Особенности использования судебных решений
по делам о восстановлении на военной службе
Необходимость рассмотрения вопроса, указанного в заголовке статьи, вызвана его актуальностью и практической значимостью как для военнослужащих, увольняемых с военной службы, так и для должностных лиц органов военного управления, поскольку в соответствии со ст.ст. 23, 28 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в случае необоснованного увольнения с военной службы военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, причиненные им в связи с этим убытки подлежат возмещению в полном объеме, а лица, виновные в необоснованном увольнении, могут быть привлечены к дисциплинарной, материальной, гражданско-правовой и уголовной ответственности. На основании Федерального закона "О материальной ответственности военнослужащих" от 12 июля 1999 г. N 161-ФЗ командиры (начальники), виновные в незаконном увольнении военнослужащего с военной службы, несут материальную ответственность за ущерб, причиненный в результате незаконного увольнения военнослужащего в размере причиненного ущерба, но не более трех окладов месячного содержания и трех месячных надбавок за выслугу лет.
Однако главной целью написания настоящей статьи является раскрытие особенностей практического использования судебных решений по делам о восстановлении на военной службе как гражданином, восстановленным на военной службе, так и должностными лицами органов военного управления.
Прежде чем раскрывать особенности использования решений по делам о восстановлении на военной службе, необходимо:
- во-первых, указать задачи, цели, и порядок исполнения различных видов данных судебных решений;
- во-вторых, рассмотреть особенности использования данных видов судебных решений.
Задачами гражданского судопроизводства (ст. 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации - далее ГПК РФ) являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений. Цель гражданского судопроизводства - укрепление законности и правопорядка, предупреждение правонарушений, формирование уважительного отношения к закону и суду.
Фактически судебное решение, вынесенное в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан, уволенных с военной службы, является актом судебной власти, подтверждающим незаконность действий должностных лиц и необоснованность увольнения военнослужащего, направленным на принудительное восстановление нарушенных прав, свобод и привлечение к ответственности виновных посредством различных средств правового воздействия.
Следовательно, особенность использования судебных решений по делам о восстановлении на военной службе заключается в том, что эти решения должны применяться в целях обязания органов государственной власти и должностных лиц к исполнению судебных решений по восстановлению нарушенных прав в установленные сроки.
При анализе сущности правоотношений, складывающихся в сфере защиты прав восстановленного судебным решением на военной службе гражданина, необходимо отметить:
- социальную функцию судебного решения, направленного органом судебной власти на защиту и восстановление нарушенных органом исполнительной власти прав граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей;
- принудительный характер исполнения судебного решения посредством установления обязательности его исполнения для всех без исключения органов государственной власти, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций на всей территории Российской Федерации с допустимостью привлечения конкретных должностных лиц за нарушение указанной нормы закона при злостном неисполнении судебных решений к дисциплинарной, уголовной ответственности;
- принудительный характер исполнения судебного решения, посредством установления обязательности его исполнения в разумные сроки для всех без исключения органов государственной власти, должностных лиц, с допустимостью привлечения Российской Федерации к ответственности за нарушение норм международного права и Конвенции о защите прав человека и основных свобод о конкретных разумных сроках судебных разбирательств при злостном неисполнении судебных решений. Согласно п. 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 г. N 5 при осуществлении судопроизводства суды должны принимать во внимание, что в силу п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее - Конвенция) каждый имеет право на судебное разбирательство в разумные сроки.
Сроки судебного разбирательства по гражданским делам в смысле п. 1 ст. 6 Конвенции начинают исчисляться со времени поступления искового заявления, а заканчиваются в момент исполнения судебного акта. Таким образом, по смыслу ст. 6 Конвенции исполнение судебного решения рассматривается как составляющая "судебного разбирательства". С учетом этого при рассмотрении вопросов об отсрочке, рассрочке, изменении способа и порядка исполнения судебных решений, а также при рассмотрении жалоб на действия судебных приставов-исполнителей суды должны принимать во внимание необходимость соблюдения требований Конвенции об исполнении судебных решений в разумные сроки.
При исполнении судебных решений в практической деятельности органов военного управления, воинских должностных лиц и иных государственных органов не имеется объективных причин, препятствующих исполнению требований судебных актов, но имеется стойкая тенденция игнорирования и длительного неисполнения судебных решений, вызванных (мнение автора) рядом субъективных причин и в первую очередь правовым нигилизмом воинских должностных лиц и их безнаказанностью за злостное неисполнение судебных решений, поощряемой вышестоящими должностными лицами, а также правоохранительными органами.
