13 октября 1995 г.
Во исполнение распоряжений Председателя Верховного Совета РСФСР от 3 июня 1991 г. "О хозяйственно-правовом статусе свободной экономической зоны в Калининградской области" и от 25 мая 1991 г. "О хозяйственно-правовом статусе свободной экономической зоны Читинской области (СЭЗ "Даурия") Совет Министров РСФСР постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Положение о свободной экономической зоне в Калининградской области (СЭЗ "Янтарь") и Положение о свободной экономической зоне в Читинской области (СЭЗ "Даурия"), согласованные с заинтересованными министерствами и ведомствами.
См. Федеральный закон от 22 января 1996 г. N 13-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области"
2. Министерству финансов РСФСР совместно с Калининградским и Читинским облисполкомами в месячный срок внести в Совет Министров РСФСР предложения о порядке предоставления в течение 5 лет налогового кредита на коммерческо-договорных условиях для Калининградской и Читинской областей.
3. Министерству внешних экономических связей РСФСР оказать содействие в создании в СЭЗ "Янтарь" и СЭЗ "Даурия" центров международной торговли и подключении этих зон к государственной общесоюзной системе внешнеэкономической информации.
4. Министерству экономики РСФСР, Министерству иностранных дел РСФСР, Министерству экологии и природопользования РСФСР, Государственному комитету РСФСР по управлению государственным имуществом, Государственному комитету РСФСР по геологии и использованию недр в месячный срок внести в Совет Министров РСФСР предложения по определению районов континентального шельфа и экономической зоны СССР, включаемых в СЭЗ "Янтарь".
5. Калининградскому и Читинскому облисполкомам в месячный срок представить в Совет Министров РСФСР проекты положений о Комитете по развитию СЭЗ "Янтарь" и Административном комитете СЭЗ "Даурия", согласованные с Государственным комитетом РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, Калининградским и Читинским областными Советами народных депутатов.
6. Мэру г. Москвы оказать содействие Калининградскому и Читинскому облисполкомам в открытии представительств Комитета по развитию СЭЗ "Янтарь" и Административного комитета СЭЗ "Даурия" в г. Москве.
Зам. Председателя Совета Министров РСФСР |
О.Лобов |
Положение
о свободной экономической зоне в Калининградской области (СЭЗ "Янтарь")
(утв. постановлением СМ РСФСР от 25 сентября 1991 г. N 497)
13 октября 1995 г.
См. Федеральный закон от 22 января 1996 г. N 13-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области"
1. Настоящее Положение определяет правовые основы хозяйственной деятельности в свободной экономической зоне в Калининградской области.
2. СЭЗ "Янтарь" создается в целях:
ускорения решения задач социально-экономического развития Калининградской области;
повышения жизненного уровня населения области на основе развития торгово-экономического и научно-технического сотрудничества с зарубежными странами;
обеспечения благоприятных условий для привлечения иностранного капитала, технологии и управленческого опыта, потенциала советских предприятий для увеличения экспортных возможностей региона;
развития производства экспортной и импортозамещающей продукции, трансконтинентального транзита;
отработки новых форм хозяйствования в условиях перехода к рыночной экономике.
3. СЭЗ "Янтарь" располагается в административных границах Калининградской области с прилегающими к ней районами континентального шельфа и экономической зоны СССР (кроме районов территории области, связанных с обеспечением обороны страны).
4. Функционирование СЭЗ "Янтарь" обеспечивается Комитетом по развитию СЭЗ "Янтарь". Положение о Комитете утверждается Советом Министров РСФСР по согласованию с Калининградским областным Советом народных депутатов.
5. Действие настоящего Положения распространяется на все предприятия, организации и учреждения, находящиеся на территории СЭЗ "Янтарь" (в дальнейшем именуются - предприятия-резиденты СЭЗ "Янтарь").
6. Иностранные инвестиции на территории СЭЗ "Янтарь" пользуются правовой защитой и их режим не может быть менее благоприятным, чем соответствующий режим, установленный для имущества советских юридических лиц и граждан. В СЭЗ "Янтарь" не допускается какая-либо дискриминация предприятий с иностранными инвестициями по сравнению с другими действующими в СЭЗ "Янтарь" предприятиями.
7. В СЭЗ "Янтарь" не допускается принудительное изъятие иностранных инвестиций, в том числе национализация, реквизиция и конфискация, кроме как по решению суда. Не допускается также секвестр инвестированного имущества, за исключением временного приостановления по решению суда права инвестора на вывоз этого имущества до погашения инвестором своих обязательств.
