21 октября 2002 г.
В целях реализации государственной политики, направленной на предотвращение несостоятельности (банкротства) предприятий и негативных социальных последствий, связанных с реорганизацией и ликвидацией неплатежеспособных предприятий в случае признания их несостоятельными (банкротами) постановляю:
1. Установить, что государственные предприятия, в отношении которых в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 1994 г. N 498 "О некоторых мерах по реализации законодательных актов о несостоятельности (банкротстве)" принято решение о признании структуры баланса неудовлетворительной, а предприятия - неплатежеспособным (далее именуется - предприятие-должник), подлежат продаже в соответствии с настоящим Указом.
2. Утвердить прилагаемое Положение о порядке продажи государственных предприятий-должников.
Установить, что действие Положения о порядке продажи государственных предприятий-должников распространяется на:
предприятия-должники, находящиеся в государственной собственности, по которым на момент принятия решения о признании структуры баланса неудовлетворительной, а предприятий - неплатежеспособными, не утвержден в установленном порядке план приватизации;
находящиеся в государственной собственности пакеты акций предприятий-должников.
3. Установить, что продажа государственных предприятий-должников, признанных неплатежеспособными, осуществляется путем:
реализации на коммерческих и инвестиционных конкурсах предприятий-должников с сохранением статуса юридического лица;
ликвидации предприятий-должников и последующей реализации на аукционах, коммерческих или инвестиционных конкурсах их имущества (активов);
реализации на аукционах находящихся в государственной собственности долей (паев, акций) предприятий-должников.
4. Установить, что если неплатежеспособность предприятия, находящегося в государственной собственности, возникла по обязательствам, не связанным непосредственно с несвоевременной оплатой государственного заказа из федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации, ответственность за неплатежеспособность предприятия несет его руководитель как несоответствующий занимаемой должности.
Установить, что с момента принятия решения о признании предприятия неплатежеспособным и имеющим неудовлетворительную структуру баланса права по заключению и расторжению контракта с руководителем предприятия-должника переходят Федеральному управлению по делам о несостоятельности (банкротстве) при Государственном комитете Российской Федерации по управлению государственным имуществом или соответствующему органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
См. Методические положения по оценке финансового состояния предприятий и установлению неудовлетворительной структуры баланса, утвержденные распоряжением Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) от 12 августа 1994 г. N 31-р
Установить, что одновременно с принятием решения о признании предприятия, находящегося в государственной собственности, неплатежеспособным и имеющим неудовлетворительную структуру баланса решается вопрос об освобождении руководителя предприятия-должника как несоответствующего занимаемой должности.
В случае увольнения руководителя предприятия-должника новое назначение не проводится, а Федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве) при Государственном комитете Российской Федерации по управлению государственным имуществом или соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации заключает с физическим лицом (управляющим) договор подряда на управление предприятием-должником до его продажи новому собственнику.
5. Установить, что Государственный комитет Российской Федерации по управлению государственным имуществом и комитеты по управлению имуществом субъектов Российской Федерации при подготовке планов приватизации предприятий осуществляют анализ финансового состояния предприятий в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации критериями для определения неудовлетворительной структуры баланса.
6. Установить, что продажа предприятий-должников, являющихся градообразующими, проводится в соответствии с особенностями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации.
Правительству Российской Федерации в 2-месячный срок утвердить Положение о порядке отнесения предприятий к градообразующим и особенности продажи предприятий - должников, являющихся градообразующими.
Постановлением Правительства РФ от 29 августа 1994 г. N 1001 утверждено Положение о порядке отнесения предприятий к градообразующим и особенностях продажи предприятий-должников, являющихся градообразующими
7. Правительству Российской Федерации:
ускорить подготовку законопроекта, устанавливающего уголовную и административную ответственность руководства предприятия за действия, повлекшие банкротство предприятия;
в месячный срок утвердить нормативы распределения средств, полученных от продажи предприятий-должников, их имущества (активов), долей (паев, акций), в соответствии с направлениями их использования, определенными Положением о порядке продажи государственных предприятий-должников.