Для преодоления злостного противодействия воинских должностных лиц исполнению требований судебного решения и правильного использования (применения) гражданином судебного решения о восстановлении на военной службе следует рассмотреть виды и порядок исполнения данных судебных решений на основании анализа норм военного законодательства, ГПК РФ, обзоров судебной практики и конкретных примеров практического использования судебных решений.
В гл. 16 ГПК РФ "Решение суда" содержатся нормы, которыми регулируются вопросы принятия судебного решения по всем видам гражданских дел, в том числе по делам, рассматриваемым в порядке искового производства, а также по делам, возникающим из публичных правоотношений.
Исходя из норм ст. 206 ГПК РФ, судебное решение может содержать требования к ответчику, обязывающие совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, а также требования, обязывающие организацию совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных средств.
Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется ее руководителем в установленный срок.
Поскольку судебное решение о восстановлении гражданина на военной службе может быть вынесено как в исковом производстве, так и в производстве по делам, возникающим из публичных правоотношений, то в решении суд обязан установить срок, обязывающий организацию совершить определенные действия (отменить приказ об увольнении, издать приказ о восстановлении и т.д.), а если судом срок не установлен, то решение исполняется руководителем организации в пределах срока исполнительного производства (до 2 месяцев).
С учетом особенности производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, установлены предельные сроки исполнения судебных решений по заявлениям об оспаривании действий должностного лица с требованием о восстановлении гражданина на военной службе (в списке личного состава воинской части). Согласно ст. 258 ГПК РФ решение суда направляется для устранения допущенного нарушения закона руководителю органа, должностному лицу, решения, действия которого оспорены, либо вышестоящему в порядке подчиненности должностному лицу в течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силу.
В суд и гражданину должно быть сообщено об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения решения. Решение исполняется по правилам, указанным в ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, т.е. руководителем организации.
В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации меры, предусмотренные законом.
После возбуждения исполнительного производства судебным приставом в соответствии со ст. 85 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в случае неисполнения без уважительных причин исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, он выносит постановление о наложении на должника штрафа в размере 200 минимальных размеров оплаты труда и назначает новый срок для исполнения. При последующих нарушениях должником без уважительных причин новых сроков исполнения исполнительного документа размер штрафа каждый раз удваивается.
В случае повторного неисполнения должником требований, указанных в исполнительном документе, судебным приставом-исполнителем вносится в органы военной прокуратуры представление о привлечении к уголовной ответственности должностных лиц, которые в силу своих служебных обязанностей должны исполнить исполнительный документ.
Однако сам военнослужащий, восстановленный на военной службе, в случае злостного неисполнения командованием требований судебного решения имеет право обратиться в органы военной прокуратуры с заявлением о привлечении виновных к уголовной ответственности за злостное неисполнение судебного решения.
Исходя из изложенного рассмотрим особенности использования варианта судебного решения о восстановлении гражданина на военной службе, вынесенного по заявлению об оспаривании действий должностного лица (по делу, возникшему из публичных правоотношений).
Майор запаса Г., имеющий выслугу более 10 календарных лет, проходивший военную службу в в/ч 00000 (Московский гарнизон), зарегистрированный по юридическому адресу воинской части, признанный жилищной комиссией бесквартирным, имеющий многодетную семью, был уволен в январе 2001 г. по состоянию здоровья без обеспечения жилым помещением, в связи с чем оспорил необоснованное исключение из списков личного состава воинской части.
Военный суд своим решением в марте 2001 г. обязал командира в/ч 00000 восстановить майора запаса Г. в войсковой части в ранее занимаемой должности до обеспечения жилым помещением с учетом членов семьи во внеочередном порядке, обеспечить Г. всеми видами довольствия и взыскать с в/ч 00000 судебные издержки.
В ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" закреплено императивное требование о том, что в случае необоснованного увольнения с военной службы военнослужащих, проходящих службу по контракту, причиненные им в связи с этим убытки подлежат возмещению в полном объеме. Указанные военнослужащие восстанавливаются на военной службе в прежней (а с их согласия - равной или не ниже) должности и обеспечиваются всеми видами довольствия, недополученного после увольнения.
