Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Федеральной службы по тарифам РФ
от 24 августа 2004 г. N 45-э/4
Методические указания
по расчету тарифов на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике
I. Общие положения
1. Настоящие "Методические указания по расчету тарифов на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике" (далее - Методические указания) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 14 апреля 1995 г. N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 16, ст. 1316; 1999, N 7, ст. 880; 2003, N 2, ст. 158; N 13, ст. 1180; N 28, ст. 2894), Федеральным законом от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 13, ст. 1177), Федеральным законом "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" от 26 марта 2003 г. N 36-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 13, ст. 1178), Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации (далее - Основы ценообразования) и Правилами государственного регулирования и применения тарифов (цен) на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации (далее - Правила регулирования), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 г. N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 9, ст. 791).
2. Методические указания определяют основные положения расчета тарифов на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, оказываемые субъектами оперативно-диспетчерского управления, и предназначены для использования федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий (далее Служба) и Системным оператором и иными субъектами оперативно-диспетчерского управления.
3. Понятия, используемые в настоящих Методических указаниях, соответствуют определениям, данным в Федеральном законе от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003 г., N 13, ст. 1177) и в постановлении Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 г. N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии" .
II. Основные методические положения по расчету тарифов на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике
4. Расчет тарифов на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике (далее - услуги) осуществляется исходя из принципа обязательного раздельного учета доходов и расходов субъектов оперативно-диспетчерского управления по видам деятельности в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июля 1998 г. N 700 "О введении раздельного учета затрат по регулируемым видам деятельности в энергетике" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 28, ст. 3357).
5. Экономически обоснованный размер тарифов на услуги рассчитывается исходя из необходимости компенсации субъекту оперативно-диспетчерского управления расходов, связанных с оказанием услуг, и обеспечения экономически обоснованной прибылью.
6. В случае, если субъект оперативно-диспетчерского управления, кроме деятельности по оказанию услуг, осуществляет иные виды деятельности, расходы на их осуществление и полученные доходы от этой деятельности не учитываются при расчете размера тарифов на указанные услуги.
7. Избыточные и непроизводительные расходы исключаются из размера платы. Основания для исключения указанных расходов приведены в пункте 7 Основ ценообразования.
8. Выявленные по данным отчетности не использованные в течение базового периода регулирования средства по отдельным статьям расходов учитываются Службой при установлении размера платы на следующий период регулирования в качестве источника покрытия расходов следующего периода регулирования.
9. В случае, если субъект оперативно-диспетчерского управления в течение расчетного периода регулирования понес экономически обоснованные расходы, не учтенные при установлении размера платы на расчетный период регулирования, в том числе расходы, связанные с объективным и незапланированным ростом цен на продукцию, потребляемую в течение расчетного периода регулирования, эти расходы учитываются Службой при установлении размера платы на последующий расчетный период регулирования (включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств).
10. Служба на основе предварительно согласованных с ней мероприятий по сокращению расходов субъекта оперативно-диспетчерского управления в соответствии с пунктом 8 Основ ценообразования обязана в течение 2 лет после окончания срока окупаемости затрат на проведение этих мероприятий сохранять расчетный уровень расходов, сложившихся в период, предшествующий сокращению расходов.
11. Необходимая валовая выручка (далее - НВВ) на период регулирования для покрытия обоснованных расходов, связанных с оказанием услуг с учетом корректировки по избытку (исключению необоснованных расходов) средств и возмещению недостатка средств рассчитывается по формуле:
НВВ = НВВ +-Дельта НВВ, (1)
р
где:
НВВ - необходимый доход субъекта оперативно-диспетчерского
р управления в расчетном периоде, обеспечивающий компенсацию
экономически обоснованных расходов на оказание услуг и
получение прибыли, определяемой в соответствии с настоящими
Методическими указаниями (тыс. руб);
Дельта НВВ - экономически обоснованные расходы субъекта оперативно-
диспетчерского управления, подлежащие возмещению (со
знаком "+") и исключению из НВВ_р (со знаком "-") в
соответствии с пунктами 7, 8, 9 и 10 настоящих
Методических указаний (тыс. руб.).