Нормативы распределения средств, полученных от продажи предприятий-должников, находившихся в федеральной собственности утверждены постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 г. N 917
8. Рекомендовать органам местного самоуправления проводить продажу предприятий-должников, находящихся в муниципальной собственности, в соответствии с правилами, предусмотренными Положением о порядке продажи государственных предприятий-должников.
9. Настоящий Указ вступает в силу с момента его опубликования.
Об особенностях процедур, применяемых в отношении неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций, см. Положение, утвержденное постановлением Правительства РФ от 2 ноября 1995 г. N 1081
Президент Российской Федерации |
Б.Ельцин |
Москва, Кремль
2 июня 1994 года N 1114
Положение
О порядке продажи государственных предприятий-должников
21 октября 2002 г.
I. Общие положения
1. Настоящее Положение определяет общий порядок продажи предприятий-должников, осуществляемой в рамках внесудебных процедур в целях предотвращения несостоятельности (банкротства) государственных предприятий и создания условий для наиболее полного удовлетворения требований кредиторов, и регулирует порядок продажи любого занимающегося предпринимательской деятельностью юридического лица, в отношении которого в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 1994 г. N 498 "О некоторых мерах по реализации законодательных актов в несостоятельности (банкротстве)" принято решение о признании структуры баланса неудовлетворительной, а предприятия - неплатежеспособным (далее именуется - предприятие-должник).
2. Продажа предприятий - должников, их активов, а также находящихся в государственной собственности долей (паев, акций) в капитале указанных предприятий осуществляется на основании решения об обязательной продаже.
Решение об обязательной продаже может быть принято:
в отношении находящихся в государственной собственности предприятий-должников, а также находящихся в федеральной собственности долей (паев, акций) в капитале предприятий-должников - Федеральным управлением по делам о несостоятельности (банкротстве) при Государственном комитете Российской Федерации по управлению государственным имуществом (далее именуется - Федеральное управление);
в отношении предприятий-должников и долей (паев, акций) в капитале таких предприятий, находящихся в государственной собственности субъекта Российской Федерации, - соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а также Федеральным управлением в случае делегирования ему соответствующих полномочий в отношении находящихся в государственной собственности субъекта Российской Федерации долей (паев, акций) в капитале указанных предприятий.
3. Инициатива в принятии решения об обязательной продаже может принадлежать Федеральному управлению, предприятию-должнику, кредиторам, имеющим просроченные обязательства предприятия, прокурору, а также Государственному комитету Российской Федерации по управлению государственным имуществом или его территориальному агентству (по результатам анализа баланса предприятий, осуществляемого при подготовке приватизационных документов), другим министерствам и ведомствам Российской Федерации, соответствующим органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления.
4. При принятии решения о признании предприятия неплатежеспособным и имеющим неудовлетворительную структуру баланса Федеральное управление или соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимает решение по вопросу об освобождении руководителя предприятия-должника как не соответствующего занимаемой должности.
Основанием для установления ответственности руководителя за неплатежеспособность предприятия, определенной Указом Президента Российской Федерации от 2 июня 1994 г. N 1114 "О продаже государственных предприятий-должников", является установленная по результатам анализа финансового состояния предприятия в соответствии с утвержденной Правительством Российской Федерации системой критериев для определения неудовлетворительной структуры баланса фактическая неплатежеспособность предприятия с учетом возможного погашения всех государственных долгов. В целях указанного анализа результаты возможного погашения всех государственных долгов оцениваются путем исключения из суммарного объема кредиторской задолженности предприятия суммы, равной платежам по обслуживанию задолженности государства, рассчитанной исходя из объемов и сроков наступления указанной задолженности, дисконтированной по ставке Центрального банка Российской Федерации на момент возникновения задолженности.
