Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Москве в связи с многочисленными запросами налоговых органов и налогоплательщиков разъясняет следующее.
Имущественный налоговый вычет
1. Имущественный налоговый вычет в сумме, израсходованной налогоплательщиком на приобретение жилого дома или квартиры, предоставляется налогоплательщику на основании письменного заявления и документов, подтверждающих право собственности на квартиру или жилой дом, а также платежных документов, оформленных в установленном порядке, подтверждающих факт оплаты денежных средств налогоплательщиком.
Предоставляется ли такой вычет при приобретении квартиры без представления расписки или передаточного акта в случае, если в договоре купли-продажи имеется запись "оплата по договору произведена в момент подписания договора" и договор заверен нотариусом?
Одним из основных условий предоставления имущественного налогового вычета является осуществление налогоплательщиком расходов на приобретение (строительство) жилого дома, квартиры, подтверждаемых платежными документами, оформленными в установленном порядке, за счет собственных денежных средств.
При расчетах между физическими лицами следует учесть, что в соответствии с положениями статьи 408 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) исполнение обязательств подтверждается распиской в получении исполнения. Таким образом, если в договоре купли-продажи отсутствует нотариально удостоверенная запись, подтверждающая факт получения денежных средств продавцом, то к такому договору купли-продажи должны быть приложены документы, подтверждающие оплату приобретенного объекта (например, расписки продавцов, удостоверяющие передачу им покупателем денежных средств).
Статьей 556 ГК РФ предусмотрено, что передача недвижимости продавцом и принятие ее покупателем осуществляются по подписываемому сторонами передаточному акту или иному документу о передаче. До фактической передачи проданного объекта недвижимости покупателю и подписания сторонами передаточного акта или иного документа, подписанного обеими сторонами, договор купли-продажи недвижимости не может считаться исполненным.
Расписка, подтверждающая факт получения денежных средств продавцом, прилагается к договору купли-продажи как документ, подтверждающий факт уплаты указанной в договоре купли-продажи цены приобретаемого объекта.
Таким образом, в случае, когда в договоре купли-продажи имеется нотариально удостоверенная запись о получении продавцом денежных средств, представление расписки (передаточного акта) обязательно.
2. Согласно договору купли-продажи квартира приобретена налогоплательщиком без отделки. Возможно ли принятие к вычету при предоставлении имущественного налогового вычета расходов на отделку приобретенной квартиры после получения налогоплательщиком свидетельства о регистрации права собственности?
Если в соответствии со Свидетельством о государственной регистрации права собственности гражданин приобрел право собственности на оконченную строительством квартиру, то вычет предоставляется на сумму, затраченную на приобретение, в пределах 1000000 руб. без учета дополнительных затрат.
Если же в договоре купли-продажи на квартиру указано, что квартира продается без чистовой отделки (то есть гражданин приобрел право собственности на не оконченный строительством объект недвижимости), то налогоплательщик вправе воспользоваться имущественным налоговым вычетом на сумму, затраченную им на приобретение квартиры с учетом дополнительных затрат на проведение внутренних отделочных работ и покупку строительных материалов, произведенных после передачи в собственность квартиры.
3. В случае рассмотрения налоговым органом нотариально заверенных договоров на приобретение (строительство) жилья правомерно ли принимать не заверенную нотариально письменную доверенность, подтверждающую факт передачи денежных средств покупателем другому лицу для оплаты стоимости приобретаемого жилья?
Согласно положениям подпункта 2 пункта 1 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщик при определении налоговой базы по НДФЛ имеет право на получение имущественного налогового вычета в сумме, израсходованной на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома или квартиры, в размере фактически произведенных расходов, но не более 1000000 руб.
Документами, дающими право на получение имущественного налогового вычета, является Свидетельство о государственной регистрации права собственности, а также платежные документы, оформленные в установленном порядке, подтверждающие факт уплаты денежных средств налогоплательщиком.
При внесении денежных средств в счет оплаты стоимости квартиры одним физическим лицом от имени другого должна быть оформлена и представлена доверенность на совершение указанных действий.
В соответствии с пунктом 1 статьи 182 ГК РФ сделка, совершенная одним лицом (представителем) от имени другого лица (представляемого) в силу полномочия, основанного на доверенности, указании закона либо акте уполномоченного на то государственного органа местного самоуправления, непосредственно создает, изменяет и прекращает гражданские права и обязанности представляемого.
Согласно статье 185 ГК РФ доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами.
Законодательством не предусмотрено обязательное нотариальное удостоверение сделки между гражданами, предметом которой является внесение денежных средств в счет оплаты стоимости приобретаемого в общую долевую собственность имущества.
Следовательно, для доверенности на осуществление указанных действий не требуется нотариального удостоверения.
4. Физическим лицом приобретена квартира у юридического лица. Согласно договору подлежащее уступке право требования оценивается в определенную сумму. При этом по договору необходимо оплатить сумму вознаграждения фирме, которая занималась подбором квартиры. Включается ли при предоставлении имущественного налогового вычета в состав расходов по приобретению квартиры сумма вознаграждения, уплаченная фирме?
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 220 Кодекса налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета в сумме, израсходованной на новое строительство либо приобретение квартиры, в размере фактически понесенных расходов.
Оказание налогоплательщику услуг по подбору квартиры в соответствии с договором поручения не влечет приобретения права собственности на квартиру и не является обязательным условием для его приобретения.
Таким образом, расходы налогоплательщика за услуги по подбору квартиры не могут рассматриваться в качестве расходов на приобретение квартиры.
При этом не имеет значения, осуществляются ли расходы по подбору квартиры в рамках договора об уступке права требования или иного аналогичного соглашения либо в рамках отдельного договора об оказании посреднических услуг.
5. Предоставляется ли имущественный налоговый вычет при покупке комнаты с долей площади общего пользования?
В соответствии с положениями подпункта 2 пункта 1 статьи 220 Кодекса имущественный налоговый вычет, связанный с приобретением жилого дома или квартиры, предоставляется налогоплательщику на основании письменного заявления и документов, подтверждающих право собственности на приобретенный жилой дом или квартиру, а также платежных документов, оформленных в установленном порядке, подтверждающих факт уплаты денежных средств (квитанции к приходным ордерам, банковские выписки о перечислении денежных средств со счета покупателя на счет продавца, товарные и кассовые чеки, акты о закупке материалов у физических лиц с указанием в них адресных и паспортных данных продавца и другие документы).
Жилищным кодексом РСФСР от 24.06.83 (с изменениями и дополнениями) и Законом РФ от 24.12.92 N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" не ограничивается право граждан на приобретение жилья в виде части отдельной квартиры. Кроме того, собственнику жилого помещения в квартире коммунального заселения принадлежит доля в праве общей собственности на места общего пользования как в этой квартире, так и в доме в целом. Собственник жилого помещения не вправе отчуждать свою долю в праве собственности на места общего пользования в квартире коммунального заселения, а также совершать иные действия, влекущие передачу этой доли отдельно от права собственности на жилое помещение в квартире коммунального заселения.
