Письмо Управления МНС по г. Москве от 5 октября 2004 г. N 24-11/63852
Вопрос: Бюджетная организация (балансодержатель) имеет в оперативном управлении федеральную собственность. Указанная организация предоставляет по решению уполномоченного органа Мингосимущества России государственному предприятию по договору безвозмездного пользования недвижимое имущество, используемое для образовательной деятельности. Является ли в данном случае балансодержатель плательщиком НДС?
Ответ: В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ объектом налогообложения по НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказанных услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
В целях главы 21 Кодекса передача права собственности на товары, результаты выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг).
Согласно пункту 3 статьи 161 НК РФ при предоставлении на территории РФ органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом НДС. В этом случае налоговыми агентами признаются арендаторы этого имущества. Указанные лица обязаны исчислить, удержать из соответствующих доходов арендодателя и уплатить в бюджет сумму НДС.
В соответствии со статьей 608 ГК РФ право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.
Таким образом, при аренде федерального имущества арендатор признается налоговым агентом только в случае, если услуга по предоставлению такого имущества в аренду оказана органом государственной власти и управления. То есть арендодателем является орган государственной власти и управления либо арендодателями выступают орган государственной власти и управления и балансодержатель данного имущества, не являющийся органом государственной власти и управления.
В случае если арендодателями федерального имущества выступают лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду, и эти управомоченные лица не являются органами государственной власти и управления, то арендодатели в установленном порядке уплачивают НДС при оказании услуги по предоставлению в аренду федерального имущества.
Пунктом 5 постановления Правительства РФ от 05.01.98 N 3 "О порядке закрепления и использования находящихся в федеральной собственности административных зданий, строений и нежилых помещений" предусмотрено, что договоры на передачу в аренду или безвозмездное пользование находящихся в федеральной собственности административных зданий, строений и нежилых помещений, заключаемых в соответствии с законодательством РФ организациями, за которыми эти объекты закреплены в установленном порядке, подлежат обязательному учету в реестре договоров Мингосимущества России.
Порядок учета таких договоров и осуществления контроля за их исполнением определяется Мингосимуществом России. Мингосимущество России распоряжением от 23.03.98 N 252-р утвердило Положение о порядке оформления закрепления административных зданий, сооружений и нежилых помещений, находящихся в федеральной собственности, передаче их в аренду и безвозмездное пользование (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 4.2.7 Положения организации, которым действующим законодательством РФ предоставлено право самостоятельно распоряжаться принадлежащим им на правах хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным недвижимым имуществом, а также самостоятельно получать арендную плату, выступают арендодателями.
Указанные арендодатели (не являющиеся органом государственной власти и управления) в соответствии с главой 21 НК РФ обязаны уплачивать НДС в общеустановленном порядке.
Согласно пункту 4.2.4 Положения решение о передаче в аренду объекта недвижимого имущества оформляется Мингосимуществом России либо по отдельным поручениям его территориальными органами путем:
- согласования условий договора аренды Мингосимуществом России или его территориальным органом, что удостоверяется подписью соответствующего должностного лица и печатью этого органа;
- подписания договора о передаче объекта недвижимого имущества.
Таким образом, если Мингосимущество России или его территориальные органы приняли решение о передаче в аренду объекта недвижимого имущества и подписали договор аренды в качестве арендодателя этого имущества, то в соответствии с пунктом 3 статьи 161 НК РФ обязанность по исчислению НДС с сумм арендной платы за аренду имущества возникает у арендатора этого имущества, признаваемого налоговым агентом.
Однако в соответствии с главой 21 НК РФ на договор аренды не распространяется действие статьи 161 НК РФ при следующих обстоятельствах. Мингосимущество России или его территориальные органы приняли решение о передаче в аренду объекта недвижимого имущества путем согласования условий договора аренды, что удостоверяется подписью соответствующего должностного лица и печатью этого органа, и в данном договоре аренды отсутствует Мингосимущество России или его территориальные органы в качестве арендодателя данного имущества. При этом в соответствии с договором арендодателем является лицо, не являющееся органом государственной власти и управления.
Согласно пункту 2 статьи 154 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) по товарообменным (бартерным) операциям, реализации товаров (работ, услуг) на безвозмездной основе, передаче права собственности на предмет залога залогодержателю при неисполнении обеспеченного залогом обязательства, передаче товаров (результатов выполненных работ, оказании услуг) при оплате труда в натуральной форме налоговая база по НДС определяется как стоимость указанных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному статьей 40 НК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них НДС.
Заместитель руководителя |
Н.В. Желудова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Управления МНС по г. Москве от 5 октября 2004 г. N 24-11/63852
Текст письма официально опубликован не был
На основании данного письма подготовлены разъяснения, опубликованные в газете "Московский налоговый курьер", N 8, апрель 2005 г.