III. Расчет расходов, относимых на услуги субъекта оперативно-диспетчерского управления
12. Определение состава расходов и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с Федеральным законом "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации, Основами ценообразования и настоящими Методическими указаниями.
13. Расчет расходов, связанных с оказанием услуг, производится по следующим составляющим:
- сырье и материалы, используемые для производственных и хозяйственных нужд - исходя из действующих норм и цен на сырье и материалы, определяемых в соответствии с пунктом 36 Основ ценообразования;
- покупная энергия всех видов, расходуемая на технологические цели, отопление зданий, - исходя из расчетных объемов потребления и тарифов, прогнозируемых на период регулирования;
- работы и услуги производственного характера, выполняемые сторонними организациями и (или) подразделениями самой организации, а также услуги по оперативно-диспетчерскому управлению, оказываемые субъектами оперативно-диспетчерского управления нижестоящего уровня субъектам оперативно-диспетчерского управления вышестоящего уровня, - исходя из необходимости проведения регламентных (ремонтных и других) работ и цен и тарифов на указанные работы и услуги, определяемых в соответствии с пунктом 36 Основ ценообразования;
- топливо всех видов для обслуживания производства, включая транспорт и т.п., - исходя из действующих норм и цен и тарифов, определяемых в соответствии с пунктом 36 Основ ценообразования;
- амортизационные отчисления на реновацию основных фондов и нематериальных активов - по нормам амортизационных отчислений, утвержденным в установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке и в соответствии с принятым порядком начисления амортизации;
- расходы на оплату труда персонала - в соответствии с пунктом 27 Основ ценообразования;
- отчисления на социальные нужды (единый социальный налог и отчисления на страхование от несчастного случая на производстве, предусмотренные законодательством Российской Федерации) - в размерах, установленных законодательством Российской Федерации;
- расходы на ремонт основных средств - в соответствии с пунктом 36 Основ ценообразования;
- оплата работ и услуг сторонних организаций (расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, коммунального хозяйства, юридических, информационных, аудиторских и консультационных услуг и др.) - исходя из необходимости проведения работ (оказания услуг) и цен и тарифов на указанные работы и услуги, определяемых в соответствии с пунктом 36 Основ ценообразования;
- арендные платежи - исходя из состава арендованного имущества и ставок арендной платы, определяемых в соответствии с пунктом 36 Основ ценообразования;
- расходы на служебные командировки, включая оформление виз и сборов - в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- расходы на обучение персонала - в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- расходы на страхование (имущества, ответственности и др.) - в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- другие расходы - в соответствии с законодательством Российской Федерации.
14. Внереализационные расходы рассчитываются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
15. При отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов до их утверждения допускается в соответствии с главой 25 Налогового Кодекса Российской Федерации использовать в расчетах экспертные оценки на основе отчетных данных.
16. При расчете размера платы за услуги учитывается величина прибыли (расходы, не перечисленные в пунктах 13 и 14 настоящих Методических указаний), необходимая для обеспечения субъекта оперативно-диспетчерского управления средствами на обслуживание привлеченного и заемного капитала, средствами на развитие, для выплаты дивидендов и финансирования за счет прибыли других обоснованных расходов по следующим составляющим:
- налоги и иные обязательные платежи и сборы, уплачиваемые за счет прибыли - в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации;
- развитие производства, в том числе на инвестиции, - исходя из программы производственного развития, утвержденной в установленном порядке (программы развития, как правило, содержат перечень объектов, объем инвестиций, сроки их освоения, источник инвестиций (амортизация, прибыль, заемные средства и т.д.), расчет срока окупаемости инвестиций);
- расходы на социальные нужды - в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- дивиденды по акциям - в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- прибыль на прочие цели (с расшифровкой) - в соответствии с законодательством Российской Федерации.