8. Предприятия, создаваемые в СЭЗ "Янтарь" с участием иностранных инвестиций в размере до 75 млн. рублей, а также учреждаемые в СЭЗ "Янтарь" филиалы, отделения и представительства предприятий с иностранными инвестициями, регистрируются Комитетом по развитию СЭЗ "Янтарь".
9. Предприятия-резиденты СЭЗ "Янтарь" решают вопросы создания совместных предприятий самостоятельно, без согласования с министерствами и ведомствами.
Юридические лица и граждане-резиденты СЭЗ "Янтарь" самостоятельно осуществляют внешнеэкономическую деятельность.
Регистрация участников внешнеэкономической деятельности в СЭЗ "Янтарь" производится Комитетом по развитию СЭЗ "Янтарь".
10. Предприятия-резиденты СЭЗ "Янтарь" имеют право осуществлять посреднические и товарообменные (бартерные) операции с товарами и услугами, производимыми в СЭЗ "Янтарь".
11. В СЭЗ "Янтарь" советские и иностранные юридические лица и граждане вправе самостоятельно выбирать для расчетов по своим сделкам кредитно-финансовые учреждения, формы расчетов, а также получать кредиты у иностранных банков и привлекать иностранные страховые компании для заключения всех видов страховых сделок.
12. Хозяйственная деятельность, связанная с использованием расположенных на территории СЭЗ "Янтарь" месторождений топливно-энергетических и минерально-сырьевых ресурсов, осуществляется в порядке, определяемом Законом РСФСР "Об иностранных инвестициях в РСФСР".
13. Иностранные инвесторы имеют право осуществлять инвестирование на территории СЭЗ "Янтарь" в соответствии с Законом РСФСР "Об иностранных инвестициях в РСФСР".
14. Изменение условий договоров об аренде иностранными инвесторами земельных участков, зданий, сооружений и других объектов допускается по взаимному согласию сторон или по решению суда.
15. Иностранным инвесторам, действующим в СЭЗ "Янтарь", гарантируется право перевода за границу полученной ими иностранной валюты после уплаты налогов. Иностранные инвесторы имеют неограниченное право на перевод, передачу, залог, экспорт и прекращение инвестиций в СЭЗ "Янтарь".
16. До принятия залогового законодательства РСФСР иностранным инвесторам могут предоставляться в порядке, определяемом Калининградским областным Советом народных депутатов, дополнительные гарантии в виде залога имущества, относящегося к собственности Калининградской области.
17. На территории СЭЗ "Янтарь" допускается безналичное обращение иностранной валюты. Право приобретения иностранной валюты в безналичной форме распространяется на всех юридических лиц и граждан-резидентов СЭЗ "Янтарь".
Розничная торговля и оказание услуг за иностранную валюту на территории СЭЗ "Янтарь" осуществляется на основании разрешений, выдаваемых Комитетом по развитию СЭЗ "Янтарь".
18. Регистрация банков и других кредитных учреждений в СЭЗ "Янтарь", включая отделения и филиалы иностранных банков и банков с иностранным участием, осуществляется Главным управлением Центрального банка РСФСР по Калининградской области.
До принятия соответствующего законодательства РСФСР правила функционирования фондовой биржи, выпуска ценных бумаг и облигаций местных займов в СЭЗ "Янтарь" определяют органы государственной власти и управления Калининградской области по согласованию с Министерством финансов РСФСР.
19. Экспорт произведенных на территории СЭЗ "Янтарь" товаров, а также импорт товаров на территорию СЭЗ "Янтарь" не подлежат квотированию и лицензированию, за исключением видов товаров, перечень которых определяется законодательством РСФСР. Товар считается произведенным в СЭЗ "Янтарь", если величина добавленной стоимости его обработки на территории СЭЗ оставляет не менее 30 процентов.
В исключительных случаях на товары, производимые в СЭЗ "Янтарь", могут устанавливаться экспортные квоты решением Калининградского областного Совета народных депутатов.
20. Товары, импортируемые на территорию СЭЗ "Янтарь", а также экспортируемые с этой территории, подлежат обязательному декларированию.
Постановлением Правительства РФ от 13 октября 1995 г. N 1009 в пункт 21 настоящего Положения внесены изменения
21. Экспорт и импорт товаров через территорию СЭЗ в пределах РСФСР осуществляется без предоставления каких-либо таможенных льгот и преференций.
22. С целью создания необходимых финансовых ресурсов Калининградской области предоставляется в течение 5 лет налоговый кредит на коммерческо-договорных условиях.