Восстановление на военной службе необоснованно уволенных с военной службы военнослужащих осуществляется в соответствии с Положением о порядке прохождения военной службы.
В Положении о порядке прохождения военной службы (п. 22 ст. 34) указано, что восстановление на военной службе гражданина в соответствии с решением суда производится путем отмены приказа об увольнении военнослужащего с военной службы. Отмена приказа об увольнении военнослужащего с военной службы производится должностным лицом, издавшим приказ, или его прямым начальником.
Решение суда, вступившее в законную силу, обязательно для всех без исключения органов власти, должностных лиц и подлежит неукоснительному исполнению (ст. 13 ГПК РФ).
Порядок и размер обеспечения положенными видами довольствия установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, обязательными к исполнению в равной степени как для командира воинской части, непосредственно выдающего военнослужащим соответствующее довольствие, так и для иных вышестоящих органов и должностных лиц, на которых возложено выполнение соответствующих функций, связанных с обеспечением военнослужащих положенным довольствием (п. 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службы и статусе военнослужащих" от 14 февраля 2000 года N 9).
Из анализа норм, содержащихся в ст.ст. 13, 206, 258 ГПК РФ, ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих", п. 22 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы следует, что судебные решения по всем видам дел (исковое производство и по делам, возникающим из публичных правоотношений), вынесенные с требованием о восстановлении на военной службе гражданина (для обеспечения его жилым помещением и иными видами довольствия и т.д.), являются обязательными к исполнению в течение предельного трехмесячного срока (п. 1 ст. 15, ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих", п. 3 ст. 37 ЖК РСФСР)*(1) в равной степени как для командира воинской части, непосредственно отменяющего приказ об увольнении военнослужащего с военной службы и выдающего восстановленным военнослужащим соответствующее довольствие за период после необоснованного увольнения, так и для иных вышестоящих органов и воинских должностных лиц.
Таким образом, даже без возбуждения исполнительного производства для правильного использования (применения) судебного решения о восстановлении на военной службе должностному лицу следует издать приказ об отмене приказа об увольнении, восстановлении уволенного гражданина на военной службе (в списке личного состава и в должности), производстве обеспечения всеми видами довольствия, не полученными за период необоснованного увольнения.
В случае невозможности исполнения судебного решения должностным лицом по объективным причинам (отсутствие в воинской части жилых помещений, денежных средств и т.д.) производится доклад судебного решения и вышестоящим довольствующим органам одновременно с запросом на истребование жилых помещений и иных средств для исполнения требований судебного решения, с сообщением военнослужащему, восстановленному на военной службе, о возможных сроках их поступления.
Для правильного использования (применения) судебного решения о восстановлении на военной службе должностному лицу и военнослужащему следует знать перечень уважительных причин, освобождающих должностное лицо от ответственности за злостное неисполнение исполнительного документа (решения суда).
Не допускается привлечение к ответственности воинских должностных лиц за злостное неисполнение исполнительного документа (судебного решения) в результате правомерных действий, оправданного служебного риска, действий непреодолимой силы. Закон не допускает отказ должностного лица органа военного управления от исполнения судебного решения о восстановлении прав конкретного военнослужащего и не признает непреодолимой силой отсутствие жилого фонда или денежных средств в воинской части. Постоянное ненадлежащее финансирование Вооруженных Сил Российской Федерации, бездействие должностных лиц включая не истребование жилья и денежных средств для исполнения судебного решения, не относится к числу чрезвычайных и неотвратимых обстоятельств (непреодолимой силы), освобождающих должника - Министерство обороны Российской Федерации и т.д. в лице командира (начальника) от исполнения обязательств по соблюдению прав военнослужащих и само по себе не устраняет допущенных в отношении конкретного военнослужащего нарушений требований судебного решения.
Исходя из рассмотренного варианта восстановления гражданина - майора Г. на военной службе судебным решением, вынесенным по заявлению об оспаривании действий должностного лица (по делу, возникшему из публичных правоотношений) или аналогичному исковому производству о восстановлении на военной службе, можно отметить следующие практические особенности использования решений по делам о восстановлении на военной службе и конкретных действий:
1. В случае неисполнения (до месяца без уважительных причин) воинским должностным лицом решения суда о внеочередном обеспечении жилым помещением и иными видами довольствия после восстановления на военной службе уволенного военнослужащего в течение месячного срока с даты получения судебного решения данный военнослужащий уведомляет вышестоящее воинское должностное лицо о неисполнении судебного решения подчиненным должностным лицом - военнослужащим для привлечения последнего к дисциплинарной ответственности, а также к материальной ответственности за нарушение порядка увольнения и незаконное увольнение в соответствии с Федеральным законом "О материальной ответственности военнослужащих" от 12 июля 1999 г. N 161-ФЗ и уведомляет суд, принявший решение, о выдаче и направлении исполнительного листа согласно ст. 428 ГПК РФ в службу судебных приставов по месту нахождения ответчика (воинского должностного лица).
