Приложение 1
к приказу Минфина РФ
от 19 декабря 2003 г. N 399
Порядок проведения мониторинга бюджетного сектора
I. Общие положения
1. Мониторинг бюджетного сектора (далее именуется - мониторинг) проводится в соответствии с установленными настоящим Порядком формами мониторинга главными распорядителями средств федерального бюджета (далее - ГРБС).
Мониторинг распространяется на всех распорядителей средств федерального бюджета (далее - РБС) и получателей средств федерального бюджета (далее - ПБС) соответствующего главного распорядителя средств федерального бюджета.
См. приказ МПР РФ от 23 января 2004 г. N 56 "Об организации и проведении мониторинга бюджетного сектора в системе МПР России"
2. Заполненные формы мониторинга и приложения к ним представляются ГРБС в соответствующие департаменты Минфина России с сопроводительным письмом за подписью руководителя (уполномоченного заместителя руководителя) главного распорядителя средств федерального бюджета на бумажном носителе, а также на электронном носителе в формате Excel (на дискете или по электронной почте) в следующие сроки:
на отчетные даты 01.01.2004, 01.01.2005 и 01.01.2006 - не позднее 15.02 соответствующего года;
на отчетные даты 01.05.2004 и 01.05.2005 - не позднее 20.05 соответствующего года.
Приложения к формам мониторинга (за исключением приложения 9.1) на 01.05.2004 и 01.05.2005 представляются в виде изменений и дополнений к соответствующему приложению по состоянию на начало года.
В случае необходимости к каждой из форм мониторинга и приложениям к ней может прилагаться пояснение особенностей определения (расчета) отдельных показателей.
3. В строках "Отчет" форм мониторинга приводится значение соответствующего показателя на последнюю и предыдущие (начиная с 1 января 2004 года) отчетные даты в соответствии с данными реестра распорядителей и получателей средств федерального бюджета и иными данными бюджетной отчетности (учета).
В случае отсутствия на момент представления форм мониторинга данных бюджетной отчетности (учета) представляются плановые показатели на соответствующую дату в части объемов финансирования - данные уточненной сводной бюджетной росписи, сметы расходов, показатели, используемые при составлении проекта федерального бюджета на соответствующий год и т.д. Характер представленных данных указывается в пояснении к форме мониторинга. При этом по всем формам мониторинга используются единые данные, примененные в форме 1.
При заполнении форм мониторинга в части объемов финансирования следует указывать значения:
в строке "2003 год" - на отчетную дату 01.01.2004 - данные из уточненной сводной бюджетной росписи на 2003 год, на отчетную дату 01.05.2004 - данные бухгалтерской отчетности, в дальнейшем эти показатели не корректируются;
в строке "2004 год" - на отчетные даты 01.01.2004 и 01.05.2004 - данные сводной бюджетной росписи на 2004 год, на отчетную дату 01.0120.05 - данные уточненной сводной росписи на 2004 год, на отчетную дату 01.05.2005 - данные бухгалтерской отчетности, в дальнейшем эти показатели не корректируются;
в строке "2005 год" - на отчетные даты 01.01.2005 и 01.05.2005 - данные сводной бюджетной росписи на 2005 год, на отчетную дату 01.01.2006 - данные уточненной сводной росписи.
4. В строке "План" приводятся контрольные значения на все даты, указанные в форме (за исключением 01.01.2004). При представлении формы мониторинга на очередную отчетную дату допускается изменение контрольных значений (с внесением соответствующих изменений в план мер по оптимизации сети получателей средств федерального бюджета) на последующие отчетные даты.
II. Формы мониторинга и порядок их заполнения
5. Форма 1 "Организационно-правовая форма конечных получателей бюджетных средств" характеризует количество и объемы финансирования конечных (не являющихся распорядителями бюджетных средств) получателей средств федерального бюджета с выделением их основных организационно-правовых форм.
