В целях обеспечения необходимых условий для развития исследований и разработок по созданию и освоению безопасных и экологически чистых способов производства энергии на базе ядерных реакций деления и синтеза, а также эффективного использования уникальной научно-экспериментальной базы Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Принять предложение Министерства Российской Федерации по атомной энергии, согласованное с Министерством промышленности, науки и технологий Российской Федерации, Министерством имущественных отношений Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации, о преобразовании государственной научно-исследовательской организации - государственного предприятия Российский научный центр "Курчатовский институт" в основанное на праве оперативного управления федеральное государственное учреждение Российский научный центр "Курчатовский институт".
2. Министерству имущественных отношений Российской Федерации совместно с Российским научным центром "Курчатовский институт" осуществить необходимые юридические действия, связанные с преобразованием центра, вопросами правопреемства и закреплением в его оперативном управлении относящегося к федеральной собственности имущества.
3. Утвердить прилагаемый устав федерального государственного учреждения Российский научный центр "Курчатовcкий институт".
4. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 9 апреля 1992 г. N 236 "О Российском научном центре "Курчатовский институт".
Председатель Правительства |
М.Касьянов |
Устав
федерального государственного учреждения Российский научный центр
"Курчатовский институт"
(утв. постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 778)
1. Общие положения
1. Российский научный центр "Курчатовский институт" (далее именуется - Центр) является научной организацией в форме федерального государственного учреждения, основанного на праве оперативного управления.
2. Наименование Центра:
на русском языке:
полное: федеральное государственное учреждение Российский научный центр "Курчатовский институт";
сокращенное: РНЦ "Курчатовский институт";
на английском языке:
полное: Russian Research Centre "Kurchatov Institute";
сокращенное: RRC "Kurchatov Institute".
3. Центр является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, закрепленное в оперативном управлении имущество, лицевые счета в органах федерального казначейства, печать со своим наименованием, необходимые для осуществления деятельности штампы и бланки.
4. Центр является правопреемником государственного предприятия Российский научный центр "Курчатовский институт", созданного в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 ноября 1991 г. N 230.
5. Центр от своего имени приобретает имущественные и личные неимущественные права, несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде и арбитражном суде в соответствии с законодательством Российской Федерации.
6. Место нахождения Центра: г.Москва, площадь академика Курчатова, 1.
7. Функции учредителя Центра и собственника находящегося в его оперативном управлении имущества, относящегося к федеральной собственности, осуществляет Правительство Российской Федерации либо по его поручению соответствующий федеральный орган исполнительной власти.
8. Финансирование деятельности Центра осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных Министерству промышленности, науки и технологий Российской Федерации на научные исследования и содержание Центра.
9. Центр состоит из научно-исследовательских институтов, научно-технических комплексов и иных структурных подразделений, не являющихся юридическими лицами.
2. Цели, предмет деятельности и функции Центра
10. Основная цель деятельности Центра - получение новых научных знаний в области естественных наук и использование их в интересах экономики, обеспечения обороны и безопасности государства, защиты окружающей среды, а также подготовка научных кадров.
11. Предмет деятельности Центра - комплексное решение проблем безопасного и экологически чистого получения энергии, в первую очередь с использованием ядерных реакций деления и синтеза, а также проведение научных исследований и разработок по следующим направлениям:
1) разработка концепций развития и научно-технических основ атомной энергетики и ее топливного цикла, включая вопросы безопасности, фундаментальные, поисковые и прикладные исследования в этой области, научное обеспечение разработок проектов атомных станций и научное руководство строительством атомных станций, ядерных энергетических установок, исследовательских и испытательных реакторов, а также научное руководство пусками и научное сопровождение эксплуатации атомных станций и ядерных установок;
2) создание и развитие научно-технических основ термоядерной энергетики, фундаментальные и прикладные исследования в области физики плазмы, развитие технологий и оборудования на базе плазменно-пучковых и электрофизических методов;
3) фундаментальные исследования в области ядерной физики, физики элементарных частиц и физики взаимодействия излучения с веществом;
4) фундаментальные и прикладные исследования в области физики твердого тела, сверхпроводимости, мембранных технологий, радиационного материаловедения, технологии ядерных и новых материалов, поведения веществ в экстремальных условиях;
5) фундаментальные и прикладные исследования и разработки в области молекулярной физики, физической и неорганической химии, химической физики, физики и химии плазмы, физики сплошных сред, безопасности новых технологий, информатики и электроники;
6) исследования и разработки экологически чистых и ресурсосберегающих энерготехнологий, в том числе атомно-водородной энергетики;
7) разработка и научное сопровождение внедрения новых технологий разделения и производства изотопов и методов ядерной медицины, новых приборов медицинского назначения;
8) исследования и разработки в области микроэлектронных технологий и информационных систем;
9) поисковые и прикладные исследования по разработке и внедрению систем учета, контроля и физической защиты ядерных материалов;
10) проведение работ по специальной тематике и создание специальной техники;
11) научно-исследовательские работы в области конверсии оборонных технологий, научное сопровождение внедрения результатов исследований в различные отрасли экономики страны, включая освоение арктического шельфа;
12) развитие методов анализа риска и использование полученных результатов при принятии решений по развитию и обеспечению безопасности ядерной энергетики и других потенциально опасных технологий;
13) проведение комплексной экспертизы крупных научно-технических проектов и предложений по формированию государственной научно-технической политики в перечисленных выше и смежных областях науки и техники.
