О новых положениях законодательства о военной службе
и статусе военнослужащих в связи с переходом ряда соединений
и воинских частей к комплектованию военнослужащими,
проходящими военную службу по контракту
(комментарий к Федеральному закону от 26 апреля 2004 г. N 29-ФЗ)
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2003 г. N 523 утверждена федеральная целевая программа "Переход к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, ряда соединений и воинских частей" на 2004-2007 гг. (далее - Программа). Целью данной Программы является обеспечение перехода к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, воинских должностей, подлежащих замещению солдатами и сержантами, в соединениях и воинских частях постоянной боевой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации, пограничных войск и внутренних войск и совершенствование боевой готовности указанных соединений и воинских частей.
Важнейшим направлением реализации Программы является социальное обеспечение и повышение привлекательности военной службы по контракту, что обеспечивается путем изменения социального статуса и материального положения военнослужащих, проходящих военную службу в воинских частях, переводимых на новый способ комплектования.
Мероприятия Программы, направленные на обеспечение привлекательности военной службы по контракту, в частности, предусматривают:
- выплату дифференцированной надбавки за особые условия боевой подготовки;
- обеспечение реализации прав указанных военнослужащих на медицинское обеспечение, в том числе установление ежемесячных компенсаций за санаторно-курортное лечение, а также за оплату проезда военнослужащих и членов их семей к новому месту службы, выплата ежемесячных компенсаций за расходы на проезд к месту проведения отпуска и обратно;
- стимулирование выполнения боевых задач и задач боевой подготовки в особых (полевых) условиях;
- предоставление права на получение бесплатного высшего или среднего специального образования.
В целях реализации указанных программных мероприятий Федеральным Собранием Российской Федерации принят и с 29 апреля 2004 г. (со дня официального опубликования) вступил в силу Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 26 апреля 2004 г. N 29-ФЗ.
В чем заключается существо изменений и дополнений, внесенных данным Законом в законодательство о военной службе и о статусе военнослужащих?
Первое. В Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ внесены изменения и дополнения, связанные с введением испытания при поступлении граждан на военную службу по контракту - нового правового института отечественного законодательства о военной службе. В этих целях указанный Закон дополнен новой статьей - ст. 34.1, а также внесены изменения и дополнения в ст. 51 данного Закона.
Под испытанием в законе понимается трехмесячный срок, устанавливаемый для военнослужащих, поступивших на военную службу по контракту на воинские должности, подлежащие замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами (за исключением тех из них, кто обучается в военных образовательных учреждениях), в целях проверки их соответствия требованиям федеральных законов, общевоинских уставов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, определяющих общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих.
Основные положения института испытания заключаются в следующем:
а) в срок испытания не засчитываются периоды, когда военнослужащий фактически отсутствовал в воинской части или месте военной службы. Хотя в Законе конкретно не указано, что именно подразумевается под понятием "фактическое отсутствие военнослужащего в воинской части или месте военной службы", однако, исходя из смысла указанной формулировки, под фактическим отсутствием следует, видимо, понимать любые случаи, когда военнослужащий отсутствует в месте прохождения им военной службы: нахождение в отпуске, болезнь, самовольное оставление места службы и т.п.;
б) в период испытательного срока военнослужащему не может быть присвоено очередное воинское звание, если даже установленный срок службы в имеющемся у него воинском звании истек;
в) если в течение срока испытания будет установлено, что военнослужащий не соответствует требованиям, установленным законодательством, он признается не прошедшим испытание и подлежит либо увольнению с военной службы (для поступивших на военную службу по контракту из запаса), либо направлению для прохождения военной службы по призыву (для заключивших контракт в период прохождения военной службы по призыву и не выслуживших установленный срок службы);
г) военнослужащим, заключившим контракт в период прохождения военной службы по призыву, продолжительность военной службы по контракту засчитывается в срок военной службы по призыву из расчета два дня военной службы по контракту за один день военной службы по призыву.
