Признаются ли в качестве рекламных расходов для целей исчисления налога на прибыль затраты организации оптовой торговли на изготовление и почтовую рассылку каталогов реализуемых товаров, бланков договоров, визиток и анкет, распространяемых потенциальным покупателям в адресных письмах? Если нет, то каким образом можно учесть эти расходы в целях налогообложения прибыли?
Налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов, за исключением указанных в ст. 270 Кодекса (ст. 252 НК РФ). Чтобы расходы могли быть учтены при исчислении налога на прибыль, должны быть выполнены определенные условия. Одно из них - расходы должны быть связаны с деятельностью, направленной на получение дохода.
К расходам организации на рекламу относятся, в частности, расходы на изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о работах и услугах, выполняемых и оказываемых организацией (п. 4 ст. 264 НК РФ).
Реклама - это распространяемая в любой форме с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях, начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому или юридическому лицам, товарам, идеям, начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний (ст. 2 Закона РФ от 18 июля 1995 г. N 108-ФЗ "О рекламе").
Поэтому затраты организации оптовой торговли на изготовление и почтовую рассылку каталогов реализуемых товаров, бланков договоров, визиток и анкет, находящихся в адресных письмах, направляемых конкретным юридическим лицам из заранее определенного круга потенциальных покупателей, не могут быть классифицированы как расходы на рекламу.
В случае если торговая организация несет расходы, связанные с изготовлением и рассылкой каталогов, содержащих информацию о номенклатуре и цене предлагаемых к продаже товаров, заранее определенным организациям - потенциальным покупателям, и при этом к каталогам прилагаются типовые договоры поставки с информацией об условиях поставки товара, то согласно ст. 435 ГК РФ данные расходы можно классифицировать как индивидуальную оферту.
В целях налогообложения прибыли вышеуказанные расходы учитываются как прочие расходы на производство и реализацию, как расходы, связанные с деятельностью, направленной на получение доходов, в периоде фактического заключения договоров поставки в результате направления информационных материалов.
Г. Парфенова,
государственный советник налоговой службы РФ III ранга
1 февраля 2005 г.
Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", выпуск 8, февраль 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предлагаемый материал содержится в еженедельнике "Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь". Газета зарегистрирована в Министерстве печати и массовой информации РФ, регистрационный N 1065. E-mail редакции "Бухгалтерского приложения" - buhgalt@akdi.ru.