17. Для расчета размера платы за услуги используются следующие материалы:
- объем отпуска электрической энергии (таблица 1);
- расчет расходов на оплату труда (таблица 2);
- расчет амортизационных отчислений на восстановление основных производственных фондов (таблица 3);
- смета расходов, относимых на услуги субъекта оперативно-диспетчерского управления, уменьшающих налогооблагаемую прибыль (таблица 4);
- расчет источников финансирования инвестиций (таблица 5);
- справка о финансировании и освоении инвестиций (таблица 6);
- расчет необходимой балансовой прибыли (таблица 7);
- расчет экономически обоснованного размера платы за услуги Системного оператора (таблица 8);
- инвестиционная программа производственного развития, согласованная в установленном порядке;
- расчет размера выпадающих доходов или дополнительно полученной выгоды в предшествующий период регулирования, выявленные на основании официальной отчетности или по результатам проверки хозяйственной деятельности;
- бухгалтерская отчетность на последнюю отчетную дату;
- другие обосновывающие материалы и расчеты, нормы и нормативы расчета отдельных статей расходов по перечню, установленному регулирующим органом в соответствии с пунктом 12 Правил регулирования.
18. При заполнении таблиц расчетные показатели базового периода определяются:
- по экономическим (стоимостным) показателям - по текущим показателям периода, предшествующего периоду регулирования;
- по показателям производственно-технического характера - по показателям соответствующего периода прошлого года.
IV. Расчет размера тарифа за услуги субъектов оперативно-диспетчерского управления
19. Размер тарифа за услуги системного оператора (П_со) рассчитывается по формуле:
НВВ
П = -------------------------------------- (2)
со Сумма Э + Сумма Э + СуммаЭ
i=1 эсо j=1 потр m=1 экс
i j m
где:
НВВ - необходимая валовая выручка системного оператора;
Э - объем полезного отпуска электрической энергии, отпускаемой i-
эсо ой энергоснабжающей (энергосбытовой) организацией - субъектом
i оптового рынка потребителям за год, предшествующий расчетному
периоду, за вычетом объема полезного отпуска электрической
энергии потребителям, выведенным за этот период на оптовый
рынок, (тыс. кВт. ч.)
Э - объем электропотребления j-ого потребителя - субъекта
потр оптового рынка за год, предшествующий расчетному периоду,
j (тыс. кВт. ч.)
Э - объем отпуска электрической энергии, поставленной на экспорт
экс с территории Российской Федерации, за год, предшествующий
m расчетному периоду, m-ой коммерческой организацией,
осуществляющей продажу (поставку) электрической энергии на
экспорт (тыс. кВт. ч.).
Размер тарифа за услуги i-ого субъекта оперативно-диспетчерского управления, оказываемые в i-ой технологически изолированной территориальной электроэнергетической системе (П(и)_со) рассчитывается по формуле:
и
и НВВ
П = ----- (3)
со - и
Э
эсо
и
НВВ - необходимая валовая выручка i-ого субъекта оперативно-
диспетчерского управления, расположенного на территории
технологически изолированной электроэнергетической системе i-ого
и субъекта Российской Федерации;
Э - суммарный объем полезного отпуска электрической энергии,
эсо отпускаемой энергоснабжающими (энергосбытовыми) организациями
потребителям, расположенным на территории технологически
изолированной электроэнергетической системе i-ого субъекта
Российской Федерации, за год, предшествующий расчетному периоду
(тыс. кВт. ч.).