Второе. Уточнен порядок исчисления срока военной службы по призыву военнослужащих, обучающихся в военных образовательных учреждениях профессионального образования. Согласно изменениям, внесенным в п. 4 ст. 35 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", продолжительность военной службы по контракту до поступления в военное образовательное учреждение профессионального образования засчитывается в срок военной службы по призыву из расчета два дня военной службы по контракту за один день военной службы по призыву, а продолжительность военной службы во время обучения в военном образовательном учреждении профессионального образования - из расчета два дня военной службы в указанном образовательном учреждении за один день военной службы по призыву. Ранее за единицу расчета при исчислении срока службы принимался месяц.
Третье. Признан утратившим силу п. 2 ст. 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", согласно которому военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, один день участия в боевых действиях или выполнения задач в условиях вооруженных конфликтов, а также один день нахождения в лечебных учреждениях вследствие ранений, контузий, увечий или заболеваний, полученных во время участия в указанных действиях или конфликтах, засчитывался за два дня военной службы по призыву.
Данное решение продиктовано, видимо, тем, что в связи с переходом Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск к комплектованию преимущественно военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, и сокращением к 2008 г. срока военной службы по призыву до 1 года, военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, для выполнения задач в условиях вооруженных конфликтов, направляться не будут.
Четвертое. Внесены дополнения в ст. 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих", определяющие особенности регламента служебного времени и отдыха военнослужащих, проходящих военную службу в соединениях и воинских частях постоянной готовности, переведенных в установленном порядке на комплектование военнослужащими, проходящими военную службу по контракту. Эти особенности состоят в следующем:
а) указанным военнослужащим не предоставляется дополнительный отдых за привлечение их к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени и за участие в мероприятиях, проводимых без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени;
б) в указанных соединениях и воинских частях устанавливается шестидневная рабочая неделя.
Пятое. Признаны утратившими силу положения ст. 4 Закона Российской Федерации "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" от 21 июля 1993 г. N 5481-1 и п. 12 ст. 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих", в соответствии с которыми военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, было предусмотрено предоставление дополнительных отпусков.
Данное решение законодателя, видимо, продиктовано тем, что с 1 января 2004 г. вступили в силу дополнения в Федеральный закон "О ветеранах" от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ, в соответствии с которыми на военнослужащих, выполнявших задачи в условиях вооруженного конфликта немеждународного характера на территории Чеченской Республики и прилегающих к ней регионах в период с января 1994 г. по декабрь 1996 г., а также участвующих (участвовавших) в проведении контртеррористических операций в Северо-Кавказском регионе с августа 1999 г., распространены меры социальной защиты, установленные для ветеранов боевых действий, в том числе - право на ежегодный дополнительный отпуск продолжительностью 15 суток, установленный п. 5.1 ст. 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Вместе с тем следует отметить, что вследствие указанных изменений в ущемленном положении оказались военнослужащие, проходящие военную службу на территории Республики Таджикистан, в Грузии и Армении, поскольку они до вступления в силу комментируемого Закона имели право на дополнительные отпуска, установленные Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5481-1, а нормы Федерального закона "О ветеранах" на них не распространяются. Вряд ли такое решение можно считать справедливым.
Шестое. В целях компенсации дополнительных нагрузок, связанных с более интенсивным регламентом служебного времени, для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в соединениях и воинских частях постоянной готовности, установлена ежемесячная дифференцированная надбавка к денежному довольствию за особые условия боевой подготовки (соответствующие дополнения внесены в п. 4 ст. 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих"). Право определения порядка выплаты указанной надбавки делегировано Правительству Российской Федерации, а установления ее размеров - Министру обороны Российской Федерации и руководителям иных федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством предусмотрена военная служба.