5. В случае если установлена фактическая неплатежеспособность предприятия с учетом возможного погашения всех государственных долгов, Федеральное управление или соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации обязаны принять решение об увольнении руководителя предприятия - должника как не соответствующего занимаемой должности и заключить договор подряда на управление предприятием-должником до его продажи новому собственнику с физическим лицом (управляющим), определяемым с учетом мнения соответствующего отраслевого министерства (ведомства).
6. Указанный договор подряда должен предусматривать:
обязательное согласование с Федеральным управлением или соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации заключаемых от имени предприятия-должника сделок, приводящих к отчуждению либо обременению обязательствами основных фондов предприятия;
запрет на внесение активов предприятия-должника в качестве оплаты уставного капитала создаваемых предприятий и организаций;
материальную ответственность управляющего за долги предприятия, возникшие после заключения договора подряда;
вознаграждение управляющего в размере вознаграждения, которое получал руководитель предприятия-должника, а также доли прибыли, полученной предприятием-должником в период управления.
Сделки, заключенные управляющим от имени предприятия-должника с нарушением указанного порядка согласования, признаются недействительными в установленном порядке.
II. Продажа предприятий-должников
7. Под продажей предприятий-должников с сохранением юридического лица понимается продажа имущества предприятий, а также в полном объеме имущественных и личных неимущественных прав предприятий, осуществляемая в соответствии с процедурой установленной настоящим Положением.
Продажа предприятия-должника осуществляется на основании решения Федерального управления или соответствующего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которое может быть принято в отношении любых предприятий-должников, за исключением предприятий, приватизация которых запрещена в соответствии с Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации (далее именуется - Государственная программа приватизации).
8. Объектом продажи предприятия-должника является единый имущественный комплекс предприятия, в состав которого входят основные средства, другие долгосрочные вложения (включая нематериальные активы), оборотные средства и финансовые активы (за исключением имущества предприятия, не подлежащего продаже), пассивы, его имущественные права, права на объекты промышленной и интеллектуальной собственности, земельные участки и иные объекты, а также личные неимущественные права.
При продаже предприятия-должника за ним сохраняется статус юридического лица.
9. В состав имущества предприятия-должника, подлежащего исключению из его имущественного комплекса при продаже, входят:
имущество специального назначения, не подлежащее приватизации в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации;
объекты социально-коммунальной сферы (жилищный фонд, детские дошкольные учреждения и по согласованию с соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления иные жизненно важные для данного региона объекты социальной и коммунальной инфраструктуры).
При продаже предприятия-должника из состава его имущественного комплекса также могут быть исключены объекты, не завершенные строительством.
Имущество специального назначения, не подлежащее приватизации в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации, передается предприятию по специальному соглашению, предусматривающему государственное финансирование и обязательства сторон по эксплуатации или консервации этого имущества. Указанное соглашение является неотъемлемой частью договора купли-продажи. При этом неисполнение государственных обязательств по соглашению прекращает обязательства предприятия по указанному соглашению, но не является основанием для прекращения (расторжения) договора купли-продажи.
Решение о продаже предприятия-должника является одновременно решением о передаче объектов социально-коммунальной сферы в государственную собственность субъекта Российской Федерации или в муниципальную собственность.
Исключенные из состава имущественного комплекса предприятия-должника объекты, не завершенные строительством, подлежат продаже исключительно на аукционах за деньги, при этом до 50 процентов средств, вырученных от продажи указанных объектов, подлежат перечислению предприятию-должнику и могут быть использованы исключительно на удовлетворение требований кредиторов. В случаях исключения имущества из состава имущественного комплекса при продаже предприятия-должника составление разделительного баланса осуществляется Федеральным управлением или соответствующим органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
10. Продажа предприятий-должников осуществляется на коммерческом или инвестиционном конкурсе без ограничения состава участников.
Конкурс может проводиться в открытом и закрытом виде по форме подачи заявок.
11. Правом участия в конкурсе обладают любые физические и юридические (в том числе иностранные) лица, не являющиеся ограничиваемыми лицами, своевременно подавшие документы и внесшие в установленном порядке залог (задаток) в размере 100 процентов от начальной цены предприятия.