Поскольку комната в квартире коммунального заселения является изолированным жилым помещением, налоговый орган вправе предоставить налогоплательщику имущественный налоговый вычет в связи с приобретением комнаты с пропорциональной долей в праве собственности на места общего пользования в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 220 Кодекса.
6. Квартира приобретена в общую долевую собственность по договору инвестирования, при этом один собственник оплатил 200000 руб., расходы второго собственника составили 400000 руб. Каким образом распределяются расходы для получения имущественного налогового вычета: одному - 200000 руб., другому - 300000 руб. или одному - 200000 руб., другому - 400000 руб.?
Имущественный налоговый вычет в связи с новым строительством либо приобретением на территории Российской Федерации жилого дома или квартиры предоставляется налогоплательщикам в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 220 Кодекса. Общий размер имущественного налогового вычета с 1 января 2003 года не может превышать 1000000 руб. (до 1 января 2003 года - 600000 руб.) без учета сумм, направленных на погашение процентов по ипотечным кредитам, полученным налогоплательщиком в банках Российской Федерации и фактически израсходованным им на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома или квартиры.
При приобретении имущества в общую долевую собственность имущественный вычет распределяется между совладельцами в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 220 Кодекса.
Таким образом, одному налогоплательщику имущественный налоговый вычет предоставляется в сумме, израсходованной на приобретение квартиры в размере 200000 руб., а другому налогоплательщику - в размере 300000 руб.
7. Физическое лицо представило декларацию о доходах для получения имущественного налогового вычета в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 220 Кодекса. В свидетельстве о государственной регистрации права указаны документы-основания: постановление главы муниципального образования, акт приемочной комиссии о приемке законченного строительством объекта в эксплуатацию, договор дарения доли дома, удостоверенный нотариусом. Вправе ли инспекция предоставлять налоговый вычет в сумме, израсходованной налогоплательщиком на новое строительство?
Согласно положениям статьи 220 Кодекса налогоплательщики имеют право на получение имущественного налогового вычета на приобретение жилого дома с 1 января 2003 года в сумме, не превышающей 1000000 руб. (до 1 января 2003 года - 600000 руб.).
Указанный налоговый вычет предоставляется на основании письменного заявления налогоплательщика, налоговой декларации, документов, подтверждающих право собственности на приобретенный (построенный) жилой дом, а также платежных документов, оформленных в установленном порядке, подтверждающих факт уплаты налогоплательщиком собственных денежных средств.
При приобретении имущества в общую долевую либо общую совместную собственность размер имущественного налогового вычета распределяется между совладельцами в соответствии с их долей собственности либо с их письменным заявлением (в случае приобретения жилого дома в общую совместную собственность).
Таким образом, с учетом представленных документов налоговый орган вправе предоставить налогоплательщику имущественный налоговый вычет на основании свидетельства о праве собственности на долю жилого дома в сумме его расходов исходя из его доли при условии, что ранее он не пользовался льготой по данному объекту.
8. Производится ли перерасчет имущественного налогового вычета на приобретение квартиры, предоставленного по правоотношениям, возникшим до 1 января 2003 года (в сумме 600000 руб.), при наличии переходящего остатка на 2003 год до размера 1000000 руб.?
В связи с принятием Федерального закона от 07.07.2003 N 110-ФЗ "О внесении изменений в статьи 219 и 220 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" имущественный налоговый вычет в сумме, израсходованной на новое строительство или приобретение жилья, установлен в размере, не превышающем 1000000 руб., без учета сумм, направленных на погашение процентов по ипотечным кредитам, и принимается в отношении доходов, полученных налогоплательщиком начиная с 2003 года.
Следовательно, налогоплательщик, заявивший указанный вычет в размере фактически произведенных расходов, но не более 600000 руб. по доходам, полученным до 1 января 2003 года, и использовавший его не полностью, по доходам 2003 года вправе воспользоваться имущественным налоговым вычетом в размере, не превышающем 1000000 руб. При этом сумма переходящего остатка на 2003 год будет определяться как разница между 1000000 руб. и суммой предоставленного вычета по доходам предыдущих лет.
9. Обязан ли налоговый орган требовать от налогоплательщика, заявившего имущественный налоговый вычет в связи с приобретением квартиры, расписку, если налогоплательщиком был представлен акт передачи, в котором указано, что деньги продавец от покупателя получил полностью и материальных претензий к нему не имеет?
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 220 Кодекса имущественный налоговый вычет предоставляется в сумме, израсходованной налогоплательщиком на приобретение жилого дома или квартиры.
Представление платежных документов, оформленных в установленном порядке, подтверждающих факт уплаты денежных средств самим налогоплательщиком, является обязательным условием для предоставления указанного налогового вычета.
Таким образом, к договору купли-продажи жилья, заключенного между физическими лицами, в качестве документа, подтверждающего факт получения денег продавцом, необходимо представить либо расписку, составленную в простой письменной форме и не требующую нотариального заверения с указанием в ней данных о переданной сумме, подписи и паспортных данных продавца, а также даты составления расписки, либо указанный акт передачи.
10. Вправе ли налоговые органы при предоставлении имущественного налогового вычета в сумме, полученной налогоплательщиком от продажи имущества, и в сумме, израсходованной налогоплательщиком на приобретение жилья, в обязательном порядке требовать расписку о передаче денежных средств между физическими лицами, если ее оформление не предусмотрено договором купли-продажи?
Согласно Федеральному закону от 21.07.97 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" документом, устанавливающим наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество, является, в частности, договор купли-продажи имущества, который подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента государственной регистрации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 556 ГК РФ передача недвижимости продавцом и принятие ее покупателем осуществляются по подписываемому сторонами передаточному акту или иному документу о передаче. Обязательство продавца передать объект недвижимости покупателю считается исполненным после вручения этого имущества покупателю и подписания сторонами передаточного акта или иного документа о передаче.
Таким образом, для получения имущественного налогового вычета, предусмотренного статьей 220 Кодекса, к договору купли-продажи жилья, зарегистрированному в установленном порядке, необходимо приложить в качестве документов, подтверждающих передачу денежных средств от покупателя к продавцу, передаточный акт или расписку, составленные в простой письменной форме.
11. В какой сумме предоставляется имущественный налоговый вычет в случае представления физическим лицом расписки по оплате стоимости квартиры в большей сумме, чем цена проданной квартиры, указанная в договоре?
Согласно положениям подпункта 2 пункта 1 статьи 220 Кодекса имущественный налоговый вычет, связанный с приобретением жилого дома или квартиры, предоставляется налогоплательщику на основании письменного заявления и документов, подтверждающих право собственности на приобретенный жилой дом или квартиру, а также платежных документов, оформленных в установленном порядке, подтверждающих факт уплаты денежных средств.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 21.07.97 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" свидетельство о государственной регистрации прав удостоверяет факт проведения государственной регистрации возникновения и перехода прав на недвижимое имущество. Документом, устанавливающим наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество, является договор купли-продажи, который согласно положениям статей 131 и 425 ГК РФ вступает в силу и становится обязательным для сторон после его государственной регистрации.
Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке (п. 2 ст. 424 ГК РФ).