Форма 1 представляется в следующем виде:
Форма 1
В приложении 1.1 к указанной форме приводится перечень учреждений федерального подчинения (в том числе подведомственных другим ГРБС), федеральных государственных унитарных (включая казенные) предприятий, учреждений и унитарных предприятий субъектов Российской Федерации, муниципальных учреждений и муниципальных унитарных предприятий, получавших в отчетном периоде (с начала финансового года) средства из федерального бюджета от ГРБС, по которому заполняется форма, с приложением, указывающим по каждому учреждению (предприятию) срок прекращения финансирования из федерального бюджета либо обоснованием его сохранения.
6. Форма 2 "Структура управления средствами главного распорядителя средств федерального бюджета по уровням администрирования" характеризует количество уровней управления средствами федерального бюджета в системе главного распорядителя средств федерального бюджета.
Форма 2 представляется в следующем виде:
Форма 2
В таблице 1 приведен условный пример структуры управления средствами федерального бюджета.
Таблица 1
1 |
Главный распорядитель средств федерального бюджета Бюджетное финансирование - 250 млн. руб. (в том числе 50 млн. руб. - финансирование деятельности самого ГРБС) |
||||||||||
2 |
РБС N 1 (подчинен ГРБС) 100 млн. руб. |
РБС N 2 (подчинен ГРБС) 80 млн. руб. |
ПБС - ФГУ (подчинен ГРБС) 20 млн. руб. |
||||||||
3 |
РБС N 1.1 (подчинен РБС N 1) 50 млн. руб. |
РБС N 1.2 (подчинен РБС N 1) 40 млн. руб. |
РБС N 2.1 (подчинен РБС N 2) 20 млн. руб. |
РБС N 2.2 (подчинен N 2 РБС) 50 млн. руб. |
|||||||
4 |
РБС N 1.1.1 (подчинен субъекту РФ) 30 млн. руб. |
ПБС - ФГУ 15 млн. руб. |
ПБС - ФГУ 15 млн. руб. |
ПБС - ФГУ 20 млн. руб. |
ПБС - ФГУП 5 млн. руб. |
ПБС - ФГУП 10 млн. руб. |
РБС N 2.2.1 (подчинен МСУ) 20 млн. руб. |
ПБС - ФГУ 20 млн. руб. |
|||
5 |
РБС N 1.1.1.1 (подчинен МСУ) 20 млн. руб. |
ПБС - РГУ 10 млн. руб. |
ПБС - МУП 10 млн. руб. |
||||||||
6 |
ПБС - МУП 5 млн. руб. |
ПБС - МУ 8 млн. руб. |
Обозначения: ФГУП - федеральное государственное унитарное предприятие, ФГУ - федеральное государственное учреждение, РГУ - региональное (субъекта РФ) государственное учреждение, МУП - муниципальное унитарное предприятие, МУ - муниципальное учреждение, МСУ - местное самоуправление.
В данном случае форма 2 в части отчетных показателей на 01.01.2004 будет выглядеть следующим образом (аналогично заполняются плановые показатели на отчетные даты 2004 - 2005 гг.):
Дата |
|
РБС и ПБС второго уровня (подведомственные непосредственно ГРБС) |
РБС и ПБС третьего уровня (подведомственные ГРБС и одному РБС) |
РБС и ПБС четвертого уровня (подведомственные ГРБС и двум РБС) |
РБС и ПБС пятого уровня (подведомственные ГРБС и трем РБС) |
РБС и ПБС шестого и больших уровней (подведомственные ГРБС и более чем трем РБС) |
|
2.1. Количество РБС, ед. | |||||||
01.01.2004 |
Отчет |
2 |
4 |
2 |
1 |
0 |
|
2.2 Объемы финансирования, млн. рублей | |||||||
2003 г. |
Отчет |
180 |
160 |
50 |
20 |
0 |
|
2.3 Количество конечных ПБС, ед. | |||||||
01.01.2004 |
Отчет |
1 |
6 |
2 |
2 |
0 |
|
2.4 Объемы финансирования, млн. рублей | |||||||
2003 г. |
Отчет |
20 |
85 |
20 |
13 |
0 |
В приложении 2.1 к форме 2 приводится перечень подведомственных ГРБС распорядителей бюджетных средств всех уровней с указанием распределения между ними ПБС и объемов финансирования в отчетном и плановом периоде (с выделением расходов на финансирование РБС и подведомственной ему сети РБС и ПБС).
