В Федеральный закон "О статусе военнослужащих"
внесены существенные изменения
31 августа 2004 г. в "Российской газете" был официально опубликован Федеральный закон "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ (далее - Закон), который вступает в силу с 1 января 2005 г.
Законом вносятся существенные изменения в действующий Федеральный закон "О статусе военнослужащих". "Де юре" продолжает действовать Федеральный закон "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ (с изменениями от 31 декабря 1999 г., 19 июня, 7 августа, 27 декабря 2000 г., 26 июля, 30 декабря 2001 г., 7, 21 мая, 28 июня, 27 ноября, 24 декабря 2002 г., 11 ноября, 23 декабря 2003 г., 26 апреля 2004 г., 22 августа 2004 г.), "де факто" - с 1 января 2005 г. будет действовать "новый" Федеральный закон "О статусе военнослужащих" в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ.
Рассмотрим новеллы, предусмотренные Законом.
1. По всему тексту слова "льготы, гарантии" заменяются словами "социальные гарантии". Какие последствия повлекут такие изменения?
В опубликованных нами ранее комментариях к Закону (например, Кудашкин А.В., Фатеев К.В. Комментарий к Федеральному закону "О статусе военнослужащих". 3-е изд., доп. и перераб. М.: "За права военнослужащих", 2002) мы отстаивали точку зрения, что гарантии являются более широким понятием, включающим в себя в том числе льготы и компенсации.
При этом под льготами понимаются дополнительные, особые права (преимущества), предоставляемые гражданам в связи с исполнением военной службы, либо полное или частичное освобождение их от некоторых государственных обязанностей (например, по уплате отдельных видов налогов. Новым Законом такая льгота отменяется). Они являются элементом специального правового статуса военнослужащих, т.е. механизмом дополнения основных (конституционных) прав и свобод военнослужащих специфическими возможностями юридического характера. Такой подход соответствует мировой практике и является стимулирующим фактором при исполнении гражданами военной службы.
Компенсации призваны обеспечить восполнение военнослужащим каких-либо непредвиденных затрат как материального, так и нематериального характера, а также реализовать право на замену отдельных видов натурального обеспечения денежным эквивалентом.
В юридической литературе даются различные дефиниции термина "гарантии", обычно дополняемые словами "политические", "правовые" ("юридические"), "экономические" и др.
Гарантии применительно к тем или иным субъектам права (например, военнослужащим) представляют собой систему социально-экономических, политических, нравственных, юридических, организационных предпосылок, условий, средств, способов, создающих приблизительно равные возможности личности для реализации своих прав, свобод и законных интересов, осуществления обязанностей. Гарантии, помимо льгот, включают в себя и ряд других юридических средств: поощрения, наказания, обязанности, запреты и т.п.
Одной из целей введения льгот является стимулирование тех субъектов (например, военнослужащих), в социально полезной деятельности которых заинтересовано государство и общество в целом. При этом льготы выполняют компенсационную и стимулирующую функции.
Компенсационный характер льгот состоит в предоставлении особого права, дополняющего имеющиеся у лица права с целью гарантировать ему определенный уровень потребления (в том числе различного рода услуг) или облегчить доступ к юридически обеспеченному благу, затрудненный, например, вследствие исполнения военной службы. Следовательно, компенсации также являются разновидностью как льгот, так и гарантий.
Стимулирующая функция льгот заключается в побуждении лиц к определенным видам общественной деятельности (военной службе) путем создания благоприятных условий для удовлетворения собственных интересов.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
- во-первых, изменение терминологии не означает отмену льгот, а лишь характеризует изменение формы их предоставления, т.е. переориентацию их от "натуральной" формы к денежной;
- во-вторых, происходит усиление компенсационной функции льгот.
Что следует понимать под социальными гарантиями?
Под социальными гарантиями военнослужащих следует понимать совокупность прежде всего различного рода социально-экономических и организационных предпосылок, условий, средств, способов в целях реализации (осуществления) ими прав и свобод, удовлетворения их законных интересов, которые под воздействием правового регулирования приобретают качество юридических (правовых) гарантий. Без правового регулирования компенсирующие и стимулирующие средства не становятся социальными гарантиями, поскольку не обеспечены юридическим механизмом их защиты.
