Организация, применяющая упрощенную систему налогообложения, зарегистрирована в г. Москве. Организация создала на территории г. Москвы несколько дополнительных торговых точек, которые не указаны в учредительных документах организации, не имеют отдельного баланса и расчетного счета. Нужно ли вести раздельный учет реализованных товаров в головной организации и обособленных подразделениях? Каков порядок представления деклараций в налоговые органы по месту нахождения обособленного подразделения и головной организации? Вправе ли организация уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и налог на доходы физических лиц централизованно по месту нахождения головной организации?
Согласно пункту 1 статьи 346.11 НК РФ упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с общей системой налогообложения, предусмотренной законодательством РФ о налогах и сборах. Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном главой 26.2 НК РФ.
Таким образом, выбор применяемого организацией режима налогообложения - общего или упрощенной системы возможен только в целом по организации.
При этом глава 26.2 НК РФ не содержит ограничений по применению упрощенной системы налогообложения для организаций, имеющих в своей структуре обособленные подразделения, за исключением обособленных структурных подразделений, имеющих статус представительств или филиалов организации и поименованных в качестве таковых в учредительных документах.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 23 НК РФ налогоплательщики-организации обязаны встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена НК РФ, и письменно сообщать в налоговый орган по месту нахождения организации обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории РФ, в срок не позднее одного месяца со дня их создания.
Согласно пункту 1 статьи 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным НК РФ.
Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории РФ, обязана встать на учет в налоговом органе по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.
При осуществлении деятельности в РФ через обособленное подразделение заявление о постановке на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения подается в течение одного месяца после создания обособленного подразделения (п. 4 ст. 83 НК РФ).
Учитывая изложенное, постановка на учет организации по месту нахождения обособленных подразделений (дополнительных торговых точек) в Москве осуществляется в течение одного месяца после создания обособленных подразделений в налоговых инспекциях г. Москвы в соответствии с территориальной принадлежностью. Информация об этом в письменной форме должна быть сообщена в налоговый орган по месту нахождения организации.
Пунктом 1 статьи 23 НК РФ установлено, что налогоплательщики обязаны вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах. Обязанность по ведению налогового учета показателей финансово-хозяйственной деятельности для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, установлена статьей 346.24 НК РФ.
В соответствии со статьей 346.24 НК РФ налогоплательщики обязаны вести налоговый учет показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы единого налога, на основании Книги учета доходов и расходов.
Форма Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения (далее - Книга учета доходов и расходов), и порядок отражения хозяйственных операций в Книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения (далее - Порядок), утверждены приказом МНС России от 28.10.2002 N БГ-3-22/606.
При этом ни глава 26.2 НК РФ, ни Порядок не содержат требований к раздельному учету реализованных товаров в головной организации и обособленных подразделениях.
Таким образом, организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, ведут налоговый учет показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы единого налога, в целом по организации с учетом всех полученных доходов и произведенных расходов независимо от того, где конкретно были получены данные доходы и произведены расходы: в головной организации или в структурных подразделениях. Но только при условии, что данные структурные подразделения не имеют статуса представительств или филиалов организации и не поименованы в качестве таковых в учредительных документах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 23 НК РФ и пунктом 2 статьи 80 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Порядок представления налоговых деклараций по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, установлен статьей 346.23 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 346.23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики-организации по истечении налогового (отчетного) периода представляют налоговые декларации в налоговые органы по месту своего нахождения.
Порядок исчисления и уплаты единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, установлен статьей 346.21 НК РФ. Форма налоговой декларации по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и порядок ее заполнения утверждены приказом МНС России от 21.11.2003 N БГ-3-22/647.
Обратите внимание: ни статья 346.21 НК РФ, ни статья 346.23 НК РФ, ни указанный Порядок заполнения налоговой декларации также не содержат каких-либо особенностей исчисления единого налога, заполнения и представления налоговых деклараций по единому налогу для организаций, имеющих в своей структуре обособленные подразделения, не являющихся представительствами или филиалами организации и не поименованных в качестве таковых в учредительных документах.
Таким образом, организации, применяющие упрощенную систему налогообложения и имеющие в своей структуре обособленные подразделения, не имеющие статуса представительств и филиалов и не поименованные в качестве таковых в учредительных документах, для исчисления налоговой базы и суммы единого налога при заполнении налоговых деклараций используют данные налогового учета показателей своей деятельности, отражаемые в Книге учета доходов и расходов. Они представляют налоговые декларации по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в налоговые органы по месту своего нахождения в целом по организации с учетом всех полученных доходов и произведенных расходов.
При решении вопроса о порядке расчета сумм по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и уплате указанных сумм необходимо руководствоваться письмом МНС России от 14.06.2002 N БГ-6-05/835 и Пенсионного фонда РФ от 11.06.2002 N МЗ-16-25/5221 "Об уплате страховых взносов организациями, в состав которых входят обособленные подразделения". Согласно указанному письму в целях применения пункта 8 статьи 24 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" организации, в состав которых входят обособленные подразделения, не имеющие отдельного баланса, расчетного счета и не выплачивающие вознаграждения в пользу физических лиц, производят уплату страховых взносов централизованно по месту своего нахождения.
В этом случае такие организации декларации и расчеты по авансовым платежам по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование представляют по месту своего нахождения.
Обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, расчетный счет и начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, исполняют обязанности организаций по уплате страховых взносов, а также представляют декларации и расчеты по авансовым платежам по страховым взносам по месту своего нахождения.
Таким образом, организация представляет декларации и расчеты по авансовым платежам по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по месту своего нахождения, так как в данном случае торговые точки не имеют статуса представительств или филиалов организации, не поименованы в качестве таковых в учредительных документах и не имеют отдельного баланса и расчетного счета.
Перейдем к вопросу о порядке исчисления, удержания и уплаты сумм НДФЛ. В соответствии с пунктом 7 статьи 226 НК РФ совокупная сумма НДФЛ, исчисленная и удержанная налоговым агентом у физического лица, в отношении которого он признается источником дохода, уплачивается по месту учета налогового агента в налоговом органе.
Налоговые агенты - российские организации, указанные в пункте 1 статьи 226 НК РФ, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы НДФЛ как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.
Сумма НДФЛ, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этих обособленных подразделений.
Таким образом, данные структурные подразделения не признаются источником выплаты дохода, так как они не имеют статуса представительств или филиалов организации, не поименованы в качестве таковых в учредительных документах и не имеют отдельного баланса и расчетного счета. Следовательно, совокупная сумма НДФЛ, исчисленная и удержанная организацией у налогоплательщика, в отношении которого он признается источником дохода, уплачивается по месту учета организации в налоговом органе.
Разъяснения подготовлены на основании официального письма УМНС России по г. Москве исх. N 21-09/82459 от 22 декабря 2004 г., подписанного заместителем руководителя Управления МНС России по г. Москве советником налоговой службы РФ I ранга А.А. Глинкиным
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Московский налоговый курьер"
Учредители - Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Москве, АНО "Редакция журнала "Российский налоговый курьер"
Издатель - ООО "СТАТУС-КВО 97"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N А-1855 от 07.04.2000, выданное Московским региональным управлением регистрации и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации Государственного комитета Российской Федерации по печати
Адрес издателя: 109457, г. Москва, ул. Зеленодольская, д. 19, корп. 1