В данном приложении каждому РБС присваивается код (порядковый номер) в соответствии с соподчиненностью РБС. Количество позиций кода должно отражать уровень РБС, значение числа каждой позиции - порядковый номер соответствующего РБС. В случае, если РБС являются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, их кодификация производится в последовательности, применяемой Госкомстатом России. При этом по каждому РБС четвертого и более уровней указывается, предусматривается ли планом мер по оптимизации сети главного распорядителя его сохранение или ликвидация (в т.ч. с передачей функций вышестоящему РБС или в негосударственный сектор).
Приложение 2.1, составленное по данным таблицы 1, должно выглядеть следующим образом:
Приложение 2.1.
Перечень распорядителей бюджетных средств,подведомственных главному распорядителю бюджетных средств федерального бюджета по состоянию на 01.01.2004
Код |
Наименования РБС |
Количество РБС |
Количество ПБС |
Объем финансирования, тыс.руб. |
План в отношении РБС 4-го и более уровней |
|||
2003 г. |
2004 г. (план) |
|||||||
|
|
|
|
РБС |
Сеть |
РБС |
Сеть |
|
1 |
|
2 |
0 |
100 |
90 |
|
|
|
1.1 |
|
1 |
1 |
50 |
45 |
|
|
|
1.1.1 |
|
1 |
1 |
30 |
30 |
|
|
|
1.1.1.1 |
|
0 |
2 |
20 |
13 |
|
|
Сохраняется (обоснование) |
1.2 |
|
0 |
2 |
40 |
35 |
|
|
|
2 |
|
2 |
0 |
80 |
70 |
|
|
|
2.1 |
|
0 |
2 |
20 |
15 |
|
|
|
2.2 |
|
1 |
1 |
50 |
40 |
|
|
|
2.2.1 |
|
0 |
1 |
20 |
10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7. Форма 3 "Состав реестра распорядителей средств федерального бюджета по количеству подотчетных администраторов (распорядителей и конечных получателей) бюджетных средств" характеризует состав распорядителей бюджетных средств по количеству подотчетных им администраторов (распорядителей и получателей) средств федерального бюджета.
Форма 3 представляется в следующем виде:
Форма 3
В приведенном в таблице 1 условном примере нет ни одного распорядителя бюджетных средств, которому было бы непосредственно подотчетно более 5 администраторов бюджетных средств (наибольшее количество администраторов - 3 - подотчетно главному распорядителю средств федерального бюджета).
Соответственно, форма 3 в части отчетных на 01.01.04 будет выглядеть следующим образом (аналогично заполняются плановые показатели на отчетные даты 2004 - 2005 гг.):
Дата |
|
Количество РБС, которым непосредственно подотчетны |
||||
менее 6 РБС и ПБС |
в т.ч. один РБС (ПБС) |
от 6 до 15 РБС и ПБС |
от 15 до 30 РБС и ПБС |
свыше 30 РБС и ПБС |
||
А |
Б |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
3.1 Количество РБС, ед. | ||||||
01.01.2004 |
Отчет |
8 |
1 |
0 |
0 |
0 |
01.05.2004 |
Отчет |
|
|
|
|
|
01.01.2005 |
План |
|
|
|
|
|
Отчет |
|
|
|
|
|
|
01.05.2005 |
Отчет |
|
|
|
|
|
01.01.2006 |
План |
|
|
|
|
|
Отчет |
|
|
|
|
|
В приложении 3.1 к указанной форме приводится перечень РБС, которым подведомственно менее шести администраторов бюджетных средств.
Приложение 3.1 представляется в следующем виде:
Код РБС |
Наименование РБС |
Подотчетные администраторы (наименование, для РБС с указанием кода) |
План |
||||
N 1 |
N 2 |
N 3 |
N 4 |
N 5 |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
По каждому РБС, включенному в данное приложение, в столбце "План" указывается, предусматривается ли планом мер по оптимизации бюджетного сектора ГРБС его сохранение или объединение с другими РБС, включение в состав другого РБС, ликвидация с передачей функций в негосударственный сектор и т.д.
