Организация оптово-розничной торговли бесплатно раздает образцы реализуемых товаров (кровельных материалов) на специализированных строительных выставках, оформляет этими образцами витрины в торговых точках дилеров, а также выставочный зал в своем офисе. Возможно ли учитывать в целях налогообложения прибыли, в том числе в качестве рекламных расходов, такие затраты?
Доходы и расходы, учитываемые для целей налогообложения прибыли, определяются согласно положениям главы 25 НК РФ. При этом расходы должны соответствовать требованиям п. 1 ст. 252 Кодекса, которым предусмотрено, что налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).
В соответствии с подп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, признаются расходы на рекламу: производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг); деятельности налогоплательщика; товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений п. 4 указанной статьи. Пунктом 4 ст. 264 Кодекса предусмотрен перечень расходов, которые может учесть организация как расходы на рекламу в целях главы 25 "Налог на прибыль организации".
Причем расходы налогоплательщика на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, а также расходы на иные виды рекламы, не указанные в абзацах втором - четвертом этого пункта, осуществленные им в течение отчетного (налогового) периода, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1% выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ. Расходы на рекламу, учитываемые для целей налогообложения в размере физических расходов, предусмотрены абз. 2-4 п. 4 ст. 264 Кодекса, и расширению этот перечень не подлежит. В частности, к ненормируемым расходам организации на рекламу в целях главы 25 относятся расходы на:
- участие в выставках, ярмарках, экспозициях;
- оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов;
- изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о работах и услугах, выполняемых и оказываемых организацией;
- уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.
К перечисленным в указанном перечне расходам на участие в выставках, ярмарках, экспозициях следует относить расходы по оплате вступительных взносов, разрешений и т.п. для участия в подобных выставках.
Остальные расходы на рекламу, относящиеся к таковым в соответствии с Законом от 18 июля 1995 г. N 108-ФЗ "О рекламе" (см. п. 2 Закона) и отвечающие требованиям ст. 252 НК РФ, учитываются для целей налогообложения прибыли в размере, не превышающем 1% выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 Кодекса.
Таким образом, если условиями рекламной кампании организации будет предусмотрено, что в целях ознакомления потенциальных покупателей с новыми видами товаров и в целях продвижения товаров на новых рынках сбыта потенциальным покупателям бесплатно будут вручаться товары организации (не в качестве приза или награды при проведении рекламной акции), то расходы, связанные с изготовлением или приобретением подобных товаров, следует рассматривать как расходы на рекламу.
Под вышеуказанную категорию нормируемых расходов на рекламу подпадают в том числе стоимость образцов товаров (в частности, кровельных материалов) и затраты на их распространение в случае проводимой в рамках рекламной акции раздачи "пробников", специальным образом маркированных и обозначенных, неопределенному кругу лиц на специализированной строительной выставке.
К рекламным расходам налогоплательщика (организации оптово-розничной торговли) не относятся расходы, связанные с выставлением в торговых точках дилеров (клиентов) безвозмездно переданных товаров для их размещения в местах торговли дилеров, так как информация о данных товарах в привязке к их стоимости к конкретной торговой точке призвана формировать интерес и привлекать внимание к качеству реализуемых данной торговой точкой товаров и к возможности приобретения этих товаров в конкретном месте по конкурентоспособным (наиболее привлекательным) ценам.
При этом следует учитывать, что согласно подп. 16 ст. 270 НК РФ при определении налогооблагаемой прибыли не учитываются расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходов, связанных с такой передачей.
Расходы на оформление выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационного зала, в том числе расположенных в офисе организации оптово-розничной торговли, образцы товаров которой выставляются (демонстрируются), учитываются в целях налогообложения прибыли как ненормируемые расходы на рекламу при соблюдении требований п. 1 ст. 252 НК РФ.
Г. Парфенова,
государственный советник налоговой службы РФ III ранга
1 февраля 2005 г.
Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", выпуск 8, февраль 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предлагаемый материал содержится в еженедельнике "Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь". Газета зарегистрирована в Министерстве печати и массовой информации РФ, регистрационный N 1065. E-mail редакции "Бухгалтерского приложения" - buhgalt@akdi.ru.