Обязанность доказывания своего права на участие в конкурсе и приобретение предприятия-должника лежит на покупателе.
Ограничиваемыми лицами признаются:
юридические лица, не являющиеся покупателями в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации, либо имеющие установленные законодательством Российской Федерации ограничения на максимальный размер приобретаемого, находящегося в собственности или управлении пакета акций (пая, доли) иного предприятия, либо имеющие организационно-правовую форму, не соответствующую Закону РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности";
при продаже предприятия-должника, занимающего доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, - предприятия, действующие на том же товарном рынке, а также юридические и физические лица, контролирующие их капитал в любой форме либо имеющие возможность определяющего влияния на их решения, не получившие согласия антимонопольных органов на приобретение предприятия.
Для участия в конкурсе в дополнение к документам, установленным законодательством Российской Федерации о приватизации, заявители представляют:
документы, удостоверяющие, что заявитель не является ограничиваемым лицом (в том числе в случае, если предприятие-должник занимает доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, - предварительное согласие антимонопольных органов на приобретение предприятия);
справку о депонировании на счете продавца суммы в размере не менее 20 процентов просроченной кредиторской задолженности предприятия-должника за вычетом суммы обязательств предприятия-должника перед покупателем.
Требование иных документов при подаче заявки для участия в конкурсе не допускается.
12. Обязательными условиями конкурса являются:
погашение не менее 20 процентов просроченной кредиторской задолженности предприятия-должника в срок не более одного месяца со дня заключения договора купли-продажи;
обязательство по реорганизации предприятия-должника в месячный срок с момента заключения договора купли-продажи.
В условия конкурса могут быть также включены:
сохранение деятельности предприятия по производству отдельных видов товаров (работ, услуг) - исключительно на основании ходатайства антимонопольных органов в случае, если по указанным видам товаров (работ, услуг) предприятие-должник занимает доминирующее положение на соответствующем товарном рынке;
сохранение численности рабочих мест - исключительно на основании ходатайства местной администрации в случае, если предприятие-должник является градообразующим;
объем инвестиций в предприятие.
Перечень указанных условий конкурса является исчерпывающим; предъявление каких-либо иных условий не допускается.
Об условиях проведения конкурса по продаже предприятий-должников см. также письмо Федерального управления по делам о банкротстве от 29 ноября 1994 г. N ВГ-03/4230
13. Начальная цена предприятия-должника при продаже по конкурсу определяется по данным бухгалтерских документов, на основании которых федеральным управлением принято решение о признании предприятия неплатежеспособным и имеющим неудовлетворительную структуру баланса. Определение начальной цены предприятия-должника, а также учет результатов переоценки основных фондов этого предприятия, проведенной после 1 января 1992 г., осуществляются в порядке, установленном Государственной программой приватизации.
В случае если начальная цена предприятия-должника, определенная в указанном порядке, оказывается меньше 100-кратного размера установленной законодательством Российской Федерации минимальной оплаты труда, начальная цена этого предприятия устанавливается равной 100 минимальным размерам оплаты труда.
14. Конкурсы проводятся в соответствии с процедурой, установленной законодательством Российской Федерации о приватизации.
В случае если в конкурсную комиссию поступила одна заявка, удовлетворяющая условиям конкурса, предприятие-должник продается единственному участнику конкурса по заявленной им цене, с учетом ограничений, установленных настоящим пунктом.
Если в конкурсную комиссию не поступило ни одного предложения, удовлетворяющего условиям конкурса, либо если на конкурсе цена предприятия снизилась более чем на 30 процентов, конкурс объявляется несостоявшимся, а предприятие-должник или его имущество (активы) подлежат продаже в порядке, установленном разделом III настоящего Положения.
15. По результатам проведения конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о приватизации, между продавцом и победителем конкурса (покупателем) заключается договор купли-продажи.