12. Центр:
1) организует и проводит научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектно-технологические работы по направлениям, указанным в пункте 11 настоящего устава;
2) организует деятельность по защите государственной тайны, учету, контролю и обращению со специзделиями и специнформацией;
3) осуществляет строительство, реконструкцию, ремонт, развитие и техническое перевооружение экспериментально-стендовой, информационно-вычислительной базы, опытного производства, объектов инженерной и энерготехнологической инфраструктуры Центра, выполняя функции энергоснабжающей эксплуатирующей организации, заказчика-застройщика, генпроектировщика и генподрядчика, согласовывает и утверждает внутрипостроечные титульные списки и титульные списки строек по выделенным бюджетным назначениям;
4) участвует в установленном порядке в проектировании, конструировании, размещении, сооружении, эксплуатации и выводе из эксплуатации ядерных и термоядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, отработавшего ядерного топлива, хранилищ радиоактивных отходов;
5) обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации в области ядерной безопасности обращение с ядерными материалами, радиоактивными веществами, отработавшим ядерным топливом и радиоактивными отходами при их производстве, использовании, переработке, транспортировании и хранении;
6) участвует в конструировании и изготовлении оборудования для ядерных и термоядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, отработавшего ядерного топлива и хранилищ радиоактивных отходов;
7) участвует в установленном порядке в экспертизе проектной, конструкторской, технологической документации и документов, обосновывающих обеспечение ядерной и радиационной безопасности ядерных и термоядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, отработавшего ядерного топлива, хранилищ радиоактивных отходов, а также деятельности с использованием ядерных материалов, радиоактивных веществ, отработавшего ядерного топлива и радиоактивных отходов;
8) осуществляет в установленном порядке использование ядерных материалов и радиоактивных веществ при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, в том числе в целях обеспечения обороны и безопасности государства, производит в установленном порядке стабильные и радиоактивные изотопы, изделия медицинского назначения и медицинскую технику по направлениям деятельности согласно настоящему уставу, осуществляет их поставку и обслуживание;
9) обеспечивает безопасную эксплуатацию ядерных и термоядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения ядерных материалов, радиоактивных веществ, отработавшего ядерного топлива, хранилища радиоактивных отходов, находящихся на балансе Центра;
10) выполняет функции эксплуатирующей организации применительно к объектам использования атомной энергии, создаваемым и находящимся в структуре Центра и используемым в его деятельности;
11) осуществляет производство и поставку ацетилена и других технических газов;
12) осуществляет в установленном порядке транспортировку радиоактивных и иных веществ, изделий и изотопов;
13) осуществляет работы по аттестации, поверке и ремонту приборов и средств измерений;
14) разрабатывает с использованием специальных технологий и создает производства по утилизации отходов;
15) выполняет работы по проектированию и развитию слаботочных систем связи и передачи информации, созданию и эксплуатации компьютерных и телефонных сетей, в том числе с использованием аппаратных, программных и криптографических методов защиты;
16) осуществляет подготовку научных кадров высшей квалификации в аспирантуре и докторантуре, проводит на базе Центра стажировку сотрудников иных организаций, организует стажировку и повышение квалификации сотрудников Центра;
17) участвует в научных конференциях, симпозиумах, семинарах, школах и иных мероприятиях по обмену научной информацией, результатами и опытом работы, а также организует такие мероприятия;
18) организует и осуществляет в установленном порядке международное научно-техническое и экономическое сотрудничество;
19) издает в установленном порядке научные, информационные и иные материалы Центра.
13. В целях решения определенных настоящим уставом задач Центр вправе осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации приносящую доход деятельность.
14. В целях создания благоприятных условий для эффективного труда своих сотрудников путем улучшения производственных условий, условий быта и отдыха сотрудников и членов их семей Центр осуществляет развитие социальной сферы.
15. Центр осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации мероприятия по гражданской обороне и мобилизационной подготовке.
3. Имущество и источники финансирования Центра
16. Имущество Центра находится в федеральной собственности, закрепляется за Центром на праве оперативного управления и отражается на его самостоятельном балансе.