2. Изменения коснулись механизма исчисления денежного довольствия военнослужащих, состоящего из оклада денежного содержания, надбавок и выплат (изменения в ст. 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих"). Оклад денежного содержания состоит из месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью (оклад по воинской должности) и месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием (оклад по воинскому званию).
Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, дифференцированно, в зависимости от состава военнослужащих и местности прохождения военной службы предусмотрена выплата ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы в размере до 120% оклада по воинской должности.
Во-первых, указанная надбавка увеличена по сравнению с установленной действующим в настоящее время Федеральным законом "О статусе военнослужащих" с 70 до 120%, т.е. почти в два раза. Размер определяется Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.
Во-вторых, Законом определены критерии, по которым будет исчисляться надбавка: в зависимости от состава военнослужащих и местности прохождения военной службы.
Составы военнослужащих определены ст. 46 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе": офицеры; прапорщики и мичманы; солдаты и матросы, сержанты и старшины. Дифференциация выплаты надбавки будет также осуществляться в зависимости от местностей прохождения военной службы, под которыми прежде всего имеются в виду районы Крайнего Севера, высокогорные и другие местности с тяжелыми климатическими условиями. Надбавка в установленном в Министерстве обороны Российской Федерации (ином федеральном органе исполнительной власти) размере будет выплачиваться всем военнослужащим того или иного состава, проходящим военную службу в определенной местности.
Закон устанавливает и другие критерии дифференциации выплаты надбавки, которыми, кроме ранее указанных, являются принадлежность военнослужащих к той или иной категории (прежде всего, имеются в виду особо опасные профессии, например, летчики, саперы, минеры, лица, задействованные на работах с взрывчатыми веществами и др.), место проживания и место прохождения военной службы. В отличие от местности прохождения военной службы, которая является общей для всех военнослужащих, проходящих службу в ее границах (например, районы Крайнего Севера), место прохождения военной службы - это конкретное место, например, служба на надводных кораблях, подводных лодках, а также конкретное место в пределах одной местности.
Критерием дифференциации для выплаты надбавки также является место проживания военнослужащих, под которым, как правило, понимается место жительства, т.е. постоянного или преимущественного проживания гражданина (ст. 20 ГК РФ), а также иное место его пребывания, т.е. место в котором военнослужащий проживает временно.
В указанном случае надбавка может выплачиваться в размере более 120% оклада по воинской должности, но только по решению Правительства Российской Федерации.
Закон изменил режим выплаты на обзаведение имуществом первой необходимости, которая ранее именовалась беспроцентной ссудой (п. 7 ст. 13 Закона "О статусе военнослужащих"). Во-первых, отменен ее верхний предел - 12 окладов денежного содержания. Во-вторых, отмена правового режима такой выплаты как беспроцентной ссуды, подлежащей обязательному возврату, в течение 3 лет после ее выплаты позволяет предположить, что она может выдаваться на безвозвратной основе.
3. Изменения коснулись форм продовольственного и вещевого обеспечения, в том числе порядка выплаты компенсаций за продовольственный паек и вещевое имущество (ст. 14 Федерального закона "О статусе военнослужащих"). В частности:
а) выдача продовольственного пайка будет осуществляться только военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в размере его стоимости в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации и только по их просьбе;
б) выплата денежной компенсации взамен положенного продовольственного пайка (питания) в размере, установленном Правительством Российской Федерации, будет производиться военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, а также военнослужащим, проходящим военную службу по призыву (только за время их нахождения в местах использования отпуска). При этом необходимо иметь в виду, что выплата компенсации будет производиться независимо от волеизъявления военнослужащего, за исключением случая, указанного в предыдущем пункте.