В рамках предоставленного налогового кредита ставки и льготы по всем видам налогов в СЭЗ "Янтарь" устанавливаются Калининградским областным Советом народных депутатов. К предприятиям-резидентам СЭЗ "Янтарь" не применяются повышение налога на прибыль, превышающую установленный уровень рентабельности, и государственное регулирование расходования средств, направляемых на потребление.
23. Финансирование развития объектов социальной и производственной инфраструктуры СЭЗ "Янтарь" может осуществляться за счет бюджетных ссуд, предоставляемых Министерством финансов РСФСР на льготных условиях.
24. Калининградский областной Совет народных депутатов имеет право:
вводить в СЭЗ "Янтарь" зональные налоги;
сокращать сроки амортизации основных производственных фондов.
25. Налог на прибыль предприятий-резидентов СЭЗ "Янтарь" в течение первых пяти лет функционирования СЭЗ "Янтарь" не может превышать 30 процентов.
Для расположенных в СЭЗ "Янтарь" предприятий с иностранными инвестициями в размере 30 и более процентов и для предприятий-резидентов СЭЗ "Янтарь" с объемом экспорта не менее 30 процентов годового объема производства устанавливаются следующие налоговые льготы:
налог на прибыль в размере не более 16 процентов, за исключением части прибыли, переводимой за границу;
освобождение от уплаты налога на прибыль и на переводимую за границу часть прибыли на срок до 5 лет после получения объявленной прибыли.
26. Часть прибыли, реинвестируемая предприятиями-резидентами СЭЗ "Янтарь" в развитие производства, социальной сферы и инфраструктуры СЭЗ "Янтарь", освобождается от налогообложения.
27. В первые пять лет функционирования СЭЗ "Янтарь" валютная выручка, полученная предприятиями-резидентами СЭЗ без иностранных инвестиций и предприятиями с иностранными инвестициями в размере менее 30 процентов, остается в их полном распоряжении, за исключением 10 процентов, подлежащих обязательной продаже в фонд развития СЭЗ "Янтарь", и 10 процентов - в фонд социальной защиты населения.
28. Утратил силу.
См. текст пункта 28
29. На предприятиях-резидентах СЭЗ "Янтарь" вопросы найма и увольнения работников, режима труда и отдыха, условий и нормирования труда, материального поощрения, обеспечения социальных гарантий и компенсаций регулируются коллективными договорами и индивидуальными трудовыми договорами (контрактами). Тарифная система применяется только в рекомендательном порядке.
30. Условия труда иностранных работников предприятий-резидентов СЭЗ "Янтарь" определяются в индивидуальных трудовых договорах (контрактах). Полученные этими работниками доходы в иностранной валюте после уплаты налогов могут беспрепятственно переводиться ими за границу.
31. Предприятия-резиденты СЭЗ "Янтарь" имеют право начислять заработную плату работникам в иностранной валюте, перечисляя ее на специальные счета в банке и выплачивая в виде именных чеков, расчетно-кредитных карточек и других безналичных платежных средств для использования в специальных магазинах СЭЗ, а также за рубежом.
32. В СЭЗ "Янтарь" устанавливаются индексируемые минимальные размеры заработной платы, местных пенсий, пособий, дотаций, стипендий и других выплат по различным формам социального обеспечения, которые не могут быть ниже уровня установленных законодательством РСФСР.
Порядок и размеры дополнительных выплат устанавливаются органами государственной власти и управления Калининградской области.
33. Рабочим и служащим СЭЗ "Янтарь" в случае их увольнения в связи с ликвидацией (реорганизацией) предприятия или сокращением численности выплачивается пособие по безработице в размере не ниже установленного законодательством РСФСР. Условия и порядок назначения выплаты пособия по безработице устанавливаются Калининградским областным Советом народных депутатов.
34. Органы государственной власти и управления Калининградской области вправе регулировать на территории СЭЗ "Янтарь" государственные розничные цены, оптовые цены, тарифы на услуги для населения, устанавливаемые союзными и республиканскими органами. При снижении этих цен и тарифов компенсируются выпадающие доходы предприятиям и организациям за счет бюджета Калининградской области, а при их увеличении разница в ценах и тарифах зачисляется в бюджет Калининградской области.
При этом регулирование цен осуществляется без изменения взаиморасчетов по налогу с оборота.
35. В СЭЗ "Янтарь" действует упрощенный порядок въезда, пребывания и выезда иностранных граждан.
36. Споры между предприятиями и организациями, расположенными в СЭЗ "Янтарь", по вопросам, связанным с их хозяйственной деятельностью, рассматриваются в суде, либо по договоренности сторон в третейском суде или международном торговом арбитраже, а в случаях, предусмотренных законодательством, - в органах по рассмотрению хозяйственных споров.