2. В случае неисполнения (до трех месяцев без уважительных причин) воинским должностным лицом решения суда о внеочередном обеспечении жилым помещением и иными видами довольствия после возбуждения исполнительного производства судебным приставом военнослужащий уведомляет судебного пристава-исполнителя для применения в отношении воинского должностного лица мер, предусмотренных законом, в соответствии со ст. 85 Федерального закона "Об исполнительном производстве" (о наложении на должника штрафа в 200 минимальных размеров оплаты труда и назначении нового срока для исполнения, внесения в органы военной прокуратуры представления о привлечении к уголовной ответственности виновного должностного лица).
Особенностью исполнительного производства по решению суда о восстановлении на военной службе, выплате денежного довольствия и иных выплат, обеспечении жилым помещением и т.д. является выдача по каждому требованию суда отдельного исполнительного листа. Поэтому требование исполнительного документа о выполнении должником конкретного действия (восстановление на службе, обеспечение жильем и т.д.) в принудительном порядке обязывает судебного пристава-исполнителя применять к должнику все меры ответственности, предусмотренные Федеральным законом "Об исполнительном производстве" при невыполнении требований судебного акта.
Реализация исполнительных листов в части судебного решения о взыскании денежных средств с получателей средств федерального бюджета (учреждений, воинских частей, организаций) взыскателем-военнослужащим производится с применением Правил взыскания на основании исполнительных листов судебных органов средств по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2004 г. N 379 и Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2004 год" от 23 декабря 2003 г. N 186-ФЗ.
Исполнительный лист судебного органа по денежному обязательству должника предъявляется взыскателем в орган федерального казначейства по месту открытия лицевого счета должника. Одновременно с исполнительным листом взыскателем представляется копия решения суда и заявление с указанием реквизитов банковского счета, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию.
В Москве для получения денежных средств по исполнительному листу судебного органа по денежному обязательству должника - воинской части, учреждения взыскателем направляется заявление с указанием реквизитов счета для перечисления денежных средств, исполнительный лист, судебное решение в федеральное казначейство по адресу: Москва, ул. Ильинка, д. 9, тел. 298-96-40.
Согласно ст. 133 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2004 год" обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета осуществляется на основании исполнительных листов судебных органов со счетов должников, открытых в учреждениях ЦБ РФ и (или) кредитных учреждениях, а также с их лицевых счетов, открытых в органах федерального казначейства исключительно в пределах целевых назначений в соответствии с ведомственной, функциональной и экономической классификациями расходов бюджетов Российской Федерации.
Взыскание средств по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета, подлежащим исполнению за счет средств федерального бюджета с лицевых счетов, открытых им в органах федерального казначейства, производится органами федерального казначейства в соответствии с предъявленными ими исполнительными листами судебных органов и на основании расчетных документов получателей средств федерального бюджета исключительно в пределах целевых назначений в соответствии с ведомственной, функциональной и экономической классификациями расходов бюджетов Российской Федерации.
При недостаточности средств главный распорядитель (Министерство обороны Российской Федерации) осуществляет финансирование расходов в сумме, необходимой для исполнения требований по исполнительному листу, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Статьей 103 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2004 год" установлено, что начиная с 1 января 2004 г. военнослужащие обеспечиваются вещевым имуществом по нормам и в сроки, устанавливаемые Правительством Российской Федерации. При увольнении эти военнослужащие имеют право на получение денежной компенсации вместо не выданных в год увольнения предметов вещевого обеспечения в размере стоимости этих предметов, в том числе за 2003 и 2004 гг. в размере не более 3000 руб. ежегодно.
В ст. 102 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2004 год" установлено, что в 2004 г. выплата военнослужащим денежной компенсации продовольственного пайка производится в размере 20 руб. в сутки.