Изменения порядка вещевого обеспечения военнослужащих коснулись того обстоятельства, что военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, имеют право на получение вместо положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества личного пользования денежной компенсации, т.е., если действующим Законом не определено, за какое имущество выплачивается компенсация, то новым Законом конкретизируется - только за личное. Перечни категорий военнослужащих и имущества, размер и порядок выплаты компенсации устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Законом признается утратившим силу п. 4 ст. 14 Федерального закона "О статусе военнослужащих", которым предусматривались система торгово-бытового обслуживания военнослужащих и членов их семей, а также право военнослужащих и членов их семей на приобретение через сеть военной торговли промышленных и продовольственных товаров, продуктов питания по льготным ценам.
4. Кардинальные изменения произошли в системе обеспечения военнослужащих жилыми помещениями.
А. Как и прежде, государство гарантирует предоставление военнослужащим жилых помещений (п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих"). Однако кардинально меняются формы и порядок реализации права военнослужащих на жилище.
Как и прежде, мы утверждаем, что конституционное право на жилище означает гарантированную для каждого гражданина Российской Федерации возможность быть обеспеченным прежде всего постоянным жилищем. Для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, под таковым понималось жилое помещение, предоставляемое по договору социального найма в бессрочное пользование или в иной форме (например, оформляемое в собственность военнослужащих).
Законом предусматривается, что для всех указанных категорий военнослужащих предоставляются только служебные жилые помещения на весь период службы, которые после ее окончания подлежат в обязательном порядке освобождению, или на определенный срок - на первые пять лет службы военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г. Пункт 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" с 1 января 2005 г. будет действовать в следующей редакции:
"1. Государство гарантирует предоставление военнослужащим жилых помещений.
Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь.
Указанным военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях (курсив наш. - А.К.):".
Таким образом, можно сделать следующие заключения:
- во-первых, государство несет обязанность по предоставлению жилых помещений военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, только временного пользования (служебные жилые помещения);
- во-вторых, изменение редакции абз. 2 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и оставление без изменения редакции абз. 3 указанного пункта, приводит к юридическому противоречию поскольку, с одной стороны, можно сделать вывод, что военнослужащим, поступившим на военную службу (заключившим контракт о прохождении военной службы) до 1 января 1998 г., по истечении пяти лет службы будут предоставляться жилые помещения на общих основаниях с другими военнослужащими, т.е. только служебные жилые помещения (на первые пять лет - служебные жилые помещения или общежития), а с другой - можно сделать вывод, что им будут предоставляться жилые помещения на общих основаниях с другими гражданами, т.е. по договору социального найма.
Двоякое толкование Закона можно было бы устранить, если бы абз. 3 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" дополнили словами "предусмотренных жилищным законодательством". Однако разрабатываемый Жилищный кодекс Российской Федерации, принятие которого ожидается до конца 2004 г., может также кардинально изменить систему обеспечения российских граждан жилыми помещениями, оставив право на предоставление бесплатного жилья по договору социального найма строго ограниченным категориям (например, малоимущим, инвалидам). Необходимо констатировать, что в очередной раз законодатель поставил перед нами больше вопросов, чем дал ответов на уже поставленные вопросы.
Необходимо также иметь ввиду, что ранее Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в статьи 14 и 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и статью 108 Жилищного кодекса РСФСР" от 20 июля 2004 г. N 71-ФЗ также были внесены изменения в абзац второй п. 1 ст. 15, дополнив его предложением следующего содержания: "Жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих пунктах". Таким образом, не в пользу военнослужащих законодательно разрешена спорная ситуация, имевшая многочисленные судебные последствия, когда жилые помещения предоставлялись за пределами административных границ населенного пункта, в котором расположена воинская часть или иное военное учреждение. Существенным недостатком нововведения является отсутствие каких-либо критериев, позволяющих определить термин "близлежащие населенные пункты". Т.е. данный вопрос отнесен на рассмотрение командования и жилищных комиссий. Однако в любом случае прежде всего должны учитываться интересы службы, боевой готовности, возможность в максимально сжатые сроки пребывать к месту службы в случае экстренной необходимости.
Б. Законом (новая редакция п. 2 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих") конкретизировано, что жилищное строительство и приобретение жилья для военнослужащих - граждан осуществляются за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. Обеспечение жильем военнослужащих-граждан, подлежащих увольнению с военной службы после 1 января 2005 г., осуществляется за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти. Формы обеспечения при этом могут быть различные: как предоставление жилого помещения по договору социального найма, так и предоставление их в собственность.