Положение
о свободной экономической зоне в Читинской области (СЭЗ "Даурия")
(утв. постановлением СМ РСФСР от 25 сентября 1991 г. N 497)
13 октября 1995 г.
1. Настоящее Положение определяет правовые основы хозяйственной деятельности в свободной экономической зоне в Читинской области.
2. СЭЗ "Даурия" создается в целях:
обеспечения благоприятных условий для привлечения иностранного капитала, технологий и управленческого опыта, а также потенциала советских предприятий для решения задач социально-экономического развития Забайкалья;
комплексного освоения природно-ресурсного потенциала области;
увеличение экспортных возможностей региона;
развития производства высококачественной экспортной и импортозамещающей продукции;
развития торгово-экономического и научно-технического сотрудничества с зарубежными странами;
отработки новых форм хозяйствования в условиях перехода к рыночной экономике.
3. СЭЗ "Даурия" располагается в административных границах Читинской области.
4. Действие настоящего Положения распространяется на все предприятия, организации и учреждения, находящиеся на территории СЭЗ "Даурия" (в дальнейшем именуются - предприятия-резиденты СЭЗ "Даурия").
5. Функционирование СЭЗ "Даурия" обеспечивается Административным комитетом. Положение об Административном комитете утверждается Советом Министров РСФСР по согласованию с Читинским областным Советом народных депутатов.
Постановлением Правительства РФ от 13 октября 1995 г. N 1009 абзац второй пункта 6 настоящего Положения признан утратившим силу в части льгот по уплате таможенных платежей
6. В СЭЗ "Даурия":
действуют льготный налоговый и таможенный режимы, упрощенный порядок осуществления экспортно-импортных операций и создания совместных и иностранных предприятий;
иностранные инвестиции пользуются правовой защитой, их режим не может быть менее благоприятным, чем соответствующий режим, установленный для имущества советских юридических лиц и граждан;
не допускается какая-либо дискриминация предприятий с иностранными инвестициями по сравнению с остальными действующими в СЭЗ "Даурия" предприятиями;
не допускается принудительное изъятие иностранных инвестиций, в том числе национализация, реквизиция и конфискация, кроме как по решению суда. Не допускается также секвестр инвестированного имущества, за исключением временного приостановления по решению суда права инвестора на вывоз этого имущества до погашения инвестором своих обязательств.
7. На территории СЭЗ "Даурия" советские и иностранные юридические лица и граждане создают предприятия, филиалы и представительства, которые осуществляют в соответствии с законодательством РСФСР любые виды деятельности. На территории СЭЗ "Даурия" разрешается создание предприятий с иностранными инвестициями в банковской и страховой сферах.
8. Предприятия-резиденты СЭЗ "Даурия" решают вопросы создания совместных предприятий самостоятельно, без согласования с министерствами и ведомствами.
Все юридические лица и граждане-резиденты СЭЗ "Даурия" самостоятельно осуществляют внешнеэкономическую деятельность, включая коммерческое посредничество и бартерные сделки.
Регистрация участников внешнеэкономической деятельности в СЭЗ "Даурия" производится Административным комитетом СЭЗ "Даурия".
9. В СЭЗ "Даурия" советские и иностранные юридические лица и граждане имеют право без ограничения получать кредиты иностранных банков и организаций и привлекать иностранные страховые компании для заключения всех видов страховых сделок.
10. В СЭЗ "Даурия" регистрация банков и других кредитных учреждений, включая отделения и филиалы иностранных банков и банков с иностранным участием, осуществляется Читинским областным управлением Центрального банка РСФСР.
До принятия соответствующего законодательства РСФСР правила функционирования фондовой биржи, выпуска ценных бумаг и облигаций местных займов в СЭЗ "Даурия" определяют органы государственного управления Читинской области по согласованию с Министерством финансов РСФСР.
11. Иностранные инвесторы могут осуществлять инвестиции на территории СЭЗ "Даурия" в порядке, предусмотренном Законом РСФСР "Об иностранных инвестициях в РСФСР".
12. Изменение условий договоров об аренде иностранными инвесторами земельных участков, зданий, сооружений и других объектов допускается по взаимному согласию сторон или по решению суда.
13. Иностранным инвесторам, действующим в СЭЗ "Даурия", гарантируется право перевода за границу полученной ими иностранной валюты после уплаты налогов. Иностранные инвесторы имеют неограниченное право на перевод, передачу, залог, экспорт и прекращение инвестиций в СЭЗ "Даурия".