17. Имущество, приобретаемое за счет средств, получаемых от осуществления разрешенных видов приносящей доход деятельности, учитывается на отдельном балансе и поступает в самостоятельное распоряжение Центра.
18. Источниками финансирования и формирования имущества Центра являются:
1) средства федерального бюджета, включая государственные инвестиции. Финансирование Центра за счет средств федерального бюджета осуществляется на основании сметы доходов и расходов;
2) средства, получаемые от осуществления приносящей доход деятельности;
3) добровольные взносы (пожертвования) юридических и физических лиц;
4) имущество, закрепленное за Центром на праве оперативного управления;
5) средства других не запрещенных законодательством Российской Федерации источников.
19. Центр осуществляет в отношении закрепленного за ним имущества права владения, пользования и распоряжения в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности и назначением имущества.
20. Правовая защита и использование результатов интеллектуальной деятельности, созданных в процессе осуществления Центром научно-технической деятельности, регулируются в соответствии с законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.
4. Права и обязанности Центра
21. Для выполнения уставных целей Центр в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеет право:
1) создавать филиалы и представительства;
2) утверждать положения о филиалах, представительствах, назначать их руководителей, принимать решения об их реорганизации и ликвидации;
3) создавать некоммерческие организации;
4) заключать все виды договоров с юридическими и физическими лицами, не противоречащие законодательству Российской Федерации, а также целям и предмету деятельности Центра;
5) принимать участие в формировании государственной научно-технической политики по направлениям своей деятельности;
6) осуществлять в пределах своей компетенции международное научно-техническое сотрудничество;
7) обеспечивать развитие объектов социальной сферы;
8) устанавливать в пределах средств, полученных из федерального бюджета, оклады сотрудникам Центра, определять в соответствии с законодательством Российской Федерации виды и размеры надбавок, доплат и других выплат в целях их материального стимулирования;
9) представлять в соответствующие государственные органы и иностранные представительства запросы по вопросам выдачи виз и оформления выезда за рубеж сотрудников Центра, приезда в Российскую Федерацию по приглашению Центра зарубежных специалистов;
10) устанавливать для сотрудников Центра дополнительные отпуска, сокращенный рабочий день и иные социальные льготы в соответствии с законодательством Российской Федерации;
11) входить на добровольных началах совместно с другими организациями, в том числе зарубежными, в союзы, ассоциации и другие объединения в целях совместного проведения и координации исследований и разработок, совместного выпуска продукции и предоставления услуг, представления общих интересов в соответствующих государственных и иных органах, а также международных организациях;
12) сдавать в установленном порядке в аренду временно не используемое имущество, относящееся к федеральной собственности, включая недвижимое;
13) осуществлять в установленном порядке продажу и покупку иностранной валюты для использования на цели, определенные настоящим уставом;
14) направлять в установленном порядке в соответствующие государственные органы запросы о выдаче разрешений на ввоз (вывоз) научно-технической продукции и оборудования;
15) разрабатывать и представлять в установленном порядке предложения по необходимым объемам государственного бюджетного финансирования и инвестиционных средств, внутрипостроечному титульному списку и лимитам энергоснабжения;
16) привлекать граждан для выполнения отдельных работ на основе трудовых и гражданско-правовых договоров.
22. Центр обязан:
1) обеспечивать высокий уровень научных исследований и разработок, позволяющих создавать принципиально новые технологии, и активно содействовать их широкому применению в экономике;
2) разрабатывать и представлять по запросам уполномоченных федеральных органов исполнительной власти прогнозы и рекомендации по развитию ядерной и термоядерной энергетики, рекомендации по вопросам развития науки, техники и образования в области естественных наук;
3) представлять ежегодно в установленном порядке отчеты о результатах научной, опытно-производственной и хозяйственной деятельности Центра;
4) обеспечивать сохранение, поддержание и обновление научно-технической базы, техническое перевооружение основных фондов;
5) обеспечивать экологически безопасное обращение с ядерными материалами, радиоактивными веществами, радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом;
6) обеспечивать первоочередное исполнение государственных заказов;
7) организовывать деятельность по обеспечению сохранения государственной тайны, режима секретности, ядерной, радиационной и общепромышленной безопасности проводимых им работ, сохранности технологической и коммерческой информации;
8) обеспечивать мобилизационную готовность Центра и функционирование системы его гражданской обороны в соответствии с требованиями федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации;
9) вести бухгалтерский учет и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
10) предоставлять информацию о своей деятельности органам государственной статистики, налоговым органам, иным органам и лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5. Управление Центром
23. Центр возглавляет президент, назначаемый на эту должность сроком на 5 лет Правительством Российской Федерации по представлению Министерства Российской Федерации по атомной энергии, согласованному с федеральным органом исполнительной власти, ответственным за проведение единой государственной научно-технической политики.