Обеспечение жильем граждан, уволенных с военной службы, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г. в муниципальных образованиях, осуществляется за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту постановки на учет.
В. С 1 января 2005 г. будет признан утратившим силу п. 7 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", в котором был предусмотрен институт субсидий в виде безвозмездной финансовой помощи на приобретение жилья или его строительство. Указанная форма решения "жилищного вопроса" военнослужащих зарекомендовала себя с "наихудшей" стороны, поскольку, с одной стороны, при недостаточности бюджетного финансирования, а с другой - при наличии внебюджетных средств, а также из-за большого количества дискреционных ("усмотренческих") полномочий командования как форма реализации права на жилище она не была доступна для широкого круга военнослужащих.
Г. С органов местного самоуправления снимается обязанность в первоочередном порядке предоставлять право на вступление в жилищно-строительные (жилищные) кооперативы либо выделять земельные участки для строительства индивидуальных жилых домов военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и гражданам, уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, а также военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу за пределами территории Российской Федерации, в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями (п. 12 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих"). С 1 января 2005 г. такая форма реализации права на жилище будет являться правом органов местного самоуправления. Соответственно с органов местного самоуправления избранного постоянного места жительства снимается обязанность по включению в списки граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений, или в списки членов жилищно-строительных (жилищных) кооперативов (п. 13 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих").
Д. Изменена редакция п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", касающаяся вопросов обеспечения жильем лиц, увольняемых с военной службы.
Обеспечение жильем военнослужащих - граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилья, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилой площадью на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилой площади по избранному месту жительства.
Что изменилось? Во-первых, обязанность по обеспечению жильем увольняемых с военной службы лежит только на федеральных органах исполнительной власти, т.е. указанная обязанность снимается с органов местного самоуправления. Во-вторых, провозглашается, что на момент увольнения бывшие военнослужащие в той или иной форме должны быть обеспечены жильем.
В то же время лица, уволенные до 1 января 2005 г. и вставшие на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в муниципальных образованиях, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственного жилищного сертификата органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
При невозможности обеспечить жильем граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г. в муниципальных образованиях, им будет ежемесячно выплачиваться денежная компенсация за счет средств федерального бюджета в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Д. Новой формой обеспечения военнослужащих жилыми помещениями является накопительно-ипотечная система, которая вступает в действие с 1 января 2005 г. Порядок функционирования данной системы определен Федеральным законом "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ*(1).
5. Некоторые изменения произойдут в медицинском обеспечении военнослужащих и членов их семей.
В частности, отменяется бесплатная медицинская помощь в военно-медицинских учреждениях членам семей офицеров (супруг, несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения), а также лицам, находящимся на их иждивении и проживающим совместно с офицерами.
6. Законом признается утратившей силу ст. 17 Федерального закона "О статусе военнослужащих", и тем самым отменяются все льготы в области права собственности (например, приобретение земельных участков) и налоговые льготы военнослужащих (земельный налог и налог на имущество).
7. Изменения коснулись также социального обеспечения детей военнослужащих.
Если по действующему Федеральному закону "О статусе военнослужащих" детям военнослужащих - граждан по месту жительства их семей в первоочередном порядке предоставляются места в общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждениях и летних оздоровительных лагерях независимо от форм собственности, то по новому Закону такие места могут предоставляться, т.е. указанная форма социальной защиты заменила обязанность соответствующих органов на их право, т.е. на их усмотрение.
Военнослужащим - гражданам на содержание их детей (лиц, находящихся на их иждивении), посещающих государственные детские дошкольные учреждения, производятся выплаты по решению Министра обороны Российской Федерации (руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба). Расходы по указанным выплатам осуществляются за счет средств Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба).
8. Существенные изменения коснулись вопросов проезда военнослужащих на транспорте и перевозок (ст. 20 Федерального закона "О статусе военнослужащих").