Таблица N 1
Объем отпуска электрической энергии
млн. кВтч
N п/п |
Показатели |
Базовый период |
Период регулирования |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. |
Всего отпуск энергетической энергии |
|
|
|
в том числе: |
|
|
1.1. |
полезный отпуск электрической энергии энергоснабжающими организациями потребителям розничного рынка* |
|
|
|
из них по субъектам Российской Федерации: |
|
|
|
... |
|
|
1.2. |
полезный отпуск электрической энергии потребителям, выведенным на оптовый рынок |
|
|
|
из них: |
|
|
|
... |
|
|
1.3. |
полезный отпуск электрической энергии на экспорт коммерческими организациями зарубежным потребителям* |
|
|
|
из них: |
|
|
|
... |
|
|
|
|
|
|
______________________________
* В столбце 4 (период регулирования) указывается отпуск электрической энергии потребителям, обслуживаемым в данном периоде.
Таблица N 2
Расчет расходов на оплату труда
N п/п |
Наименование показателей |
Ед. измер. |
Базовый период |
Период регулирования |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. |
Расчетная численность персонала |
чел. |
|
|
2. |
Среднемесячный должностной оклад по штатному расписанию на начало периода |
руб. |
|
|
3. |
Средний индекс роста потребительских цен |
% |
|
|
4. |
Среднемесячный должностной оклад с учетом индексов роста потребительских цен ((п. 2 х п. 3):100) |
руб. |
|
|
5. |
Процент выплат, связанный с режимом работы |
% |
|
|
6. |
Сумма выплат, связанная с режимом работы ((п. 4 х п. 5):100) |
руб. |
|
|
7. |
Процент текущего премирования |
% |
|
|
8. |
Сумма выплат по текущему премированию ((п. 4 + п. 6) х п. 7:100) |
руб. |
|
|
9. |
Процент выплат вознаграждений за выслугу лет |
% |
|
|
10. |
руб. |
|
|
|
11. |
Процент выплат вознаграждения по итогам работы за год |
% |
|
|
12. |
Сумма вознаграждения по итогам работы за год ((п. 4 х п. 10):100) |
руб. |
|
|
13. |
Процент выплат по районным коэффициентам и северным надбавкам |
% |
|
|
14. |
Сумма выплат по районным коэффициентам и северным надбавкам ((п. 4 + п. 6 + п. 8 + п. 10 + п. 12) х п. 13:100) |
руб. |
|
|
15. |
Среднемесячная заработная плата на одного работника (п. 4 + п. 6 + п. 8 + п. 10 + п. 12 + п. 14) |
руб. |
|
|
16. |
Период регулирования |
мес. |
|
|
17. |
тыс. руб. |
|
|
Таблица N 3
Расчет амортизационных отчислений на восстановление основных производственных фондов
млн. руб.
Таблица N 4
Расходы, относимые на услуги субъекта оперативно-диспетчерского управления, уменьшающие налогооблагаемую прибыль
млн. руб.
Таблица N 5
Расчет источников финансирования инвестиций
млн. руб.
N п/п |
Наименование |
Базовый период |
Период регулирования |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. |
Объем капитальных вложений - всего |
|
|
|
в том числе: |
|
|
|
- на производственное и научно-техническое развитие |
|
|
|
- на непроизводственное развитие |
|
|
2. |
Финансирование капитальных вложений за счет: |
|
|
2.1. |
Амортизационных отчислений |
|
|
2.2. |
Прибыли предприятия |
|
|
2.3. |
Бюджета |
|
|
|
- федерального |
|
|
|
- субъектов Российской Федерации |
|
|
2.4. |
Неиспользованных средств на начало года |
|
|
2.5. |
Прочих источников |
|
|
Таблица N 6
Справка о финансировании и освоении инвестиций
млн. руб.
Наименование строек |
Утверждено на базовый период |
В течение базового периода |
Остаток финансирования |
План на период регулирования |
Источник финансирования |
|
|
|
освоено фактически |
профинансировано |
|
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Всего |
|
|
|
|
|
|
в т.ч. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица N 7
Расчет необходимой балансовой прибыли
млн. руб.
Таблица N 8
Расчет экономически обоснованного размера платы за услуги Системного оператора
<< Назад |
||
Содержание Приказ Федеральной службы по тарифам от 24 августа 2004 г. N 45-э/4 "Об утверждении Методических указаний по расчету... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.