8. Форма 4 "Структура управления средствами главного распорядителя средств федерального бюджета по подведомственности распорядителей и конечных получателей средств федерального бюджета" характеризует количество и объемы финансирования РБС и ПБС, административно не подчиненных ГРБС (с выделением учреждений). Форма 4 представляется в следующем виде:
Форма 4
В данном случае форма 4 на отчетную дату будет выглядеть следующим образом (с учетом объемов финансирования и подчиненности, представленных в таблице 1):
Дата |
|
по ГРБС (объем финансирования указывается без учета ассигнований на собственное содержание ГРБС): |
|||||
всего |
в том числе по РБС и ПБС, административно не подчиненным главному распорядителю бюджетных средств |
||||||
всего |
из них: |
||||||
|
по федеральным органам государственной власти Российской Федерации или иным организациям федерального подчинения |
по органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственным им организациям |
по органам местного самоуправления и подведомственным им организациям |
по прочим РБС и ПБС, административно не подчиненным главному распорядителю бюджетных средств |
|||
4.1. Количество РБС, ед. | |||||||
01.01.2004 |
Отчет |
9 |
4 |
1 |
1 |
2 |
0 |
4.2. Объемы финансирования, тыс.руб. | |||||||
2003 г. |
Отчет |
200 |
90 |
20 |
30 |
40 |
0 |
4.3. Количество ПБС, ед. | |||||||
01.01.2004 |
Отчет |
11 |
6 |
2 |
3 |
1 |
0 |
4.3.1. Из них учреждения, ед. | |||||||
01.01.2004 |
Отчет |
7 |
2 |
0 |
2 |
1 |
0 |
4.4. Объемы финансирования ПБС, тыс.руб. | |||||||
2003 г. |
Отчет |
138 |
48 |
15 |
23 |
23 |
0 |
4.4.1. В том числе учреждения по сметам, тыс.руб. | |||||||
2003 г. |
Отчет |
118 |
18 |
0 |
18 |
8 |
0 |
В приложении 4.1 к указанной форме приводится перечень РБС, административно не подчиненных ГРБС, с указанием по каждому такому РБС количества подотчетных ему ПБС, в том числе государственных или муниципальных учреждений, объемов финансирования и планов главного распорядителя средств федерального бюджета в отношении данных РБС (делегирование соответствующих полномочий субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям с предоставлением субвенций, создание территориальных органов главного распорядителя средств федерального бюджета, передача администрирования расходов вышестоящим РБС, некоммерческим организациям и т.д.).
9. Форма 5 "Численность занятых в государственных учреждениях, подведомственных главному распорядителю средств федерального бюджета" характеризует распределение федеральных государственных учреждений (включая РБС), подведомственных главному распорядителю бюджетных средств, по штатной численности занятых.
Форма 5 представляется в следующем виде:
Форма 5
В приложении 5.1 к указанной форме приводится перечень федеральных государственных учреждений (включая РБС) с численностью занятых менее 20 человек с указанием по каждому такому учреждению численности занятых, объемов бюджетного и внебюджетного финансирования и планов главного распорядителя средств федерального бюджета в отношении данного учреждения (сохранение, присоединение к другому учреждению, объединение с другими учреждениями в новое учреждение, ликвидация, преобразование в другие организационно-правовые формы и т.д.).
10. Форма 6 "Отдельные виды государственных учреждений, подведомственных главному распорядителю средств федерального бюджета" характеризует количество непрофильных федеральных государственных учреждений, подведомственных главному распорядителю средств федерального бюджета, а также среднегодовую численность занятых и объемы финансирования этих учреждений.
К непрофильным федеральным государственным учреждениям, применительно к форме 6, должны быть отнесены:
1. учреждения, не относящиеся к основному направлению деятельности ГРБС (например, учреждения образования, не подведомственные Минобразования России; учреждения здравоохранения, не подведомственные Минздраву России и т.д.) (графы 2, 5 и 8 формы);
2. учреждения, не имеющие федерального значения и находящиеся (подлежащие передаче) в ведении субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований (например, детские сады, общеобразовательные школы, поликлиники и т.д.) (графы 3, 6 и 9 формы).
В форме 6 приводятся данные по следующим типам государственных учреждений, находящихся в ведении ГРБС, заполняющего форму:
высшие учебные заведения, учебные центры, учреждения переподготовки и повышения квалификации, прочие учреждения высшего образования;
учреждения начального и среднего профессионального образования (профессионально-технические училища, средние специальные учебные заведения, техникумы, колледжи и пр.);
детские дошкольные учреждения, учреждения общего образования;
учреждения здравоохранения (больницы, поликлиники, амбулатории), физкультуры и спорта;
дома и базы отдыха, пансионаты, санатории, профилактории;
учреждения культуры.
Форма 6 представляется в следующем виде:
Форма 6
В приложении 6.1 к указанной форме приводится полный перечень учреждений образования (дошкольного образования, общего образования, начального, среднего и высшего профессионального образования, переподготовки и повышения квалификации кадров, прочих учреждений образования), здравоохранения, физкультуры и спорта, социального обеспечения, домов и баз отдыха, пансионатов, санаториев, профилакториев, учреждений культуры. Отдельно указываются ведомственные учреждения здравоохранения, выполняющие специальные функции, непосредственно связанные с деятельностью соответствующего ГРБС.
По каждому учреждению, включенному в данный перечень, указывается штатная численность занятых, объемы бюджетного и внебюджетного финансирования и планы главного распорядителя средств федерального бюджета в отношении данного учреждения (сохранение, с приведением обоснования, в ведении главного распорядителя средств федерального бюджета, передача в ведение профильного ГРБС, передача в ведение/собственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления, преобразование в иные организационно-правовые формы, ликвидация).
Строка "План на 01.01.2006" (планируемые объемы финансирования на 2005 г.) по столбцам 7, 8, 9 заполняется при составлении формы 6 на 01.01.2005.
11. Форма 7 "Объемы бюджетного и внебюджетного финансирования по распорядителям бюджетных средств и учреждениям, для которых доля внебюджетного финансирования в отчетном периоде превышала 25% от суммы средств федерального бюджета, млн.руб." характеризует подведомственные главному распорядителю средств федерального бюджета РБС и государственные учреждения по соотношению бюджетного и внебюджетного финансирования. В форме приводятся данные по РБС всех уровней, а также по государственным учреждениям, для которых доля внебюджетных доходов в отчетном периоде (2003 г., 4 месяца 2004 г., 2004 г., 4 месяца 2005 г. и 2005 г.) превышает 25% от суммы финансирования из федерального бюджета.
Форма 7 представляется в следующем виде:
Форма 7
Отчетный период: __________
По каждому РБС и включенному в форму 7 учреждению указываются объемы финансирования в отчетном периоде (нарастающим итогом с начала финансового года) по соответствующим источникам. При этом для РБС в расчет принимаются как средства, направляемые на содержание РБС, так и средства, администрируемые нижестоящими РБС и ПБС. В столбце "План" указывается планируемый на начало 2006 г. статус РБС или учреждения (сохранение в нынешнем виде, преобразование в некоммерческие организации, преобразование в хозяйственные общества и т.д.).
12. В форме 8 "Значения контрольных индикаторов мониторинга" приводятся значения контрольных индикаторов мониторинга в отчетном периоде.
Форма 8 представляется в следующем виде:
Форма 8
Значения индикаторов рассчитываются главным распорядителем средств федерального бюджета по данным, представленным в соответствующих формах мониторинга. Например, по индикатору 1 при составлении формы 8 указывается отношение числа федеральных государственных учреждений на отчетную (01.05.2004 и т.д.) и обе плановые даты к числу учреждений на начало мониторинга (01.01.2004) по данным столбца 1 показателя 1.1 формы 1.
В столбце "Критерий оценки" указывается оптимальное значение соответствующего индикатора для данного ГРБС.
13. Форма 9 "Сводная оценка состояния бюджетного сектора" отражает сводную оценку состояния бюджетного сектора по соответствующему ГРБС, а также степень выполнения и степень напряженности плана мер по оптимизации бюджетного сектора.
Форма 9 представляется в следующем виде:
Форма 9
Дата |
Средние значения (приложение 9.1) |
В среднем |
||||
Отношение к значению показателя на отчетную дату |
Отношение критерия оценки к плановому значению на |
|||||
планового значения на 01.01.2005 |
планового значения на 01.01.2006 |
критерия оценки |
01.01.2005 |
01.01.2006 |
||
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
01.01.2004 |
|
|
|
|
|
|
01.05.2004 |
|
|
|
|
|
|
01.01.2005 |
|
|
|
|
|
|
01.05.2005 |
|
|
|
|
|
|
01.01.2006 |
|
|
|
|
|
|
Расчет показателей формы 9 приводится в приложении 9.1 (представляется на каждую отчетную дату) в следующем виде:
Показатель (форма 8) |
Отношение к значению показателя на отчетную дату |
Отношение критерия оценки к плановому значению на |
|||
планового значения на 01.01.2005 |
планового значения на 01.01.2006 |
критерия оценки |
01.01.2005 |
01.01.2006 |
|
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В среднем |
|
|
|
|
|
_____________________________
* Рассчитывается как отношение планового показателя к отчетному.
В приложении 9.1 для показателей 1 - 14 формы 8 значения на отчетную дату делятся на плановые значения на 1 января 2005 г. и 1 января 2006 г. и на значение, установленное в форме 8 в качестве критерия оценки, для показателей 15 - 19 плановые значения и значение, установленное в качестве критерия оценки делятся на соответствующее значение на отчетную дату. После этого по каждому столбцу определяется среднее арифметическое значение указанных отношений.
Среднее значение по столбцу 1 отражает степень достижения на отчетную дату плановых значений на 01.01.2005, по столбцу 2 - плановых значений на 01.01.2006, по столбцу 3 - значений, принятых в качестве критерия оценки состояния бюджетного сектора. Среднее значение по столбцу 4 отражает степень напряженности плана по оптимизации бюджетного сектора на 2004 г., по столбцу 5 - степень напряженности плана по оптимизации бюджетного сектора на 2004 - 2005 гг.
III. Требования к планам мер по оптимизации бюджетного сектора
14. План мер по оптимизации бюджетного сектора (далее именуется План мер) разрабатывается главным распорядителем средств федерального бюджета на 2004 - 2005 гг. и утверждается руководителем главного распорядителя средств федерального бюджета.
План мер представляется в соответствующие департаменты Минфина России согласно приложению 2 к приказу не позднее 15 февраля 2004 года.
15. План мер должен содержать:
контрольные (целевые) значения показателей форм мониторинга;
обоснование и сроки реализации мероприятий, обеспечивающих достижение каждого из контрольных значений показателей в увязке с датами проведения мониторинга;
группировку подведомственных главному распорядителю средств федерального бюджета государственных учреждений и предприятий по следующим позициям: 1) учреждения (предприятия), сохраняющиеся в нынешнем статусе; 2) учреждения (предприятия), подлежащие передаче в ведение другим главным распорядителям средств федерального бюджета; 3) учреждения (предприятия), подлежащие передаче субъектам Российской Федерации или органам местного самоуправления; 4) учреждения, подлежащие преобразованию в некоммерческие организации; 5) учреждения (предприятия), подлежащие преобразованию в хозяйственные общества (приватизации); 6) учреждения (предприятия), подлежащие присоединению к другим учреждениям (предприятиям); 7) учреждения (предприятия), подлежащие ликвидации;
обоснование (расчеты) экономии средств федерального бюджета (в расчете на год) в результате оптимизации бюджетного сектора, а также предложений об использовании указанной экономии в 2005 году.