24. Президент действует от имени Центра без доверенности, представляет его интересы в государственных органах и организациях на территории Российской Федерации и за ее пределами.
25. Президент действует на принципе единоначалия и несет ответственность за последствия своих действий в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящим уставом.
26. Президент Центра:
1) руководит деятельностью Центра;
2) утверждает структуру Центра;
3) определяет порядок распределения средств, поступающих из федерального бюджета и других источников;
4) определяет общие направления научно-технического, экономического и социального развития Центра;
5) решает вопросы распоряжения имуществом Центра в пределах своих полномочий;
6) решает вопросы вхождения Центра в союзы, ассоциации и другие объединения и выхода из них;
7) принимает решения по вопросам внешнеэкономической деятельности Центра;
8) назначает директора, утверждает состав правления и ученого совета Центра.
27. Для выработки предложений по вопросам научно-технического развития Центра, совершенствования его организационной структуры и имущественно-финансовых отношений президент формирует из руководителей структурных подразделений Центра правление, председателем которого является по должности.
28. Вице-президент Центра назначается Правительством Российской Федерации по представлению президента Центра, согласованному с Министерством Российской Федерации по атомной энергии и федеральным органом исполнительной власти, ответственным за проведение единой государственной научно-технической политики.
29. Вице-президент Центра руководит отдельными научными направлениями по поручению президента Центра и в случае его отсутствия выполняет функции президента и председателя правления.
30. Директор Центра:
1) действует на основании распоряжений президента Центра;
2) организует и контролирует исполнение решений и поручений президента и вице-президента Центра;
3) организует финансово-хозяйственную деятельность Центра;
4) заключает договоры и выдает доверенности от имени Центра;
5) осуществляет контроль за надлежащим использованием имущества Центра;
6) организует взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти;
7) организует работу с кадрами, в том числе утверждает численность сотрудников, штатное расписание, назначает на должность и освобождает от должности сотрудников Центра.
31. В Центре распоряжением президента создается ученый совет. Ученый совет является одним из органов управления Центра и состоит из ведущих ученых, как работающих в Центре, так и являющихся сотрудниками других научных организаций и федеральных органов исполнительной власти.
Ученый совет действует на основании положения, утверждаемого президентом Центра.
32. Ученый совет:
1) готовит предложения по стратегии развития основных научных направлений деятельности Центра, по определению единой научно-технической политики Центра;
2) осуществляет прогнозирование развития науки и техники по направлениям деятельности Центра;
3) проводит экспертизу ведущихся и планируемых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
4) выдвигает научные работы и авторские коллективы на соискание Государственных премий, премий Правительства Российской Федерации, золотых медалей и премий имени выдающихся ученых, присуждаемых Российской академией наук, других премий в области науки и техники;
5) подводит итоги ежегодного конкурса на соискание премии имени И.В.Курчатова;
6) присуждает по представлению ученых советов структурных подразделений Центра, членов ученого совета Центра звание почетного доктора Российского научного центра "Курчатовский институт" (Doctor Honoris Causa) олучившим мировое признание выдающимся ученым, не являющимся сотрудниками Центра (в том числе зарубежным);
7) выдвигает ученых Центра к присвоению ученых званий действительного члена (академика) и члена-корреспондента Российской академии наук, профессора и доцента (по специальности), а также к присвоению почетного звания "Заслуженный деятель науки Российской Федерации".
33. Ученый совет избирает руководителей структурных подразделений Центра и научных сотрудников, назначаемых по конкурсу. Часть полномочий по избранию на научные должности может быть делегирована ученым советам структурных подразделений Центра.
34. Взаимоотношения сотрудников и Центра, возникающие на основе трудовых договоров (контрактов), регулируются законодательством Российской Федерации о труде и коллективным договором.
35. Состав и объем сведений, составляющих служебную или коммерческую тайну, а также порядок их защиты определяются президентом Центра в соответствии с законодательством Российской Федерации.
6. Порядок реорганизации и ликвидации Центра
36. Реорганизация Центра осуществляется в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
37. Центр может быть ликвидирован в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
38. При ликвидации и реорганизации Центра:
увольняемым работникам гарантируется соблюдение их прав и интересов в соответствии с законодательством Российской Федерации;
все документы (управленческие, финансово-хозяйственные, по личному составу и другие) передаются правопреемнику или в соответствующие архивные учреждения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Постановление Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 778 "О Российском научном центре "Курчатовский институт"
Настоящее постановление вступает в силу по истечении 7 дней после дня его официального опубликования
Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 4 ноября 2002 г. N 44 ст. 4391
Постановлением Правительства РФ от 13 ноября 2010 г. N 912 настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства РФ от 1 июня 2010 г. N 383
Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления
Постановление Правительства РФ от 11 июля 2005 г. N 421
Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления