Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 17 февраля 2005 г. N вн 2.2-1/457
по проекту федерального закона N 105418-4 "О средствах федерального бюджета, выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение уплаты страховых взносов за период ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет и период прохождения военной службы по призыву", внесенному депутатами Государственной Думы А.К. Исаевым, Ф.И. Гайнуллиной, В.В. Рязанским, В.В. Скочем и др.
(второе чтение)
Изучив проект федерального закона N 105418-4 "О средствах федерального бюджета, выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение уплаты страховых взносов за период ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет и период прохождения военной службы по призыву" сообщаем, что замечания, данные Правовым управлением к первому чтению, не учтены.
В преамбуле, статьях 1, 2 и 4 законопроекта используется термин "нестраховые периоды". Следует иметь в виду, что предлагаемый термин в действующем пенсионном законодательстве не применяется. В соответствии со статьей 11 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности засчитываются "иные периоды". В случае использования в законопроекте термина "нестраховые периоды" необходимо внесение соответствующих изменений в статью 2 указанного Федерального закона, где следует раскрыть это понятие с целью дальнейшего его использования в законодательстве Российской Федерации, в том числе и в отношении других иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Согласно части первой статьи 1 законопроекта сумма средств федерального бюджета, выделяемая на возмещение Пенсионному фонду Российской Федерации, определяется путем умножения действующей на день установления страховой части трудовой пенсии стоимости страхового года на продолжительность нестраховых периодов. При этом "период продолжительностью один месяц считается как одна двенадцатая года, а период продолжительностью один день считается как одна тридцатая месяца". Однако установление в данном законопроекте правил подсчета нестраховых периодов является излишним, поскольку продолжительность указанных периодов должна определяться по правилам подсчета страхового стажа, установленным в указанном Федеральном законе (пункт 4 статьи 13).
Статья 3 законопроекта, определяющая включение в расчетный пенсионный капитал застрахованного лица сумм средств федерального бюджета, подлежащих возмещению Пенсионному фонду Российской Федерации, не является предметом данного законопроекта, целью которого является только определение порядка выделения Пенсионному фонду Российской Федерации средств федерального бюджета и расчета объема этих средств (см. преамбулу законопроекта). Кроме того, положение о включение этих средств в расчетный пенсионный капитал застрахованного лица уже содержится в определении понятия "расчетный пенсионный капитал", изложенном в абзаце четвертом статьи 2 названного Федерального закона.
Часть вторая статьи 4 законопроекта нуждается в доработке: следует исключить слово "годовой", поскольку федеральный бюджет принимается на текущий год; объем средств не утверждается, а предусматривается федеральными законами о федеральном бюджете. Кроме того, часть вторая статьи 4 законопроекта дублирует часть вторую статьи 5 законопроекта.
Согласно части первой статьи 5 законопроекта финансирование расходов по реализации Федерального закона будет осуществляться за счет средств резерва бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации с последующим возмещением за счет средств федерального бюджета. Данное положение законопроекта не согласуется со статьей 18 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", устанавливающей цели, на которые могут быть направлены средства бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. Расходы, определенные законопроектом, не предусмотрены в указанном Федеральном законе. В соответствии с пунктом 1 статьи 18 указанного Федерального закона расходы, не предусмотренные бюджетом Пенсионного фонда Российской Федерации на соответствующий год, осуществляются только после внесения изменений в указанный бюджет в установленном федеральным законом порядке. Таким образом, расходы по реализации рассматриваемого законопроекта могут финансироваться за счет средств резерва бюджета Пенсионного фонда только после внесения соответствующих изменений в Федеральный закон от 28 декабря 2004 года N 184-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2005 год".
В соответствии с частью второй статьи 5 законопроекта финансирование расходов, предусмотренных данным законопроектом, предусматривается в федеральных законах о федеральном бюджете и о бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на соответствующий год. В этой связи обращаем внимание, что указанные положения законопроекта в соответствии со статьями 1 и 2 Бюджетного кодекса Российской Федерации являются предметом регулирования бюджетного законодательства, к которому представленный законопроект не относится.
Согласно статье 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации если принимается федеральный закон, предусматривающий увеличение финансирования по существующим видам расходов или введение новых видов расходов бюджетов, которые до принятия законодательного акта не финансировались ни одним бюджетом, указанный федеральный закон должен содержать нормы, определяющие источники и порядок финансирования расходов бюджетов, в том числе в случае необходимости передачу финансовых ресурсов на новые виды расходов в бюджеты других уровней. Представленный законопроект данных положений не содержит.
Кроме того, по данному законопроекту имеются замечания юридико-технического характера. Преамбула не является обязательной в структуре федеральных законов. Преамбула, как правило, содержится в актах, имеющих большое общественно-политическое значение, например, в Конституции Российской Федерации. Также преамбула не должна содержать ссылки на другие законодательные акты и не может формулировать предмет правового регулирования законопроекта. В связи с этим предлагаем преамбулу в представленном законопроекте исключить.
Начальник управления |
Г.П. Ивлиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.