Продавец обязан не позднее трех дней с момента подведения итогов конкурса заключить договор купли-продажи с покупателем, вернуть депонированные средства иных участников конкурса, а также направить средства, депонированные победителем конкурса, на погашение просроченной кредиторской задолженности предприятия-должника всем кредиторам пропорционально суммам долга.
Право собственности переходит к покупателю с момента заключения договора купли-продажи.
Договор купли-продажи подлежит регистрации Российским фондом федерального имущества в течение трех дней с момента поступления его представления.
В случае если приобретенное предприятие имеет просроченную задолженность перед его покупателем, указанное обязательство считается надлежащим образом исполненным и засчитывается в суммарный объем погашенной покупателем просроченной кредиторской задолженности предприятия-должника.
16. Средства, вырученные от продажи предприятий-должников, распределяются в соответствии с разделом V настоящего Положения.
17. С момента заключения договора купли-продажи предприятие-должник считается переданным покупателю. В отношении указанного предприятия покупатель приобретает все права собственника, предусмотренные гражданским законодательством.
В течение месяца с момента заключения договора купли-продажи покупатель обязан осуществить необходимые юридические действия по реорганизации предприятия-должника в соответствии с законодательством Российской Федерации.
18. Принятие решений о продаже предприятий-должников, находящихся в государственной собственности, для которых установлены ограничения в приватизации, осуществляется в порядке, определенном Государственной программой приватизации для рассмотрения вопроса о приватизации объектов и предприятий, отнесенных к разделам 2.2-2.4 Государственной программы приватизации.
При этом запрещение осуществлять продажу может быть принято только Правительством Российской Федерации по федеральным государственным предприятиям, отнесенным к разделам 2.2 и 2.3 Государственной программы приватизации, а по государственным предприятиям, отнесенным к разделу 2.4 этой Программы, - соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае, если до момента принятия решения о запрещении продажи предприятия-должника было принято решение о погашении просроченной кредиторской задолженности указанного предприятия денежными средствами либо государственными краткосрочными обязательствами (по номиналу).
При установлении ограничений на продажу в виде закрепления в государственной собственности пакетов акций предприятие-должник подлежит преобразованию в установленном законодательством Российской Федерации порядке в акционерное общество открытого типа. Передача закрепленных в государственной собственности пакетов акций в уставные капиталы холдинговых компаний не допускается, весь оставшийся после закрепления в государственной собственности пакет акций подлежит продаже в порядке, установленном разделом IV настоящего Положения.
Проведение мероприятий, связанных с подготовкой и принятием указанных в настоящем пункте решений, осуществляется Федеральным управлением.
III. Продажа имущества (активов) предприятий-должников
19. Продажа имущества (активов) ликвидируемого предприятия-должника осуществляется в случаях, если:
конкурс по продаже предприятия-должника признан несостоявшимся либо результаты конкурса аннулированы и по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, участвовавшими в выработке решения о продаже предприятия-должника, не принято решение о проведении повторного конкурса;
по результатам анализа финансового состояния предприятия, осуществляемого Федеральным управлением при принятии решения о признании предприятия неплатежеспособным и имеющим неудовлетворительную структуру баланса, продажа предприятия-должника в порядке, установленном разделом II настоящего Положения, признана нецелесообразной.
Продажа имущества (активов) предприятия-должника осуществляется на основании решения Федерального управления или соответствующего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которое может быть принято в отношении любых предприятий-должников, за исключением предприятий, приватизация которых запрещена в соответствии с Государственной программой приватизации.
20. Решение Федерального управления или соответствующего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации о ликвидации предприятия-должника и продаже его активов доводится в установленном порядке уполномоченным органом до сведения кредиторов предприятия, срок исполнения обязательств перед которыми наступил до момента принятия указанного решения.
Если в течение 30 дней с момента оповещения кредиторов Федеральным управлением или соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации не получено ни одного заявления кредиторов, не имеющих обеспеченных залогом обязательств предприятия, срок исполнения которых наступил, о несогласии с решением о ликвидации предприятия-должника и продаже его активов, указанное решение считается согласованным всеми кредиторами.