Таким образом, в случае заключения после государственной регистрации договора купли-продажи дополнительного соглашения об изменении условия о цене купли-продажи с последующей государственной регистрацией этого соглашения имущественный налоговый вычет может быть предоставлен по цене договора после внесения в него изменений соглашением сторон с учетом фактически произведенных затрат налогоплательщиком в пределах 1000000 руб. (с учетом Федерального закона от 07.07.2003 N 110-ФЗ "О внесении изменений в статьи 219 и 220 части второй Налогового кодекса Российской Федерации").
12. Предоставляется ли имущественный налоговый вычет в сумме, направленной на погашение процентов по ипотечному кредиту, полученному в большей сумме, чем стоимость квартиры? Например, размер полученного кредита составляет 57600 долл. США, а стоимость квартиры - 381600 руб. (годовой доход физического лица составляет 1794000 руб.).
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 16.07.98 N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)" ипотека может быть установлена в обеспечение обязательства по кредитному договору, договору займа или иного обязательства, в том числе обязательства, основанного на договоре купли-продажи, аренды, подряда, другом договоре.
Действующими условиями ипотечного кредитования предусмотрено оформление ипотечного кредита только после заключения договора купли-продажи, в котором указана стоимость приобретенной квартиры. На основании представленного договора учреждением банка определяется размер предоставляемого кредита, который не может превышать стоимости приобретенной квартиры.
Таким образом, предоставление имущественного налогового вычета в сумме, направленной на погашение процентов по ипотечному кредиту, превышающей стоимость квартиры, является неправомерным.
13. В договоре купли-продажи указана стоимость квартиры (менее 1000000 руб.) и далее по тексту указано, что квартира полностью меблирована (стоимость мебели не указана). Предоставляется ли имущественный налоговый вычет в размере суммы, указанной в договоре?
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 220 Кодекса имущественный налоговый вычет предоставляется налогоплательщику в сумме, израсходованной на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома или квартиры, в размере фактически произведенных расходов, но не более 1000000 руб.
Указанный имущественный налоговый вычет предоставляется налогоплательщику на основании письменного заявления и документов, подтверждающих право собственности на приобретенный (построенный) жилой дом или квартиру, а также платежных документов, оформленных в установленном порядке, подтверждающих факт уплаты денежных средств.
Учитывая изложенное, доход налогоплательщика может быть уменьшен только на суммы, которые направлены на строительство или приобретение таких объектов недвижимости, как жилой дом или квартира. Предоставление имущественного налогового вычета в части расходов на приобретение другого имущества не предусмотрено.
Таким образом, если в договоре купли-продажи квартиры указана общая стоимость, в которую входит не только стоимость квартиры, но и стоимость другого передаваемого имущества, в частности мебели, то для предоставления имущественного налогового вычета необходимо из общей стоимости выделить стоимость квартиры путем заключения сторонами соответствующего соглашения в форме, установленной гражданским законодательством.
14. Квартира находилась в совместной собственности без разделения долей с 1995 года. В 2003 году супруги оформили право долевой собственности на квартиру и продали каждый свою долю за сумму более 1000000 руб. В каком размере в данном случае предоставляется имущественный налоговый вычет в сумме, полученной от продажи доли квартиры?
Так как при разделении долей не произошло изменения объекта собственности и срок нахождения имущества составляет более пяти лет, каждый из продавцов вправе воспользоваться имущественным налоговым вычетом в сумме, полученной при продаже имущества.
15. Учредитель внес долю в уставный капитал в виде здания, стоимость которого на момент внесения составляет 2000000 руб. и официально подтверждена. Срок владения зданием менее трех лет. Сумма расходов на приобретение здания по договору купли-продажи не подтверждена. Налогоплательщик продал указанную долю и получил доход в размере 2000000 руб. Правомерно ли предоставление имущественного налогового вычета на суммы фактически произведенных и документальных расходов на приобретение доли уставного капитала в размере стоимости здания на момент внесения его в уставный капитал?
В связи с принятием Федерального закона от 07.07.2003 N 110-ФЗ "О внесении изменений в статьи 219 и 220 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" налогоплательщик, заявивший право на получение имущественного налогового вычета по доходам от продажи с 2003 года доли в уставном капитале, находящейся в собственности менее трех лет, имеет право на получение указанного вычета в размере, не превышающем 125000 руб. При продаже указанного имущества, находившегося в собственности три года и более, налогоплательщик вправе уменьшить налогооблагаемую базу на всю сумму, полученную от продажи доли в уставном капитале организации. Вместо использования права на получение указанного вычета налогоплательщик может уменьшить полученный доход на сумму фактически произведенных и документально подтвержденных расходов.
Поскольку документально подтвержденные расходы по приобретению физическим лицом здания отсутствуют, то даже при наличии официальной оценки (2000000 руб.) налоговый вычет может быть предоставлен только исходя из срока владения долей в уставном капитале.
Социальный налоговый вычет
1. Для получения социального налогового вычета на обучение ребенка налогоплательщик обязан представить лицензию учебного заведения или иной документ, подтверждающий статус учебного заведения. Можно ли к иным документам отнести документ об аккредитации учебного заведения?
Да, можно, так как аккредитация образовательного учреждения - это процедура установления (подтверждения) его государственного статуса (типа и вида).
2. Физическое лицо оплатило обучение ребенка по трем квитанциям к приходным кассовым ордерам. В двух квитанциях сумма оплаты подтверждается кассовыми чеками, а к третьей - кассовый чек не приложен. Сделан запрос об оприходовании указанных сумм. Ответ не получен. Вправе ли налоговый орган при подаче заявления на возврат переплаты налога на доходы физических лиц уменьшить сумму возврата налога?
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника (далее - ККТ), включенная в Государственный реестр, применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Согласно пункту 2 статьи 2 Закона N 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством РФ, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.
Порядок утверждения формы бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения устанавливается Правительством РФ.
Для образовательных учреждений Минфином России не утверждались в качестве документов строгой отчетности какие-либо квитанции по приему наличных денег от населения. Следовательно, при осуществлении наличных денежных расчетов с населением должна применяться ККТ, либо денежные расчеты за оказанные услуги должны осуществляться через кредитные учреждения.
Учитывая изложенное, в случае внесения налогоплательщиком денежных средств наличными суммами в кассу организации подтверждающими документами являются квитанция к приходному кассовому ордеру и отпечатанный ККТ кассовый чек.
Вместе с тем факт невыдачи организацией соответствующего чека не влечет ответственности физического лица.
Таким образом, налогоплательщик имеет право на социальный налоговый вычет по указанным выше подтверждающим документам в полной сумме затрат.
3. Какие документы служат подтверждением того, что суммы пожертвований, перечисленные налогоплательщиком религиозным организациям, направлены на осуществление ими уставной деятельности?
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 219 Кодекса налогоплательщик имеет право на получение социального налогового вычета в сумме пожертвований, перечисляемых (уплачиваемых) налогоплательщиком религиозным организациям на осуществление ими уставной деятельности, в размере фактически произведенных расходов, но не более 25% суммы дохода, полученного в налоговом периоде.
Налогоплательщик вправе воспользоваться указанным вычетом при представлении квитанции банка, в графе "Назначение платежа" которой указано, что денежные средства направлены на осуществление уставной деятельности.
