценности, то в случае утраты груза перевозчик возмещает ущерб в размере объявленной стоимости груза или в случае недостачи, повреждения (порчи) груза - в размере доли объявленной стоимости груза, соответствующей недостающей или поврежденной (испорченной) части груза (п. 15 Правил предъявления и рассмотрения претензий, возникших в связи с осуществлением перевозок грузов железнодорожным транспортом, утв. приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 42). Если же перевозчик докажет, что объявленная ценность груза превышает его действительную стоимость, то возмещению подлежит ущерб в размере действительной стоимости.
Время для предъявления иска
Согласно ст. 125 Устава железнодорожного транспорта РФ, только в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо в случае неполучения ответа на нее в течение определенного для рассмотрения претензии срока, можно предъявлять к перевозчику иск, возникший в связи с осуществлением перевозок грузов.
Г.А. Моргунова,
к.ю.н., зав. кафедрой Трудового права
и социальной политики Юридического института
Московского государственного университета путей сообщения (МИИТ)
"Предприниматель без образования юридического лица. ПБОЮЛ", N 1, январь 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Предприниматель без образования юридического лица. ПБОЮЛ"
Учредитель ООО "Источник-книга".
Издатель ООО "Бизнес-Арсенал".
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N 77-11759 от 04.02.2002.
Адрес: 105064, г. Москва, ул. Земляной Вал, д. 7/1-2, стр. 1
Тел.: (495) 482-30-58, 482-09-47
E-mail: public@delo-press.ru