В настоящее время по данному вопросу действует приказ Министра обороны Российской Федерации от 22 декабря 2003 г. N 4501, в соответствии с которым установлена и с 1 января 2004 г. выплачивается ежемесячная надбавка за особые условия боевой подготовки в следующих размерах:
а) военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в воинских частях 42-й гвардейской мотострелковой дивизии (Чеченская Республика):
- замещающим воинские должности, для которых штатами указанных воинских частей предусмотрены воинские звания рядового и ефрейтора, - 4 500 руб. в месяц, а поступившим на военную службу по контракту на указанные воинские должности в период прохождения военной службы по призыву и до достижения общей продолжительности военной службы два года, - 4 000 руб. в месяц;
- замещающим воинские должности, для которых штатами указанных воинских частей предусмотрены воинские звания младшего сержанта, сержанта, старшего сержанта и старшины, - 5 000 руб. в месяц, а поступившим на военную службу по контракту на указанные воинские должности в период прохождения военной службы по призыву и до достижения общей продолжительности военной службы два года, - 4 500 руб. в месяц;
- замещающим воинские должности, для которых штатами указанных воинских частей предусмотрены другие воинские звания, - 5 000 руб. в месяц;
б) военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в остальных воинских частях, переводимых на новый способ комплектования:
- замещающим воинские должности, для которых штатами указанных воинских частей предусмотрены воинские звания рядового (матроса) и ефрейтора (старшего матроса), - 3 000 руб. в месяц, а поступившим на военную службу по контракту на указанные воинские должности в период прохождения военной службы по призыву и до достижения общей продолжительности военной службы два года, - 2 700 руб. в месяц;
- замещающим воинские должности, для которых штатами указанных воинских частей предусмотрены воинские звания младшего сержанта (старшины 2 статьи), сержанта (старшины 1 статьи), старшего сержанта (главного старшины) и старшины (главного корабельного старшины), - 3 300 руб. в месяц, а поступившим на военную службу по контракту на указанные воинские должности в период прохождения военной службы по призыву и до достижения общей продолжительности военной службы два года, - 3 000 руб. в месяц;
- замещающим воинские должности, для которых штатами указанных воинских частей предусмотрены другие воинские звания, кроме указанных выше, - 3 300 руб.
Седьмое. Существенные изменения и дополнения внесены в ст. 16 Федерального закона "О статусе военнослужащих", в соответствии с которыми определены особенности обеспечения санаторно-курортным лечением и организованным отдыхом военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в соединениях и воинских частях постоянной готовности на воинских должностях, подлежащих комплектованию солдатами, матросами, сержантами и старшинами, и поступившими на военную службу после 1 января 2004 г. Эти особенности состоят в следующем:
а) указанным военнослужащим вместо ежегодного обеспечения санаторно-курортным лечением и организованным отдыхом установлена выплата денежной компенсации в порядке и размерах, определяемых Правительством Российской Федерации. Согласно Программе размер указанной компенсации составляет 50 руб. в месяц, т.е. размер единовременной выплаты составит 600 руб. в год;
б) на данных военнослужащих не распространяется право на внеочередное получение после госпитального лечения путевок в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения. Право на обеспечение санаторно-курортным лечением они будут иметь только при наличии соответствующего заключения военно-врачебной комиссии.
Восьмое. Внесены изменения и дополнения в ст. 19 Федерального закона "О статусе военнослужащих", в соответствии с которыми уточнен порядок реализации военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, права на обучение в гражданских образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования и на подготовительных отделениях (курсах) указанных образовательных учреждений с освоением образовательных программ по очно-заочной (вечерней) или заочной формам обучения. Если ранее данное право предоставлялось без ограничения всем категориям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, то теперь установлено, что прапорщики, сержанты, старшины, солдаты и матросы имеют право на поступление в указанные образовательные учреждения только по истечении трех лет непрерывной военной службы по контракту. При этом данные военнослужащие пользуются правом внеконкурсного поступления в эти учебные заведения при условии получения положительных оценок на вступительных экзаменах.
