Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и Федеральный закон "О землеустройстве"
Практика применения Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" показала, что установленный порядок регулирования отношений, связанных с владением, пользованием и распоряжением земельными долями, требует упрощения. Разрешенный оборот земель сельскохозяйственного назначения на практике сдерживается сложной и дорогостоящей процедурой оформления прав на землю.
Например, для передачи земельной доли в аренду сельскохозяйственной организации необходимо сначала перерегистрировать ранее возникшее право на эту долю. Для этого надо выполнить землеустроительные работы по определению границ земельного участка, находящегося в общей долевой собственности граждан, закрепить эти границы межевыми знаками, определить их координаты, согласовать границы со смежными землепользователями, осуществить государственный кадастровый учет этого земельного участка, а затем получить новое свидетельство о праве на земельную долю в регистрационной палате, заключить договор аренды и зарегистрировать его в регистрационной палате.
При продаже земельной доли сельскохозяйственной организации к этой процедуре добавляется еще необходимость получения отказа от покупки земельной доли от остальных участников долевой собственности и от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Выделение земельной доли в натуре, например, для создания фермерского хозяйства допускается только при наличии положительного решения общего собрания участников долевой собственности о местоположении каждого выделяемого земельного участка. Созыв общего собрания по каждому случаю выделения земельного участка опять же требует времени и материальных затрат.
В тоже время ряд установленных законодательством ограничений на оборот земель сельскохозяйственного назначения является декларативным или легко обходится. Так, нет органа, который бы смог выявить и доказать степень родства граждан, имеющих разные фамилии и разные места жительства для применения к ним максимально допустимого размера земель, находящихся в собственности гражданина и его близких родственников (родители, братья, сестры, дети, дедушки, бабушки, внуки). Преимущественное право покупки земельной доли, предоставленное исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации, обходится путем совершения договора дарения.
Сложный и дорогостоящий порядок оформления прав на землю не позволил 10,6 млн. граждан (из 12.0 млн., получивших земельные доли) своевременно выполнить требование положений статьи 16 этого Федерального закона и привести договора аренды земельных долей в соответствие с правилами гражданского законодательства. Согласно пункту 2 статьи 16 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" в этом случае в силу закона автоматически к таким договорам аренды без их регистрации применяются правила договоров доверительного управления. В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации долги по обязательствам сельскохозяйственной организации, возникшие в связи с доверительным управлением земельными долями, погашаются за счет этих земельных долей. В случае недостаточности этих земельных долей взыскание может быть обращено на иное имущество доверительного управляющего (скот, техника, др.), а при недостаточности и этого имущества - на иное имущество собственника земельной доли, не переданное в доверительное управление, что может вызвать непредсказуемые последствия на селе.
Механическое продление срока приведения договоров аренды земельных долей в соответствие с требованиями законодательства без упрощения самого порядка оформления прав на землю не сможет исправить ситуацию.
Настоящий законопроект устраняет отмеченные недостатки действующего Федерального закона, восполняет пробелы и устанавливает более простой и четкий порядок распоряжения земельными долями и оформления прав на использование земель сельскохозяйственного назначения.
Концептуальные положения законопроекта заключаются в следующем:
1. Вместо субъекта Российской Федерации преимущественное право на покупку продаваемой земельной доли предоставляется сельскохозяйственной организации, использующей земельный участок, находящийся в долевой собственности. На практике субъекты Российской Федерации таким правом не пользуются из-за сложностей по дальнейшему использованию земельной доли, не выделенной в натуре (заключение договора аренды, получение арендной платы в виде сельскохозяйственной продукции, участие в общих собраниях и т.д.).
2. В случае заключения договора аренды земельного участка, находящегося в общей долевой собственности (только в этом случае) такой договор может быть заключен участниками долевой собственности на основании доверенностей бесплатно удостоверенных должностным лицом местного самоуправления. Это сразу решает проблему доставки собственников земельных долей (в среднем около 500 человек на одну сельскохозяйственную организацию) в регистрационную палату для регистрации договора аренды или к нотариусу в райцентр для удостоверения их доверенностей.
3. Передача земельной доли в уставный (складочный) капитал, в доверительное управление, завещание или выделение земельного участка в счет земельной доли (только в этих случаях), осуществляется на основании Свидетельств о праве собственности на землю, полученных гражданами в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, без предварительной государственной перерегистрации этих свидетельств в регистрационных палатах.
4. Сельскохозяйственные угодья, находящиеся у сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве пожизненного наследуемого владения, приобретаются ими в собственность по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации в размере не более 20 процентов кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий. Земли, которые заняты внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, древесно-кустарниковой растительностью (лесополосы), предназначенной для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, замкнутыми водоемами предоставляются бесплатно в порядке, установленном законодательством субъектов Российской Федерации.
5. Без выделения земельного участка в счет земельной доли эту земельную долю можно завещать любому лицу, продать участнику долевой собственности, продать, подарить, внести в уставный (складочный) капитал или доверительное управление сельскохозяйственной организации, использующей земельный участок, находящийся в долевой собственности. Участник долевой собственности вправе распорядиться земельной долей иным образом только после выделения земельного участка в счет земельной доли.
6. Право созыва общего собрания участников долевой собственности предоставлено не только участнику долевой собственности, но и сельскохозяйственной организации и органу местного самоуправления.
7. Решением общего собрания участников долевой собственности определяются:
- условия передачи земельных массивов, выделенных в счет определенной суммы земельных долей, в аренду, уставный (складочный) капитал или доверительное управление сельскохозяйственной организации;
- местоположение земельного массива, в границах которого в первоочередном порядке выделяются земельные участки, в счет уточненных с учетом кадастровой стоимости размеров земельных долей, с указанием полей севооборотов, в которые включаются такие земельные участки, количество таких равноценных земельных участков и их площади;
- местоположение земельного массива, в границах которого находятся невостребованные земельные доли;
- местоположение земельных массивов, в границах которых земельные доли передаются в уставный (складочный) капитал или доверительное управление сельскохозяйственной организации, либо выделяются земельные участки в счет земельных долей для передачи в аренду сельскохозяйственной организации.
Этот порядок выделения земельных участков в счет земельных долей позволяет участнику долевой собственности без каких-либо дополнительных согласований определить местонахождение своей земельной доли в зависимости от желаемого способа распоряжения своей земельной долей. Если общее собрание участников долевой собственности не определит указанные земельные массивы, то в этом случае сохраняется действующий порядок выдела земельного участка в счет земельной доли (уведомление в письменной форме остальных участников долевой собственности о предполагаемом местоположении выделяемого участка, в случае поступления хотя бы одного возражения спор о местоположении участка рассматривается в суде).
8. Изменения, вносимые в Федеральный закон "О землеустройстве", допускают осуществлять описание границ земельного участка для его кадастрового учета без определения их координат, если границы совпадают с границами полей севооборотов, дорог, лесополос, лесов, ручьев, рек и других подобных объектов. Это позволит в 10-15 раз уменьшить стоимость землеустроительных работ для осуществления государственного кадастрового учета земельных участков. В случае споров о границах земельного участка, установленных без определения их координат, выполняется межевание участка в полном объеме.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и Федеральный закон "О землеустройстве"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и Федеральный закон "О землеустройстве" не потребует дополнительных средств, покрываемых за счет федерального бюджета.
В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации на указанный законопроект не требуется заключения Правительства Российской Федерации.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и Федеральный закон "О землеустройстве"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и Федеральный закон "О землеустройстве" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия иных актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.