3. В случае неисполнения (полгода и более без уважительных причин) требований исполнительного документа о совершении определенных действий (обеспечить жилым помещением, денежным и иными видами довольствия) должником (воинским должностным лицом) или судебным приставом-исполнителем восстановленный на военной службе военнослужащий заявляет в соответствии со ст.ст. 141 и 150, п. 3 2 подп. 2 1 абз. 1 "в" ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса (далее - УПК РФ) в органы военной прокуратуры о привлечении к уголовной ответственности должностного лица или в органы прокуратуры - судебного пристава, виновных в злостном неисполнении судебного решения, на основании ст. 315 Уголовного кодекса (далее - УК РФ) для производства предварительного следствия.
По общему правилу дознание в течение месячного срока согласно ст.ст. 150, подп. 4 п. 3 ст. 151 УПК РФ по уголовным делам о преступлении, предусмотренном ст. 315 УК РФ, производится дознавателями органов службы судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации (117331, Москва, ул. Марии Ульяновой, д. 73, Отдел дознания ССП Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по городу Москве).
4. В случае неисполнения (год и более без уважительных причин) требований исполнительного документа о совершении определенных действий (обеспечить жилым помещением, денежным и иными видами довольствия) должником (воинским должностным лицом) или судебным приставом-исполнителем, а также отказа со стороны органов прокуратуры на принятие уголовно-процессуальных мер принуждения к должностным лицам, виновным в злостном неисполнении судебного решения, восстановленный на военной службе военнослужащий имеет право обжаловать прокурору или в военный суд согласно ст.ст. 123, 124, 125 УПК РФ бездействие сотрудников органов военной прокуратуры.
5. В случае неисполнения (два года и более) требований исполнительного документа о совершении определенных действий (обеспечить жилым помещением, денежным и иными видами довольствия и т.д.) должником (воинским должностным лицом) или судебным приставом-исполнителем и при безрезультативности процедуры обжалования в военный суд или военному прокурору бездействия органов прокуратуры по принятию уголовно-процессуальных мер принуждения к должностным лицам, виновным в злостном неисполнении судебного решения, восстановленный на военной службе военнослужащий имеет право подать в Европейский суд по правам человека жалобу о нарушении Российской Федерацией норм международного права и ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод о конкретных разумных сроках судебных разбирательств органами государственной власти Российской Федерации при исполнении судебных решений, которая не облагается государственной пошлиной, имеет определенную форму, а прилагаемые документы могут быть представлены в виде любых незаверенных ксерокопий судебных актов и т.д.
Образец жалобы в Европейский Суд
по правам человека
В Европейский Суд по правам человека
Страсбург, Франция
Жалоба
(В соответствии со статьями 34 Европейской Конвенции по правам человека и статьями 45 и 47 Регламента Суда)
Данная жалоба является официальным юридическим документом, который может затрагивать юридические права и обязанности.
I. Стороны
А. Заявитель
(данные о заявителе и его представителе, при наличии такового)
1. Фамилия заявителя - Ганищев.
2. Имя, отчество - Сергей Васильевич.
3. Гражданство - Российская Федерация.
4. Род занятий - военнослужащий.
5. Дата и место рождения - 10 декабря 1973 года, село Петровка, Энского района, Энской области, Украинской ССР.
6. Постоянный адрес: Российская Федерация, 119160, К-160, город Москва, ул. Мира, д. 56, войсковая часть 00000, регистрация по юридическому адресу воинской части.
7. Номер телефона - нет.
8. Адрес места, где проживает в данный момент: Российская Федерация, нет места жительства.
9. Представитель - Иванов Николай Александрович.
10. Род занятий - пенсионер.
11. Адрес представителя: Российская Федерация, 101001, г. Энск, ул. Новая, д. 13, кв.14.
12. Телефон - 0000000.
В. Высокая Договаривающаяся Сторона
13. Российская Федерация.
II. Изложение фактов
14.
1) В августе 1990 года я, гражданин Ганищев, призван военными властями для прохождения военной службы.
С 1 августа 1995 года прохожу военную службу по контракту в в/ч 00000 в городе Москве, но никакого жилья с данного времени государством Россия в лице Министерства обороны Российской Федерации мне не предоставлялось, только имею регистрацию (прописку) по юридическому адресу воинской части 00000, а фактически самому приходится искать и оплачивать временное жилье, поскольку жилищная комиссия войсковой части 00000 поставила меня на учет военнослужащих, нуждающихся в обеспечении жилым помещением по месту службы, но реальных действий по обеспечению жильем и выплате компенсации командование войсковой части 00000 не предприняло.