4. Налогоплательщик обратился в налоговый орган с заявлением о предоставлении социального налогового вычета по расходам на обучение. В качестве платежных документов были представлены расчетный чек Сбербанка и письмо Сбербанка, подтверждающее перечисление денежных средств на счет учебного заведения без указания назначения платежа. Вправе ли он воспользоваться вычетом на основании указанных платежных документов?
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 219 Кодекса налогоплательщики имеют право на получение социального налогового вычета в сумме, уплаченной ими в налоговом периоде за свое обучение или обучение своих детей в образовательных учреждениях.
При рассмотрении вопроса о правомерности предоставления социального налогового вычета налогоплательщику, предоставившему в качестве платежного документа, подтверждающего оплату стоимости обучения, расчетный чек, следует исходить из следующего. Согласно статье 877 ГК РФ чеком признается ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. Выдача чека не означает совершение платежа, а лишь указывает на замену предшествовавшего отношения новым, которое возникает между чекодателем, чекодержателем и иными обязанными по чеку лицами. Обязанность должника по обязательству, во исполнение которого был выдан чек, прекращается лишь после совершения платежа по чеку.
Таким образом, факт передачи расчетного чека налогоплательщиком образовательному учреждению не может служить основанием для подтверждения внесения им денежных средств образовательному учреждению в счет оплаты стоимости обучения.
Поскольку в письме Сбербанка о подтверждении перечисления денежной суммы на счет учебного заведения не указано назначение платежа, представленные документы не могут подтверждать факт уплаты налогоплательщиком денежных средств. В данной ситуации налоговый орган вправе в рамках проведения камеральной налоговой проверки сделать запрос в учебное заведение для подтверждения факта оприходования учебным заведением денежных средств, уплаченных налогоплательщиком.
5. Налогоплательщик обучается на курсах. Требуется ли для получения социального налогового вычета справка о дневной форме обучения с указанием времени обучения?
С учетом положений подпункта 2 пункта 1 статьи 219 Кодекса налогоплательщик, оплативший обучение своего ребенка, имеет право на получение социального налогового вычета в пределах 38000 руб., если в договоре с учебным заведением указано, что обучение, в том числе и предвузовская подготовка или подготовительные курсы, осуществляется на очной (или дневной) форме обучения (при условии, что учебное заведение имеет лицензию на оказание образовательных услуг). Письмом Министерства образования Российской Федерации от 10.10.2002 N 31ю-31ин-40131-09 до образовательных учреждений были доведены Методические рекомендации по заключению договоров для оказания платных образовательных услуг в сфере образования. В частности, в пункте 1 "Предмет договора" указывается форма реализации образовательной программы (очная, очно-заочная, заочная и т.д.).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату Письма Министерства образования РФ N 31ю-31ин-40131-09 следует читать как "от 1 октября 2002 г."
Поскольку порядок и условия (в том числе форма обучения) предоставления платных образовательных услуг определяются договором, то подтверждения формы обучения в виде справки с указанием времени обучения не требуется.
Согласно статье 10 Закона РФ от 10.07.92 N 3266-1 "Об образовании" очно-заочное обучение относится к вечернему. Таким образом, для получения социального налогового вычета налогоплательщику необходимо представить договор с учебным заведением, в котором в графе "Форма обучения" указана дневная форма. В случае отсутствия договора форма обучения подтверждается справкой образовательного учреждения.
6. В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 219 Кодекса налогоплательщик имеет право на получение социального налогового вычета в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за услуги по лечению, предоставленные ему медицинскими учреждениями РФ. Вправе ли налогоплательщик воспользоваться указанным вычетом по оплате услуг по принятию родов в платных роддомах?
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 219 Кодекса налогоплательщик имеет право на получение социального налогового вычета в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за услуги по лечению, предоставленные ему медицинскими учреждениями Российской Федерации в соответствии с перечнем медицинских услуг, утверждаемым Правительством РФ.
Перечень медицинских услуг в медицинских учреждениях РФ, расходы по которым уменьшают налоговую базу налогоплательщика, утвержден постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 N 201 "Об утверждении перечней медицинских услуг и дорогостоящих видов лечения в медицинских учреждениях Российской Федерации, лекарственных средств, суммы оплаты которых за счет собственных средств налогоплательщика учитываются при определении суммы социального налогового вычета" (далее - Перечень).
В Перечень, состоящий из пяти пунктов, включены платные услуги, оказываемые медицинскими учреждениями, имеющими соответствующие лицензии на осуществление медицинской помощи, услуги по диагностике, профилактике, лечению и медицинской реабилитации при оказании амбулаторной или стационарной медицинской помощи, а также оказании медицинской помощи в санаторно-курортных учреждениях, услуги по санитарному просвещению населения.
Учитывая изложенное, налогоплательщики, оплатившие за счет собственных средств медицинские услуги по принятию родов в роддомах, подпадающие под действие Перечня, вправе воспользоваться социальным вычетом в порядке, установленном статьей 219 Кодекса, если эти услуги и лечение оказаны налогоплательщику и (или) членам его семьи медицинскими учреждениями РФ, имеющими соответствующие лицензии.
При этом общая сумма указанного социального налогового вычета не может превышать 38000 руб. (25000 руб. - до вступления в силу изменений, внесенных Федеральным законом от 07.07.2003 N 110-ФЗ и распространившихся на правоотношения, возникшие с 1 января 2003 года).
7. Вправе ли налогоплательщик претендовать на предоставление социального налогового вычета в случае, если в платежном документе оплата за обучение произведена способом удержания из дохода и перечисления на реквизиты учебного заведения?
Да, вправе. Одним из основных условий предоставления социального налогового вычета является подтверждение налогоплательщиком расходов на обучение за счет собственных денежных средств.
Перечисление денежных средств может производиться в безналичном порядке на основании письменного заявления налогоплательщика, представляемого в организацию, выплачивающую этому налогоплательщику доход. В этом случае документами, подтверждающими произведенные налогоплательщиком расходы, являются справка организации о произведенных по его заявлению перечислениях, платежное поручение на перечисление указанных в справке сумм с отметкой банка об исполнении.
8. Налогоплательщик заявил социальный налоговый вычет в сумме, уплаченной за услуги по лечению своей супруги. Справка об оплате медицинских услуг выдана на имя налогоплательщика, а платежные документы оформлены на имя супруги. Правомерно ли предоставление социального налогового вычета налогоплательщику?
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 219 Кодекса налогоплательщику предоставляется социальный налоговый вычет в сумме, уплаченной им в налоговом периоде медицинскому учреждению за услуги по лечению супруги (супруга), а также в сумме медикаментов, назначенных лечащим врачом.