Если в указанный срок Федеральным управлением или соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации получено хотя бы одно заявление кредитора, имеющего не обеспеченные залогом обязательства предприятия, срок исполнения которых наступил, о несогласии с решением о ликвидации предприятия-должника, процедуры, предусмотренные настоящим разделом Положения, прекращаются. В случае если предприятие-должник находится в федеральной собственности, Федеральное управление в соответствии с предоставленными ему полномочиями обязано принять меры по подаче заявления о возбуждении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) указанного предприятия в арбитражный суд.
21. Для осуществления мероприятий по ликвидации предприятия-должника Федеральным управлением или соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации образуется ликвидационная комиссия.
В работе ликвидационной комиссии принимают участие специалисты по антикризисному управлению, представители соответствующих министерств и ведомств Российской Федерации, финансовых органов, соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и другие специалисты.
Ликвидационная комиссия в течение месяца с момента ее образования представляет Федеральному управлению либо соответствующему органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации план ликвидации предприятия-должника, разработанный в соответствии с типовым планом ликвидации предприятия, утверждаемым Федеральным управлением. В случае если ликвидационная комиссия не представила в указанный срок план ликвидации предприятия-должника, Федеральное управление или соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации вправе самостоятельно разработать план ликвидации.
План ликвидации предприятия-должника должен содержать:
полное наименование предприятия, юридический адрес и его счета;
сведения о размерах и структуре его активов;
сведения о финансовом состоянии предприятия, размерах и структуре его долга;
перечень мероприятий по взиманию дебиторской задолженности, признанию или отклонению требований кредиторов, опротестованию сделок предприятия, ущемляющих интересы кредиторов;
перечень объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, подлежащих передаче в государственную собственность субъекта Российской Федерации или в муниципальную собственность;
перечень иного имущества предприятия, не подлежащего продаже, и направления его использования;
требования по разделению имущества ликвидируемого предприятия на лоты для продажи;
способ (способы) продажи имущества ликвидируемого предприятия (имущественных лотов), а также начальную цену;
перечень условий, на которых осуществляется продажа имущества (имущественных лотов);
перечень мероприятий по предотвращению негативных социальных последствий ликвидации предприятия;
порядок осуществления расчетов с кредиторами и распределения денежных средств, оставшихся после удовлетворения требований кредиторов.
К плану ликвидации предприятия-должника прилагаются бухгалтерский баланс этого предприятия на момент принятия решения о признании его неплатежеспособным и имеющим неудовлетворительную структуру баланса, а также список кредиторов с указанием сумм их требований.
Разделение имущества ликвидируемого предприятия-должника на лоты для продажи осуществляется в соответствии с положением, утверждаемым Федеральным управлением, исходя из приоритетов сохранения производственных структур предприятия, производящих пользующуюся спросом конечную продукцию либо имеющих возможность перепрофилирования на выпуск такой продукции.
22. Продажа активов (имущественных лотов) ликвидируемых предприятий-должников осуществляется на аукционах, коммерческих или инвестиционных конкурсах в соответствии со способами, определенными планом ликвидации.
Правом приобретения активов ликвидируемого предприятия-должника обладают любые физические и юридические (в том числе иностранные) лица, не являющиеся ограничиваемыми лицами в соответствии с пунктом 11 настоящего Положения, своевременно подавшие необходимые документы и внесшие в установленном порядке залог (задаток) в размере 100 процентов от начальной цены имущественного лота.
Обязанность доказывания своего права на приобретение активов предприятия-должника лежит на покупателе.
Продажа имущественных лотов предприятия-должника осуществляется в соответствии с процедурами, установленными законодательством Российской Федерации о приватизации для соответствующих способов приватизации. При осуществлении указанных продаж продаваемые лоты не могут обременяться обязательствами ликвидируемого предприятия-должника.