2) С 6 сентября 1996 года состою в зарегистрированном браке и проживаю совместно с женой Ганищевой Людмилой Ивановной и малолетними детьми: сыном Андреем, дочерьми Анной и Татьяной по месту службы в городе Москве при в/ч 00000.
С мая 1998 года по октябрь 2000 года командиром в/ч 00000 мне не выдавалось продовольствие для обеспечения питания.
Согласно ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" "Государство гарантирует предоставление военнослужащим жилых помещений".
3) С 11 сентября 2000 года на основании рапорта и заключения военно-врачебной комиссии от 5 сентября 2000 года, установившей связь между ухудшением состояния здоровья и военной службой, я, Ганищев, имею право не проходить военную службу, подлежу увольнению с военной службы с внеочередным обеспечением жильем и выплатой после установления инвалидности страховой компенсации за утрату здоровья.
4) В сентябре 2000 года мне командиром в/ч 00000 было отказано в увольнении с предоставлением жилья и командир в/ч 00000 стал насильственно удерживать меня, больного, на военной службе с применением различных дискриминационных мер воздействия.
В декабре 2000 года для защиты и восстановления нарушенных прав я вынужден был обратиться за судебной защитой прав в военный суд Московского гарнизона с жалобой на неправомерные действия командира в/ч 00000.
13 февраля 2001 года Московский гарнизонный военный суд признал неправомерным насильственное удержание меня, больного человека, на военной службе и обязал командира в/ч 00000 представить меня к увольнению по состоянию здоровья, обеспечить совместно с проживающими членами семьи по месту службы жилым помещением во внеочередном порядке; доплатить компенсацию за продовольственный паек с мая 1998 года по октябрь 2000 года, взыскать с в/ч 00000 расходы по оплате помощи представителя в размере 1000 рублей и компенсацию морального вреда в размере 1000 рублей.
16 марта 2001 года Московский окружной военный суд данное решение от 13 февраля 2001 года оставил в силе без изменения, указав, что в соответствии со ст. 53 Конституции Российской Федерации и ст. 38 Декларации прав и свобод человека каждому гарантируется возмещение государством вреда, в том числе и морального, причиненного незаконными действиями или бездействием органов государственной власти или их должностных лиц. Я, майор Ганищев, имею право на досрочное увольнение с военной службы и это право нарушается и не реализуется командованием войсковой части 00000 с 11 сентября 2000 года.
5) 6 июня 2001 года служба судебных приставов города Москвы возбудила исполнительное производство в отношении командира в/ч 00000 об увольнении меня, майора Ганищева, с внеочередным предоставлением жилья и взыскании в мою пользу сумм, присужденных решением от 13 февраля 2001 года.
6) Фактически Россия более девяти лет (с 1995 года) не обеспечивает меня жильем, в том числе по судебному решению, несмотря на возбужденное исполнительное производство, обращения в службу судебных приставов, Московскую городскую военную прокуратуру, Министерство юстиции, Министерство обороны, к Уполномоченному по правам человека, Президенту России и т.д.
Из-за нарушения моих прав, бездействия властей России и отсутствия какого-либо жилья и денежных средств к существованию в июне 2003 года я обратился к командиру в/ч 00000 с рапортом о предоставлении мне с семьей любого временного жилья, для реализации права, закрепленного в абз. 2 п. 3 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", а также права на уважение частной и семейной жизни согласно ст. 8 Конвенции, но мне было в этом отказано, в связи с чем я обратился в военный суд Московского гарнизона.
13 октября 2003 года определением военного суда Московского гарнизона прекращено производство в данной части требований моего заявления от 22 августа 2003 года по оспариванию незаконных действий (бездействия) командира в/ч 00000, связанных с отказом предоставления от в/ч 00000 любого арендованного жилья в Москве.
9 декабря 2003 года определением Московского окружного военного суда по моей кассационной жалобе определение военного суда Московского гарнизона от 13 октября 2003 года оставлено без изменения.
Я, заявитель, майор Ганищев, не согласен с указанными судебными актами, поскольку судами допущена ошибка в применении и толковании норм материального права, Конвенции о защите прав человека и основных свобод. В феврале 2004 года я, майор Ганищев, для защиты и восстановления нарушенных прав обратился в президиум Московского окружного военного суда с надзорной жалобой на указанные судебные акты, но данная надзорная жалоба не рассмотрена по существу.