Социальный налоговый вычет в части указанных расходов предоставляется налогоплательщику налоговым органом на основании заявления о предоставлении вычета, налоговой декларации, платежных документов, подтверждающих фактически произведенные налогоплательщиком расходы. К указанным документам налогоплательщик также прилагает Справку об оплате медицинских услуг для представления в налоговые органы (далее - Справка), форма которой и порядок выдачи налогоплательщикам утверждены приказом Минздрава России и МНС России от 25.07.2001 N 289/БГ/-3-04/256 "О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. N 201 "Об утверждении перечней медицинских услуг и дорогостоящих видов лечения в медицинских учреждениях Российской Федерации, лекарственных средств, суммы оплаты которых за счет собственных средств налогоплательщика учитываются при определении суммы социального налогового вычета" (далее - Приказ), зарегистрированным Минюстом России 13.08.2001 N 2874.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер Приказа Минздрава РФ и МНС РФ от 25 июля 2001 г. следует читать как "N 289/БГ-3-04/256"
Минздрав России в своем письме от 12.02.2002 N 2510/1430-02-32 "О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 N 201 разъяснил порядок исполнения Приказа.
В соответствии с Приказом оформление справок производится в соответствии с Инструкцией по учету, хранению и заполнению Справки об оплате медицинских услуг для представления в налоговые органы Российской Федерации, утвержденной Приказом.
Справки выдаются в подтверждение соответствующих расходов налогоплательщика по оплате медицинских услуг и дорогостоящих видов лечения и при наличии документов, подтверждающих произведенные налогоплательщиком расходы. Справка удостоверяет факт получения медицинской услуги и ее оплаты за счет средств налогоплательщика.
Таким образом, в рассматриваемом случае у лечебного учреждения отсутствовали правовые основания для выдачи налогоплательщику Справки, поскольку платежные документы оформлены на имя супруги налогоплательщика.
Так как у налогоплательщика отсутствуют документы, подтверждающие уплату денежных средств лечебному учреждению, он не вправе воспользоваться социальным налоговым вычетом.
9. Предоставляется ли физическому лицу социальный налоговый вычет в связи с его затратами на обучение, если платежный документ, подтверждающий оплату обучения, утерян, а в налоговую инспекцию представлены справки из банка, подтверждающие перечисление денежных средств данным физическим лицом за обучение, и справка из учебного заведения о поступлении данной оплаты на его счет?
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 219 Кодекса при определении налоговой базы налогоплательщик имеет право на получение социального налогового вычета в сумме, уплаченной им в налоговом периоде за свое обучение и (или) обучение своих детей и подопечных в возрасте до 24 лет на дневной форме обучения в образовательных учреждениях, в размере фактически произведенных расходов на это обучение, но не более 38000 руб. (начиная с 1 января 2003 года) на себя и (или) на каждого ребенка в общей сумме на обоих родителей.
Указанные социальные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщику на основании его письменного заявления при подаче им налоговой декларации в налоговые органы по окончании налогового периода. К декларации прилагаются документы, подтверждающие его право на социальные налоговые вычеты, а также платежные документы.
Документы, подтверждающие факт уплаты денежных средств налогоплательщиком, должны быть оформлены в установленном законодательством порядке.
При внесении наличных денежных средств в кассу образовательного учреждения такими документами являются квитанция к приходному кассовому ордеру, чек контрольно-кассовой техники, бланк строгой отчетности.
Расчеты, осуществляемые физическим лицом по текущему счету или без открытия банковского счета через кредитные организации (в том числе банки), являются безналичными. В этом случае документами, подтверждающими произведенные налогоплательщиком расходы, являются либо платежное поручение на перечисление сумм со счета налогоплательщика на счет учебного заведения с отметкой банка об исполнении, либо банковская выписка со счета образовательного учреждения с приложением реестра плательщиков - физических лиц на дату оплаты.
Непредставление налогоплательщиком в налоговый орган платежных документов, подтверждающих его расходы, связанные с его обучением и (или) обучением его детей (платежного поручения с отметкой об исполнении, квитанции к приходному кассовому ордеру, поручение банку на перевод денежных средств учебному заведению и т.п.), не является основанием для отказа в предоставлении такому физическому лицу социального налогового вычета.
В указанном случае требуется проведение инспекцией встречной налоговой проверки факта перечисления банком денежных средств физического лица, уплаченных за предоставление ему платных образовательных услуг, на счет учебного заведения, с истребованием у образовательного учреждения копий документов, заверенных должным образом и подтверждающих поступление указанных денежных средств на его расчетный счет от данного физического лица.
В случае представления образовательным учреждением копий банковской выписки с расчетного счета организации на дату платежа с приложением реестра плательщиков - физических лиц указанные документы можно будет рассматривать в качестве документов, на основании которых налогоплательщику может быть предоставлен инспекцией социальный налоговый вычет в сумме, уплаченной им в налоговом периоде за свое обучение и (или) обучение своих детей и подопечных.
Стандартные налоговые вычеты
1. Обязан ли налоговый орган требовать копию свидетельства о рождении ребенка (детей), если налогоплательщиком представлена справка по форме 2-НДФЛ, в которой указан размер стандартного налогового вычета на ребенка (детей), предоставленного по месту работы?
Для налогоплательщиков, получавших в течение года стандартные налоговые вычеты у налогового агента и обратившихся в налоговый орган с целью получения каких-либо других вычетов, повторное подтверждение своего права на стандартные налоговые вычеты не является обязанностью, то есть достаточно представить справку по форме 2-НДФЛ от налогового агента, предоставившего стандартные налоговые вычеты.
В то же время при проведении камеральной проверки налоговой декларации согласно статье 88 Кодекса налоговый орган вправе истребовать у данного налогоплательщика документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, в том числе и документы, подтверждающие право на стандартные налоговые вычеты.
2. В каком порядке предоставляются стандартные налоговые вычеты налогоплательщикам в случае получения разового дохода от реализации имущества?
Стандартные налоговые вычеты, установленные статьей 218 Кодекса, предоставляются налогоплательщику за каждый месяц налогового периода, то есть стандартный налоговый вычет уменьшает налоговую базу на соответствующий установленный размер вычета. Таким образом, стандартный налоговый вычет не накапливается в течение налогового периода и не подлежит суммированию нарастающим итогом в случае отсутствия налоговой базы за отдельные месяцы налогового периода. Учитывая изложенное, при выплате единовременного дохода, который не включает в себя выплаты, причитающиеся за предыдущие месяцы налогового периода, налоговая база уменьшается на сумму стандартного налогового вычета за один месяц.
Налогообложение доходов, полученных от реализации ценных бумаг
1. После преобразования акционерное общество безвозмездно передало акции своим акционерам. В дальнейшем один из акционеров продал свои акции. Какие документы он должен представить для подтверждения факта передачи акций на безвозмездной основе?
Федеральным законом от 22.04.96 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон N 39-ФЗ) регулируются отношения, возникающие при эмиссии и обращении эмиссионных ценных бумаг (в том числе акций), независимо от типа эмитента, а также особенностей создания и деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг.
Процедура эмиссии - установленная Законом N 39-ФЗ последовательность действий эмитента при эмиссии ценных бумаг (то есть размещении эмиссионных ценных бумаг - отчуждении ценных бумаг эмитентом первым владельцам). Согласно пункту 1 статьи 19 Закона N 39-ФЗ процедура эмиссии включает следующие этапы:
- решения о размещении эмиссионных ценных бумаг;
- утверждение решения о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг;
- государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг;
- размещение эмиссионных ценных бумаг;
- государственную регистрацию отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг.