Девятое. Дополнениями, внесенными в ст. 20 Федерального закона "О статусе военнослужащих", установлено, что военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в соединениях и воинских частях постоянной готовности на воинских должностях, подлежащих комплектованию солдатами, матросами, сержантами и старшинами, и поступившими на военную службу после 1 января 2004 г., а также членам их семей право на бесплатный проезд к месту использования основного отпуска и обратно не предоставляется. Вместо этого указанным военнослужащим выплачивается денежная компенсация в порядке и размерах, определяемых Правительством Российской Федерации. Согласно Программе размер указанной компенсации составляет 150 руб. в месяц, т.е. при убытии военнослужащего в основной отпуск ему подлежит единовременная выплата на проезд к месту проведения отпуска и обратно в размере не менее 1 800 руб.
Обращает на себя внимание то обстоятельство, что замену права на бесплатный проезд денежной компенсацией законодатель распространил только на основной отпуск. К местам проведения дополнительных отпусков (например, отпуск по личным обстоятельствам; отпуск, установленный для ветеранов боевых действий; учебный отпуск) и обратно указанные военнослужащие пользуются правом бесплатного проезда.
Проведенный анализ изменений и дополнений, внесенных в законодательство о военной службе и о статусе военнослужащих, позволяет сделать следующие основные выводы:
1. Указанные новеллы, несомненно, будут в определенной степени способствовать повышению привлекательности военной службы по контракту, стремлению военнослужащих к заключению новых контрактов. Прежде всего, это касается установления указанным категориям военнослужащих дополнительной ежемесячной надбавки к денежному довольствию за особые условия боевой подготовки, а также предоставления им через три года службы по контракту права внеконкурсного поступления в учебные заведения и получения бесплатно высшего или среднего профессионального образования.
2. Введение испытательного срока для лиц, поступивших на военную службу по контракту, позволит повысить качественные характеристики личного состава, что в конечном счете должно положительно сказаться на боевой готовности и боеспособности соединений и воинских частей, состоянии воинской дисциплины и правопорядка в войсках.
3. Исключение из действующего законодательства правовых норм, предусматривавших предоставление дополнительных отпусков военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, по нашему мнению, противоречит принципу социальной справедливости. Законодатель, внося в действующее правовое регулирование изменения, оказывающие неблагоприятное воздействие на правовое положение военнослужащих, должен обеспечить соблюдение конституционного принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства. Данный принцип предполагает оптимальное сочетание разумной стабильности законодательства, предсказуемости его развития и недопустимости произвольных, конституционно не обоснованных изменений, затрагивающих права граждан. Уместно также напомнить и другое конституционное положение: в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие либо умаляющие права и свободы человека.
4. Серьезные трудности в повседневной деятельности по управлению подчиненными подразделениями и воинскими частями возникнут у командиров (начальников) в связи с тем, что комментируемым Законом военнослужащие, проходящие военную службу по контракту в соединениях и воинских частях постоянной готовности на воинских должностях, подлежащих комплектованию солдатами, матросами, сержантами и старшинами, оказались по объему прав и льгот разделенными на две большие группы:
а) военнослужащие, заключившие контракт до 1 января 2004 г., будут пользоваться правом ежегодного обеспечения санаторно-курортным лечением и организованным отдыхом, а также бесплатным проездом их самих и членов их семей к месту использования основного отпуска и обратно;
б) военнослужащим, поступившим на военную службу по контракту после 1 января 2004 г., вместо указанных льгот и гарантий будет выплачиваться денежная компенсация.
Данное обстоятельство приведет (по крайней мере, на первоначальном этапе) к неизбежным конфликтам и жалобам и потребует от должностных лиц достаточно скрупулезной повседневной организаторской и разъяснительной работы.
В.М. Корякин,
полковник юстиции, кандидат юридических наук,
начальник юридической службы Главного управления
воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации
"Право в Вооруженных Силах", N 10, октябрь 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
О новых положениях законодательства о военной службе и статусе военнослужащих в связи с переходом ряда соединений и воинских частей к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту (комментарий к Федеральному закону от 26 апреля 2004 г. N 29-ФЗ)
Автор
В.М. Корякин - полковник юстиции, кандидат юридических наук, начальник юридической службы Главного управления воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации
"Право в Вооруженных Силах", 2004, N 10