Военно-судебные органы России, прекратив производство гражданского дела по моей жалобе на незаконные действия командира в/ч 00000, фактически без судебного разбирательства отказали мне в доступе к правосудию для защиты гражданских прав, не выполняют требования Конвенции, обязывающие выносить правосудные судебные решения независимым, беспристрастным судом на основании равенства сторон, даже в споре с самим государством, в разумный срок, и длительный срок лишают меня гарантии на получение жилого помещения и т.д.
Командир войсковой части 00000 является государственным служащим, но добровольно отказывается исполнять требования Конвенции, нарушает жилищные и иные права нашей семьи и препятствует реализации прав человека и гражданина.
III. Описание предполагаемых нарушений положений
Конвенции и приведение соответствующих аргументов
1) Окончательные судебные решения от 13 октября 2003 года Московского гарнизонного военного суда, от 9 декабря 2003 года Московского окружного военного суда нарушают мои права, предусмотренные ст. 8 Конвенции, на уважение личной, семейной жизни, жилище.
Военно-судебные власти России не выполняют требования, предусмотренные ст. 8 Конвенции, на уважение личной, семейной жизни, жилища и данные окончательные судебные решения допускают насильственное бессрочное удержание на военной службе больного человека без жилья и лишают меня и членов моей семьи права на уважение личной, семейной жизни и жилище.
2) Окончательные судебные решения от 13 октября 2003 года Московского гарнизонного военного суда, от 9 декабря 2003 года Московского окружного военного суда нарушают требования, предусмотренные в ст. 14 Конвенции, о запрещении дискриминации при пользовании и обеспечении правами и свободами, признанными по Конвенции.
Военно-судебные власти России не выполняют окончательные обязывающие судебные решения в разумный срок, длительный срок удерживают на военной службе и допускают дискриминацию меня по признаку социального и профессионального положения (военнослужащий), имущественному цензу (отсутствие жилья) и состоянию здоровья (наличие болезни), именно из-за этого удерживают больного насильственно на военной службе, лишают меня права на уважение личной, семейной жизни, жилище, на оформление инвалидности и получение от государства страхового обеспечения за утрату здоровья.
3) Окончательные судебные решения от 13 октября 2003 года Московского гарнизонного военного суда, от 9 декабря 2003 года Московского окружного военного суда нарушают мои права, предусмотренные в ст. 2 Протокола N 4 к Конвенции.
Статья 2 Протокола N 4 к Конвенции предусматривает, что каждый имеет право на свободу передвижения и свободу выбора места жительства, каждый свободен покидать любую страну, включая свою собственную.
Военно-судебные власти России вынесли окончательные судебные решения, допускающие бессрочное удержание больного на военной службе без предоставления мне жилья в городе Москве и одновременное лишение меня как военнослужащего права на выбор места жительства и выезда в другую страну, в том числе с семьей для лечения, несмотря на то, что данное право закреплено в Конвенции.
4) Окончательные судебные решения от 13 октября 2003 года Московского гарнизонного военного суда, от 9 декабря 2003 года Московского окружного военного суда нарушают требования, предусмотренные в ст. 5 Протокола N 7 к Конвенции о равноправии супругов.
Военно-судебные власти России вынесли окончательные судебные решения, допускающие бессрочное удержание больного на военной службе без предоставления мне жилья в городе Москве и вмешательство в семейную жизнь с нарушением равноправия супругов в отношениях между собой и государством по признаку социального и профессионального положения (военнослужащий), имущественному цензу (отсутствие жилья) и состоянию здоровья (наличие болезни), именно поэтому жена, сын и дочери - гражданские лица лишены военными властями права на совместное проживание с отцом, на уважение личной, семейной жизни, жилище.
Я с семьей являюсь жертвой преследований военных властей. В период военной службы более 10 лет государство Россия не исполняло гарантию о предоставлении мне, военнослужащему, любого жилого помещения.
В период службы я утратил трудоспособность, а сейчас по вине России являюсь жертвой российских военных властей, насильственно удерживающих меня, больного, с 11 сентября 2000 года на военной службе и не предоставляющих многодетной семье никакого жилья по месту службы в городе Москве, пытающихся выслать меня отдельно от семьи в жилое помещение за пределами города Москвы.