Эмиссионные ценные бумаги, выпуск (дополнительный выпуск) которых не прошел государственную регистрацию в соответствии с требованиями настоящего закона, не подлежат размещению.
Недобросовестной эмиссией признаются действия, выражающиеся в нарушении процедуры эмиссии, установленной Законом N 39-ФЗ, которые являются основаниями для отказа регистрирующими органами в регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, признания выпуска эмиссионных ценных бумаг несостоявшимся или приостановления выпуска эмиссионных ценных бумаг.
Права владельцев на эмиссионные ценные бумаги документарной формы выпуска удостоверяются сертификатами (если сертификаты находятся у владельцев) либо сертификатами и записями по счетам депо в депозитариях (если сертификаты переданы на хранение в депозитарии).
Права владельцев на эмиссионные ценные бумаги бездокументарной формы выпуска удостоверяются в системе ведения реестра - записями на лицевых счетах у держателя реестра или в случае учета прав на ценные бумаги в депозитарии - записями по счетам депо в депозитариях.
Право на предъявительскую документарную ценную бумагу переходит к приобретателю:
- в случае нахождения ее сертификата у владельца - в момент передачи этого сертификата приобретателю;
- в случае хранения сертификатов предъявительских документарных ценных бумаг и/или учета прав на такие ценные бумаги в депозитарии - в момент осуществления приходной записи по счету депо приобретателя.
Право на именную бездокументарную ценную бумагу переходит к приобретателю:
- в случае учета прав на ценные бумаги у лица, осуществляющего депозитарную деятельность, - с момента внесения приходной записи по счету депо приобретателя;
- в случае учета прав на ценные бумаги в системе ведения реестра - с момента внесения приходной записи по лицевому счету приобретателя.
Таким образом, документами, подтверждающими факт передачи акций на безвозмездной основе, являются сертификаты, выписки из реестра владельцев ценных бумаг, справка об операциях, проведенных по лицевому счету, выдаваемые держателями реестра.
2. Налогоплательщик отразил в налоговой декларации доходы по операциям купли-продажи ценных бумаг, обращающихся и не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг. В целях применения статьи 214.1 Налогового кодекса РФ просьба разъяснить, каким образом определить, допущены ли у организаторов торговли (имеющих лицензию федерального органа) к обращению ценные бумаги, доход от реализации которых указан в декларации?
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 214.1 Кодекса налоговая база по доходам по операциям с ценными бумагами, подлежащим налогообложению по ставке 13% (ст. 224 Кодекса), определяется с учетом положений данной статьи отдельно по каждой из следующих категорий ценных бумаг:
- ценные бумаги, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг. То есть купля-продажа ценных бумаг независимо от их вида, но только через профессионального участника рынка ценных бумаг - брокера, доверительного управляющего и т.д.;
- ценные бумаги, не обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг. То есть купля-продажа ценных бумаг независимо от их вида, но только на основании прямого договора купли-продажи, заключенного между участниками сделки купли-продажи данных ценных бумаг.
3. Налогоплательщик заявил имущественный налоговый вычет по доходам, полученным от продажи ценных бумаг. В представленной выписке из реестра владельцев ценных бумаг указано, что данные ценные бумаги приобретены по договору купли-продажи. Документы, подтверждающие покупку ценных бумаг, налогоплательщик не представил. Организация, продавшая указанные ценные бумаги физическому лицу, сообщила, что не может представить документы, подтверждающие продажу ценных бумаг, в связи с давностью срока сделки (более трех лет). Где налоговый орган может запросить документы, подтверждающие покупку-продажу ценных бумаг (договор, документы об оплате)?
Налоговые агенты (источники дохода физических лиц по операциям купли-продажи ценных бумаг) ведут учет доходов, полученных от них физическими лицами в текущем налоговом периоде и представляют в налоговый орган по месту своего учета справки по форме 2-НДФЛ о данных доходах и удержанных налогах ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, а также выдают их физическим лицам по их заявлениям. Об этом сказано в статье 230 Кодекса.
Встречные налоговые проверки налоговых агентов проводятся инспекциями в соответствии со статьей 87 Кодекса.
В соответствии со статьей 88 Кодекса при проведении камеральной проверки налоговой декларации налоговый инспектор вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
В данном случае:
- копии документов, подтверждающих продажу-покупку ценных бумаг, следует истребовать у организации - держателя реестра;
- копии платежных документов истребовать не нужно.
4. Физические лица представили декларации по НДФЛ за 2003 год, в которых указали доходы, полученные от реализации ценных бумаг, и расходы, связанные с приобретением ценных бумаг. Налогоплательщикам направлены требования о представлении документов, подтверждающих произведенные расходы.
Выявлены налогоплательщики, которые требование не получали и документы не представили. Считается ли датой вручения требования шестой день, начиная со дня его отправки? Правомерно ли проведение камеральной проверки деклараций данных налогоплательщиков без учета расходов?
В соответствии со статьей 93 Кодекса лицо, которому адресовано требование о представлении документов, обязано направить или выдать их налоговому органу в пятидневный срок. Непредставление их в установленные сроки признается налоговым правонарушением.
При отсутствии документов, подтверждающих расходы, связанные с приобретением ценных бумаг, налогоплательщик не имеет права на имущественный налоговый вычет в размере заявленной в декларации суммы затрат на приобретение ценных бумаг.
5. Обязана ли налоговая инспекция запрашивать документы, подтверждающие произведенные расходы по приобретению ценных бумаг, если налоговый агент указывает сумму этих расходов в форме 2-НДФЛ?
При камеральной налоговой проверке декларации, в которой налогоплательщик заявляет расходы на приобретение, реализацию, хранение ценных бумаг, проверяется представление налогоплательщиком следующих документов:
- заявления на предоставление имущественного налогового вычета;
- договора купли-продажи ценных бумаг;
- документов, подтверждающих расходы, связанные с получением доходов от продажи ценных бумаг;
- справок о полученных доходах за проданные ценные бумаги в случае их реализации налоговым агентам.
Если данные документы не представлены налогоплательщиком одновременно с декларацией, налоговый орган на основании статей 31, 88 и 93 Кодекса предлагает налогоплательщику представить перечисленные выше документы.
Статьей 214.1 Кодекса не предусмотрена обязанность налогоплательщика представлять в налоговый орган при подаче налоговой декларации документы, подтверждающие фактически произведенные им расходы, связанные с получением дохода от реализации ценных бумаг, в целях предоставления физическому лицу права на вычет в размере понесенных расходов.
В то же время статьей 87 Кодекса установлено, что если при проведении камеральных и выездных налоговых проверок у налоговых органов возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика, связанной с иными лицами, налоговым органом могут быть истребованы у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика (встречная проверка).
При этом достаточно истребовать лишь копии договоров, по которым ценные бумаги приобретались. Нет необходимости в получении копий платежных документов, подтверждающих факт уплаты денежных средств по сделкам покупки ценных бумаг.
6. Какие документы подтверждают расходы при налогообложении доходов по операциям с ценными бумагами?