Активы ликвидируемого предприятия-должника, не реализованные в соответствии с установленными планом ликвидации способами, подлежат продаже на денежном аукционе в порядке, определяемом ликвидационной комиссией, при этом ограничение на цену продажи указанного имущества не устанавливается.
23. По результатам продажи каждого имущественного лота в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о приватизации, между продавцом и покупателем заключается договор купли-продажи.
Право собственности на приобретенные имущественные лоты переходит к покупателю с момента заключения договора купли-продажи.
Договор купли-продажи подлежит регистрации Российским фондом федерального имущества в течение трех дней с момента поступления средств на счет продавца.
24. Средства, вырученные от реализации имущества ликвидируемого предприятия-должника, а также полученные за счет взимания дебиторской задолженности и опротестования сделок предприятия-должника, ущемляющих интересы кредиторов, поступают в распоряжение ликвидационной комиссии и, за вычетом средств, необходимых для организации продажи имущества этого предприятия, направляются на осуществление мероприятий по ликвидации, а также удовлетворение требований кредиторов в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. Оставшиеся средства распределяются в соответствии с разделом V настоящего Положения.
25. Не позднее 15 дней с момента завершения продажи активов ликвидируемого предприятия-должника ликвидационная комиссия обязана представить ликвидационный баланс на утверждение Федеральному управлению или соответствующему органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Абзац второй утратил силу с 1 июля 2002 г.
См. текст абзаца второго пункта 25
IV. Продажа находящихся в государственной собственности долей (паев, акций) предприятий-должников
26. Продажа находящихся в государственной собственности долей (паев, акций) в капитале предприятий-должников осуществляется на основании соответствующих решений Федерального управления или соответствующего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случаях, если:
продается весь оставшийся после закрепления в государственной собственности пакет акций акционерного общества открытого типа, образованного в результате преобразования предприятия-должника в соответствии с пунктом 18 настоящего Положения;
реализуются ранее закрепленный в государственной собственности пакет акций акционерного общества открытого типа, образованного в процессе приватизации (на основании соответствующего решения органа, принимавшего решение о закреплении указанного пакета в государственной собственности), а также нереализованные пакеты акций акционерных обществ;
осуществляется продажа находящихся в государственной собственности долей (паев, акций) иных предприятий.
Правила, установленные настоящим разделом Положения, распространяются на находящиеся в государственной собственности доли (паи, акции) в капитале предприятий-должников вне зависимости от размеров указанных долей.
27. В случае, если ранее решением соответствующего органа пакет акций предприятия-должника был закреплен в государственной собственности, он подлежит уменьшению:
при закрепленном пакете акций в размере более 38 процентов акций - до 25,5 процента акций с продажей всех высвобожденных акций;
при закрепленном пакете акций, равном или меньшем 38 процентов акций, - одна акция из числа закрепленных конвертируется в "Золотую акцию-" с продажей всех высвобожденных акций.
Решение о продаже находящихся в государственной собственности акций предприятия-должника прекращает ранее установленные полномочия любых лиц по управлению закрепленным в государственной собственности пакетом акций.
В случае если ранее закрепленные в государственной собственности пакеты акций предприятия-должника были переданы в доверительную собственность (траст), представитель государства вправе в установленном порядке потребовать расторжения договора траста и привлечения доверительного собственника к установленной законом и договором ответственности, если хотя бы одной из причин, повлекших неплатежеспособность предприятия, явились его неправомерные либо некомпетентные действия.
Нереализованные пакеты акций акционерных обществ, образованных в процессе приватизации, а также находящиеся в государственной собственности пакеты акций иных акционерных обществ открытого типа подлежат продаже в полном объеме.
28. Доли (паи, акции) в капитале товариществ и акционерных обществ закрытого типа, находящиеся в государственной собственности, подлежат продаже в полном объеме, при этом состав участников торгов ограничивается лицами, получившими в установленном порядке согласие остальных участников товарищества (общества) на приобретение указанной доли. В случае если торги признаются несостоявшимися либо их результаты аннулируются, уполномоченный орган вправе предпринять меры по определению и выделению находящейся в государственной собственности доли с последующей ее продажей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о приватизации.