Взамен бесплатного проезда Закон вводит понятие проезда на безвозмездной основе. Есть ли сущностные отличия в терминологии?
Бесплатный проезд подразумевает, что за оказанную услугу по перевозке с военнослужащего не должна взиматься плата, т.е. он не должен ее оплачивать. В литературе "бесплатность" и "безвозмездность" очень часто употребляются как синонимы. По всей видимости, за изменением терминологии стоит решение давнего спора между транспортными организациями и военнослужащими о платности и бесплатности, возмездности и безвозмездности проезда. Безвозмездность предполагает, что в случаях, оговоренных в Законе, когда речь идет о безвозмездности проезда военнослужащих и членов их семей, возмещение транспортным организациям будет, но не за счет военнослужащих, а за счет федерального бюджета. Механизм такого возмещения в Законе не указан.
Военнослужащие будут иметь право на проезд на безвозмездной основе:
- железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом в служебные командировки, в связи с переводом на новое место военной службы, к местам использования основного (каникулярного) отпуска (один раз в год), дополнительных отпусков, на лечение и обратно, на избранное место жительства при увольнении с военной службы;
- на грузовых машинах и в пассажирских автобусах воинской части, выделяемых для обеспечения организованной перевозки военнослужащих к месту военной службы и обратно, т.е. проезд на всех видах общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения с 1 января 2005 г. будет платным.
Несколько меняются правила проезда военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, отправки им почтовых отправлений и посылок:
- пересылка простых писем военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, а также простых писем, адресованных им, осуществляются в маркированных почтовых конвертах, приобретаемых за счет средств, предусмотренных на эти цели федеральным органам исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. Пересылка посылок с личной одеждой военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, досылка и возвращение посылок, адресованных им, осуществляются за счет средств, предусмотренных на эти цели федеральным органам исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (п. 8 ст. 20 Федерального закона "О статусе военнослужащих");
- обеспечение военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, денежными средствами для проезда на всех видах общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения (за исключением такси) в связи с переводом натуральных льгот в денежную форму осуществляется в размерах и порядке, определяемых Правительством Российской Федерации (вводится новый пункт в ст. 20 Федерального закона "О статусе военнослужащих" - п. 10).
9. Действующий Федеральный закон "О статусе военнослужащих" предусматривает, что военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, освобождаются от уплаты государственной пошлины за подачу жалобы в суд по вопросам, связанным с прохождением военной службы (п. 1 ст. 21). Законом бесплатность подачи жалобы отменяется, а устанавливается иное правило, согласно которому Правительство Российской Федерации определяет порядок осуществления расходов военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, по уплате государственной пошлины за подачу жалобы в суд по вопросам, связанным с прохождением военной службы.
10. Отменяются бесплатная юридическая помощь юридических консультаций и коллегии адвокатов военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, по вопросам, связанным с прохождением военной службы, а также по иным основаниям, установленным федеральными законами (п. 3 ст. 22 Федерального закона "О статусе военнослужащих"), а также обеспечение гражданам, уволенным с военной службы с правом на пенсию, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, бесплатного получения профессионального образования без выплаты им стипендии в период обучения (п. 5 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих").
Что меняет введение Законом института социальных гарантий? Натуральные льготы заменяются денежной компенсацией. Насколько адекватно произведена "рокировка", покажет время.
В ближайшее время редакция журнала планирует провести мониторинг мнений военнослужащих по указанным выше вопросам. В конечном счете замена натуральных льгот денежными компенсациями не была бы столь заметна, если бы существенно повысился уровень денежного довольствия, реально компенсирующий произведенную замену.
А.В. Кудашкин,
доктор юридических наук,
профессор Военного университета
"Право в Вооруженных Силах", N 10, октябрь 2004 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) В следующем номере журнала планируется опубликовать краткий комментарий к указанному Закону, а в ближайшее время - издать комментарий отдельной книгой.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В Федеральный закон "О статусе военнослужащих" внесены существенные изменения
Автор
А.В. Кудашкин - доктор юридических наук, профессор Военного университета
"Право в Вооруженных Силах", 2004, N 10