В пункте 3 статьи 214.1 Кодекса приведен перечень расходов, уменьшающих налоговую базу. Этот перечень является открытым. В него включены:
- расходы на приобретение ценных бумаг;
- комиссии бирж и брокеров;
- депозитарные сборы;
- проценты по займам на покупку ценных бумаг;
- оплата услуг регистратора;
- другие документальные расходы, непосредственно связанные с покупкой ценных бумаг, основным из которых является договор покупки ценных бумаг.
Состав документов, подтверждающих понесенные налогоплательщиком расходы (в частности, на приобретение и реализацию ценных бумаг), главой 23 Кодекса не конкретизируется. Документы, подтверждающие расходы налогоплательщика, должны быть надлежащим образом оформлены (в соответствии с законодательством РФ) и в полной мере свидетельствовать о факте осуществления расходов и основании их возникновения.
Такими документами являются договоры (например, купли-продажи, на брокерское обслуживание, депозитарный и др.), первичные учетные документы, подтверждающие движение денежных средств от покупателя к продавцу в счет оплаты ценных бумаг, составленные по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации (например, квитанции к приходным кассовым ордерам, платежные поручения о перечислении денежных средств), денежные расписки в случае осуществления сделки по ценным бумагам между физическими лицами, а также иные документы, которые зависят от способов приобретения и расчета за купленные ценные бумаги.
Платежные документы, форма которых не предусмотрена в альбомах унифицированных форм, должны содержать следующие обязательные реквизиты, обеспечивающие возможность проверки достоверности сведений, указанных в первичных документах:
1) наименование документа (формы);
2) дату составления документа;
3) при оформлении документа от имени:
юридических лиц - наименование организации, от имени которой составлен документ, ее ИНН;
индивидуальных предпринимателей - фамилию, имя, отчество, номер и дату выдачи документа о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, ИНН;
физических лиц - фамилию, имя, отчество, наименование и данные документа, удостоверяющего личность, адрес места жительства, ИНН, если он имеется;
4) содержание хозяйственной операции с измерителями в натуральном и денежном выражении;
5) наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления (для юридических лиц);
6) личные подписи указанных лиц и их расшифровки, включая случаи создания документов с применением средств вычислительной техники.
7. Физическим лицом на неорганизованном рынке ценных бумаг проданы акции. Вправе ли налоговый орган предоставить налогоплательщику имущественный налоговый вычет, если в выписке по лицевому счету налогоплательщика, выданной реестродержателем акций и подтверждающей срок владения акциями, указано, что акции были приобретены по договору купли-продажи?
Пунктом 3 статьи 214.1 Кодекса предусмотрены два способа определения налоговой базы от операций купли-продажи ценных бумаг:
- как разница между суммами доходов, полученных от реализации ценных бумаг, и документально подтвержденными расходами на приобретение, реализацию и хранение ценных бумаг, фактически произведенными налогоплательщиком;
- как разница между суммами доходов, полученных от продажи ценных бумаг, и имущественными налоговыми вычетами, принимаемыми в уменьшение доходов от сделки купли-продажи, в порядке, предусмотренном абзацем первым подпункта 1 пункта 1 статьи 220 Кодекса.
При этом налогоплательщик вправе воспользоваться имущественным налоговым вычетом только в случае, если расходы на приобретение, реализацию и хранение не могут быть подтверждены документально.
Однако вышеназванной статьей Кодекса не предусмотрена обязанность налогоплательщика представлять в налоговый орган при подаче налоговой декларации документы, подтверждающие фактически произведенные им расходы, связанные с получением дохода от реализации ценных бумаг, в целях предоставления физическому лицу права на вычет в размере понесенных расходов.
Вместе с тем статьей 87 Кодекса установлено, что если при проведении камеральных и выездных налоговых проверок у налоговых органов возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика, связанной с иными лицами, налоговым органом могут быть истребованы у этих лиц документы (встречная проверка), относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика.
Если в выписке по лицевому счету налогоплательщика, выданной реестродержателем акций и подтверждающей срок владения этими ценными бумагами, указано, что акции приобретены налогоплательщиком по договору купли-продажи (заключенному с физическим или юридическим лицом), то непредставление налогоплательщиком в налоговый орган документов, подтверждающих его расходы, связанные с получением дохода от реализации ценных бумаг, не является основанием для предоставления ему имущественного налогового вычета в порядке, предусмотренном статьей 220 Кодекса. В данном случае требуется проведение налоговым органом встречной проверки в первую очередь реестродержателя, выдавшего справку (выписку) об операциях, проведенных по лицевому счету налогоплательщика, с истребованием копий документов, подтверждающих первоначальную покупку ценных бумаг (копии договоров купли-продажи).
Если в результате проведенных контрольных мероприятий документы, подтверждающие расходы, фактически произведенные налогоплательщиком при покупке указанных акций, представлены не будут, налоговый орган вправе предоставить физическому лицу имущественный налоговый вычет в порядке, предусмотренном подпунктом 1 пункта 1 статьи 220 Кодекса.
Налогообложение доходов, полученных в виде материальной выгоды
1. При получении физическим лицом целевых займов и кредитов на приобретение и строительство жилья образовалась материальная выгода. По какой налоговой ставке (13 или 35%) подлежит налогообложению полученная материальная выгода?
Налогообложение полученной материальной выгоды по заемным средствам и материальной выгоды по кредитным средствам осуществляется с применением различных налоговых ставок и различными режимами.
В соответствии с положениями статьи 224 Кодекса материальная выгода, полученная от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными средствами, облагается по фиксированной налоговой ставке 35%, при этом исчисление и уплата налога производятся самим налогоплательщиком на основании налоговой декларации.
В отношении материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование кредитными средствами, применяется налоговая ставка 13%, при этом обязанность по определению материальной выгоды, исчислению и удержанию исчисленной суммы налога возлагается на налогового агента.
Налогообложение индивидуальных предпринимателей и лиц,
занимающихся частной практикой
1. Каков порядок представления отчетности индивидуальными предпринимателями в связи со снятием с учета?
Порядок представления индивидуальными предпринимателями декларации по налогу на доходы в случае прекращения деятельности установлен пунктом 3 статьи 229 Кодекса. В соответствии с указанным пунктом в случае прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем до конца налогового периода декларация представляется в пятидневный срок со дня прекращения такой деятельности.
В случае прекращения деятельности ПБОЮЛ до истечения срока действия свидетельства о государственной регистрации днем прекращения деятельности ПБОЮЛ следует считать день снятия его с регистрационного учета. В том случае, если ПБОЮЛ снимается с учета в связи с окончанием срока действия свидетельства, при решении вопроса об обязанности и сроках представления им декларации следует учитывать факт продолжения им деятельности на основании нового свидетельства о государственной регистрации либо прекращении такой деятельности. В случае продолжения предпринимательской деятельности у ПБОЮЛ нет обязанности по представлению декларации при условии, что день снятия с учета в связи с окончанием срока действия свидетельства и день государственной регистрации по новому свидетельству совпадают.
2. Следует ли индивидуальному предпринимателю оформлять новую Книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций на следующий период, если в течение предыдущего отчетного (налогового) периода (года) он не осуществлял предпринимательской деятельности, а Книга учета доходов и расходов была оформлена на этот налоговый период?