29. Продажа указанных в разделе IV настоящего Положения долей (паев, акций) осуществляется на аукционе, который проводится в соответствии с процедурой, установленной законодательством Российской Федерации о приватизации, с учетом требований настоящего Положения.
30. По результатам продажи долей (паев, акций) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о приватизации, между продавцом и покупателем заключается договор купли-продажи.
Право собственности на приобретенные доли (пая, акции) переходит к покупателю с момента заключения договора купли-продажи.
31. Средства, вырученные в результате проведения аукционов, распределяются в соответствии с разделом V настоящего Положения.
V. Органы, осуществляющие продажу предприятий-должников. Использование средств от продажи
32. Продажу предприятий-должников, а также имущества (активов) ликвидируемых предприятий-должников осуществляют соответствующие фонды имущества или уполномоченные ими лица.
33. Продажу долей (паев, акций) предприятий-должников осуществляют соответствующие фонды имущества или уполномоченные ими лица.
34. Средства от продажи предприятий-должников, имущества (активов) ликвидируемых предприятий-должников, а также находящихся в государственной собственности долей (паев, акций) направляются:
на целевое финансирование содержания объектов социально-культурной сферы предприятий-должников, передаваемых в государственную собственность соответствующего субъекта Российской Федерации или в муниципальную собственность;
на финансирование мероприятий по оздоровлению предприятий-должников и предотвращению негативных социальных последствий банкротств, в том числе на социальное страхование работников предприятий-должников, осуществление мероприятий по антикризисному управлению предприятиями-должниками, подготовку специалистов по антикризисному управлению;
органам, обеспечивающим и осуществляющим продажу предприятий-должников, их имущества (активов), а также акций (долей, паев).
При этом на целевое финансирование содержания объектов социально-культурной сферы направляется не менее 50 процентов указанных средств.
При распределении средств от продажи объектов, не завершенных строительством, исключенных их состава имущественного комплекса предприятий-должников, подлежат распределению 50 процентов средств, вырученных от продажи указанных объектов.
Нормативы распределения средств, полученных от продажи предприятий-должников, находившихся в федеральной собственности, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Нормативы распределения средств, полученных от продажи предприятий-должников, находившихся в государственной собственности субъектов Российской Федерации, устанавливаются субъектами Российской Федерации самостоятельно.
VI. Заключительные положения
35. Если на момент принятия решения об обязательной продаже предприятия-должника, находящегося в федеральной собственности, в арбитражном суде рассматривается дело о несостоятельности (банкротстве) указанного предприятия, Федеральное управление обязано заявить в арбитражный суд ходатайство о проведении внешнего управления имуществом предприятия-должника.
В случае удовлетворения арбитражным судом ходатайства о проведении внешнего управления мероприятия по реализации указанного решения включаются в план проведения внешнего управления имуществом предприятия-должника.
36. Если производство по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия, находящегося в федеральной собственности, возбуждается после принятия Федеральным управлением решения об обязательной продаже предприятия-должника, Федеральное управление обязано заявить в арбитражный суд ходатайство о приостановлении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) данного предприятия на срок, необходимый для реализации указанного решения, но не более чем на 6 месяцев.
37. В случае необходимости Правительство Российской Федерации принимает в дополнение к настоящему Положению нормативные акты по порядку продажи предприятий-должников.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Указ Президента РФ от 2 июня 1994 г. N 1114 "О продаже государственных предприятий-должников"
Настоящий Указ вступает в силу с момента его опубликования
Текст Указа опубликован в "Российской газете" от 4, 7 июня 1994 г. N 105, 106, в Собрании законодательства Российской Федерации от 6 июня 1994 г. N 6 ст. 592
Указом Президента РФ от 2 февраля 2005 г. N 116 настоящий Указ признан утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Указ Президента РФ от 21 октября 2002 г. N 1209
Указ Президента РФ от 5 октября 2002 г. N 1129