Пункт 1 ст. 6 Конвенции гарантирует право каждого предъявлять в суд любые требования, затрагивающие его права и свободы. Право на справедливый суд включает в себя исполнение решения, вынесенного любым судом, и является неотъемлемой частью "разбирательства" для целей ст. 6 Конвенции.
Орган государственной власти России, в том числе федеральный орган исполнительной власти - Министерство обороны Российской Федерации и командир в/ч 00000 не вправе ссылаться на отсутствие финансирования и незначительное количество квартир в городе Москве в фонде Министерства обороны Российской Федерации как на обстоятельство, которое позволяет России пренебрегать долгом, основанным на судебном решении.
Военные власти России несколько лет не обеспечивают меня с семьей жильем, насильственно удерживают на военной службе, не выплачивают мне компенсацию за утрату здоровья и моральные страдания, не исполняют судебные решения, препятствуют совместному проживанию с семьей.
Не принимая никаких мер в течение нескольких лет по исполнению судебных решений, российские власти лишили всякого смысла и полезного эффекта положения п. 1 ст. 6 Конвенции в отношении судебного решения от 13 февраля 2001 года, что уже стало предметом обжалования в Европейском суде по жалобе N 34672/03.
IV. Выполнение положений ст. 35 Конвенции
Окончательные судебные решения от 13 октября 2003 года Московского гарнизонного военного суда, от 9 декабря 2003 года Московского окружного военного суда об оставлении без изменения решения от 13 октября 2003 года, которые признали правомерным насильственное удержание более трех лет меня, больного человека, на военной службе без жилья и разрешившие командиру в/ч 00000 не арендовать жилое помещение и не обеспечивать меня совместно с членами семьи по месту службы любым жилым помещением во внеочередном порядке.
V. Цель жалобы и общие требования о справедливой компенсации
19. Целью жалобы является восстановление требования о защите прав на совместное проживание с семьей, уважение личной, семейной жизни, получение жилья, как больному военнослужащему, в связи с утратой трудоспособности на военной службе в период с августа 1990 года по настоящее время.
Справедливой компенсацией моих моральных страданий, возникших по вине России, и связанных с 3-летним хождением больного для исполнения судебного решения по различным органам власти России, судам, прокуратурам, службе приставов, отсутствием какого-либо жилья и лишением военными властями средств к существованию, может являться сумма, равная 10 000 евро.
Также мной понесены убытки по оплате юридической помощи представителя согласно договору в сумме 500 евро.
Итого: 10 000 + 500 = 10 500 евро.
Поэтому прошу обязать Россию выполнить положения Конвенции по объединению меня с семьей, обеспечить квартирой в городе Москве, а также выплатить мне справедливую компенсацию как потерпевшему от России в сумме 10 000 евро и убытки 500 евро.
VI. Подача заявлений в другие международные инстанции
20. Нет.
VII. Список документов
21.
а) Определение от 13 октября 2003 года Московского гарнизонного военного суда.
б) Определение от 9 декабря 2003 года Московского окружного военного суда об оставлении без изменения определения от 13 октября 2003 года.
в) Сообщение службы судебных приставов от 6 июня 2001 года.
г) Надзорная жалоба в президиум Московского окружного военного суда.
VIII. Язык, на котором вы предпочитаете вести переписку
22. Я предпочитаю получать решения Европейского суда на русском языке.
IX. Декларация и подпись
23. Настоящим подтверждаю, что, исходя из моих знаний и убеждений, вся информация, которую я привел в этом заявлении, точная, и обязуюсь уважать конфиденциальность механизма рассмотрения в Европейском Суде.
24. Настоящим подтверждается, что я, заявитель Ганищев С.В., не имею никаких возражений против того, чтобы мое имя было объявлено публично.
Российская Федерация,
г. Москва, "___" февраля 2004 года.
С. Ганищев
Н.А. Новиков,
юрист
"Право в Вооруженных Силах", N 10, октябрь 2004 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Указанная позиция является личным мнением автора. По мнению редакции, под внеочередным порядком обеспечения жилым помещением следует понимать включение военнослужащего в отдельный список лиц, имеющих право на внеочередное получение жилого помещения, и предоставление ему жилого помещения в порядке очередности данного списка.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Особенности использования судебных решений по делам о восстановлении на военной службе
Автор
Н.А. Новиков - юрист
"Право в Вооруженных Силах", 2004, N 10