В соответствии с пунктом 2 статьи 54 Кодекса индивидуальные предприниматели исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов хозяйственных операций в порядке, определяемом Минфином России.
Пунктом 4 Порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей, утвержденного совместным приказом Минфина России и МНС России от 13.08.2002 N 86н/БГ-3-04/430, определено, что индивидуальные предприниматели исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций в Книге учета доходов и расходов и хозяйственных операций.
С учетом того, что Книга учета доходов и расходов является основным документом, в котором содержатся показатели, необходимые для исчисления налоговой базы по налогу на доходы физических лиц, и в хронологической последовательности на основе первичных документов отражаются результаты хозяйственной деятельности ПБОЮЛ за налоговый период, которым признается календарный год, она открывается налогоплательщиком на один календарный год в начале каждого налогового периода.
В случае если ПБОЮЛ ни доходов, ни расходов в отчетном налоговом периоде не имел, он обязан представить в налоговый орган "нулевую" декларацию по форме 3-НДФЛ с приложением Книги учета доходов и расходов, в которой налоговый инспектор должен поставить отметку (например, указать свою фамилию, подпись, дату), свидетельствующую о том, что сведения, указанные предпринимателем в декларации, соответствуют данным Книги учета доходов и расходов.
Таким образом, ведение предпринимателем ежегодно новой Книги учета доходов и расходов обязательно.
3. Правомерно ли включение в состав затрат расходов по оплате коммунальных платежей частным нотариусом, являющимся собственником нежилого помещения, используемого им под офис?
Нежилое помещение, принадлежащее на праве собственности частному нотариусу и используемое им под офис, после ввода его в эксплуатацию является основным средством.
Подпунктом 7 пункта 1 статьи 254 главы 25 Кодекса установлено, что затраты налогоплательщика, связанные с содержанием и эксплуатацией основных средств, относятся к материальным расходам и учитываются в составе профессиональных налоговых вычетов.
Таким образом, включение в расходы частным нотариусом затрат по оплате коммунальных платежей правомерно.
Налогообложение доходов, полученных за рубежом
1. Какие документы необходимо представить физическому лицу в налоговый орган при подаче налоговой декларации, если доходы получены в иностранной валюте от источников за пределами РФ?
В соответствии со статьей 209 Кодекса для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ, объектом обложения НДФЛ признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в РФ и (или) от источников за пределами РФ.
Согласно пункту 3 статьи 228 и пункту 1 статьи 229 Кодекса физические лица - налоговые резиденты РФ, получающие доходы из источников, находящихся за пределами РФ, обязаны по итогам налогового периода представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию.
Обязанность налогоплательщика по представлению в налоговый орган документов, подтверждающих получение доходов (в том числе из иностранных источников), положениями Кодекса не предусмотрена.
Однако в соответствии с пунктом 2 статьи 232 Кодекса для освобождения от уплаты НДФЛ, проведения зачета налога, уплаченного в иностранном государстве, получения налоговых вычетов или иных налоговых привилегий налогоплательщик должен представить в налоговые органы официальное подтверждение того, что он является резидентом государства, с которым РФ заключила действующий в течение соответствующего налогового периода (или его части) договор (соглашение) об избежании двойного налогообложения, а также документ о полученном доходе и об уплате им налога за пределами РФ, подтвержденный налоговым органом соответствующего иностранного государства.
Для налогоплательщиков, получающих доходы в иностранной валюте от источников за пределами РФ от выполнения работ (оказания услуг) по договорам гражданско-правового характера, предусмотрено право на получение профессиональных налоговых вычетов в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с выполнением этих работ (оказанием услуг) (ст. 221 Кодекса).
В рассматриваемом случае подтверждающими документами, на основании которых налогоплательщик должен вести собственный учет полученных доходов и исчислять подлежащие уплате суммы налога на доходы физических лиц, а также декларировать полученные им доходы, являются договор (контракт, соглашение) об оказании услуг с переводом на русский язык, справка иностранной организации-источника, выплатившей доходы, о таких доходах с переводом на русский язык, а также выписки банка о совершаемых по банковскому счету клиента операциях.
Порядок декларирования доходов физическими лицами
1. В соответствии со статьей 93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у налогоплательщика необходимые для проверки документы, а лицо, которому адресовано такое требование, обязано представить документы в виде заверенных должным образом копий. Каким образом должны быть заверены документы, представленные физическими лицами?
Согласно пункту 1 статьи 11 Кодекса институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.
Поскольку законодательство о налогах и сборах не определяет значение понятия "заверенные должным образом документы", в случае если гражданским законодательством РФ не установлена обязанность по нотариальному заверению документов (их копий), их заверяют подписями уполномоченных лиц и печатью лица, представляющего документы.
Применительно к физическим лицам достаточным является проставление на копии документа подписи физического лица и даты ее осуществления.
Основание: письмо МНС России от 06.08.2003 N 24-2-04/484-АБ312.
2. Вправе ли налоговый орган по имеющимся у него данным начислить НДФЛ, если налогоплательщик отказался от подачи декларации по налогу на доходы физических лиц?
Согласно Методическим рекомендациям по проведению камеральных налоговых проверок деклараций по налогу на доходы физических лиц, утвержденным приказом МНС России от 14.05.2004 N САЭ-4-04/29дсп, на основании анализа информации, полученной из внешних источников, по запросам налоговых органов, в результате проведения контрольных мероприятий, а также анализа данных, содержащихся в налоговых декларациях физических лиц, представленных за отчетный и предыдущие налоговые периоды, отдел камеральных налоговых проверок инспекции формирует списки налогоплательщиков, указанных в статьях 227 и 228 Кодекса, не представивших декларации, а также представивших декларации, но не отразивших (не полностью отразивших) в представленных декларациях суммы полученных доходов.
При этом сотрудники указанного выше отдела на основании письменных уведомлений вправе вызвать в налоговый орган для уточнения налоговых обязательств налогоплательщиков, не представивших декларации в срок, установленный статьей 229 Кодекса. Если в результате проведенной контрольной работы указанные физические лица не представят в налоговый орган свои декларации, отдел камеральных налоговых проверок должен подготовить заключения о необходимости включения таких налогоплательщиков в план проведения выездных налоговых проверок, по результатам которых налоговый орган будет вправе выставить физическим лицам требования на уплату налога.
Вместе с тем при получении налоговым органом от налоговых агентов сведений о доходах физических лиц с суммами налога, переданными на взыскание в налоговый орган, отдел камеральных налоговых проверок обязан подготовить налоговое уведомление об уплате налога и платежный документ на уплату налога. Указанное налоговое уведомление подписывается руководителем (заместителем) налогового органа и передается с платежным документом на уплату налога в отдел работы с налогоплательщиками для вручения налогоплательщику под роспись либо в отдел общего и финансового обеспечения для отправки по почте.
Советник налоговой службы |
А.А. Глинкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Управления МНС по г. Москве от 16 декабря 2004 г. N 27-08/81075@ "Об отдельных вопросах исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц"
Текст письма официально опубликован не был
На основании данного письма подготовлены разъяснения, опубликованные в газете "Московский налоговый курьер", N 3, 4 февраль 2005 г.