14. До принятия залогового законодательства РСФСР иностранным инвесторам могут предоставляться дополнительные гарантии в виде залога имущества, относящегося к собственности Читинской области, в порядке, определяемом Читинским областным Советом народных депутатов.
15. Иностранные инвесторы, действующие в СЭЗ "Даурия", могут иметь валютные и рублевые текущие и расчетные счета в банках зоны с правом расходования соответствующих средств на всей территории РСФСР в соответствии с действующим законодательством.
16. На территории СЭЗ "Даурия" допускается безналичное обращение иностранной валюты. Право приобретения иностранной валюты в безналичной форме распространяется на всех юридических лиц и граждан-резидентов СЭЗ "Даурия".
Розничная торговля и оказание услуг на территории СЭЗ "Даурия" за иностранную валюту осуществляется на основании разрешений, выдаваемых Административным комитетом СЭЗ "Даурия".
17. Экспорт произведенных на территории СЭЗ "Даурия" товаров, а также импорт товаров на территорию СЭЗ "Даурия" не подлежат квотированию и лицензированию, за исключением видов товаров, перечень которых определяется законодательством РСФСР. Товар считается произведенным в СЭЗ "Даурия", если величина добавленной стоимости его обработки на территории СЭЗ составляет не менее 30 процентов.
18. Товары, импортируемые на территорию СЭЗ "Даурия", а также экспортируемые с этой территории, подлежат обязательному декларированию.
Постановлением Правительства РФ от 13 октября 1995 г. N 1009 в пункт 19 настоящего Положения внесены изменения
19. Поставки товаров на экспорт через территорию СЭЗ "Даурия" с остальной территории РСФСР, а также импорт товаров через СЭЗ "Даурия" на остальную территорию РСФСР осуществляются без предоставления каких-либо таможенных льгот и преференций.
20. С целью создания необходимых финансовых ресурсов Читинской области предоставляется в течение 5 лет налоговый кредит на коммерческо-договорных условиях.
В рамках предоставленного налогового кредита ставки и льготы по всем видам налогов в СЭЗ "Даурия" устанавливаются Читинским областным Советом народных депутатов. К предприятиям-резидентам СЭЗ "Даурия" не применяется повышение налога на прибыль, превышающую установленный уровень рентабельности, и государственное регулирование расходования средств, направляемых на потребление.
21. Налог на прибыль предприятий-резидентов СЭЗ "Даурия" в течение первых пяти лет функционирования СЭЗ "Даурия" не может превышать 25 процентов.
22. Часть прибыли, реинвестируемая предприятиями-резидентами СЭЗ "Даурия" в развитие производства, социальной сферы и инфраструктуры СЭЗ "Даурия", освобождается от налогообложения.
23. Вновь вводимые в действие предприятия по производству товаров народного потребления в течение пяти лет после получения объявленной прибыли не облагаются налогом на прибыль.
24. Для расположенных в СЭЗ "Даурия" предприятий с иностранными инвестициями в размере 30 и более процентов устанавливаются следующие налоговые льготы:
налог на прибыль в размере не более 16 процентов, за исключением части прибыли, переводимой за границу;
освобождение от уплаты налога на прибыль и на переводимую за границу часть прибыли на срок до пяти лет после получения объявленной прибыли.
25. Предприятия Читинской области, производящие товары для населения и реализующие их на местном рынке, на период до 1995 года освобождаются от уплаты налога с оборота (акцизов, налога на добавленную стоимость), за исключением табачных, винно-водочных изделий и ограниченного перечня других товаров народного потребления, устанавливаемого Административным комитетом СЭЗ "Даурия" с разрешения Совета Министров РСФСР.
26. Утратил силу.
См. текст пункта 26
27. В течение первых десяти лет функционирования СЭЗ "Даурия" валютная выручка, полученная предприятиями-резидентами СЭЗ, остается в их полном распоряжении, за исключением 7 процентов, подлежащих обязательной продаже в фонд развития СЭЗ "Даурия", и 3 процентов - в фонд социальной защиты населения.
28. Органы государственной власти и управления Читинской области вправе регулировать на территории СЭЗ "Даурия" государственные розничные цены, оптовые цены и тарифы на услуги для населения, устанавливаемые союзными и республиканскими органами. При снижении этих цен и тарифов компенсируются выпадающие доходы предприятиям и организациям за счет бюджета Читинской области, а при их увеличении разница в ценах и тарифах зачисляется в бюджет Читинской области.
При этом регулирование цен осуществляется без изменения взаиморасчетов по налогу с оборота.
29. На предприятиях-резидентах СЭЗ "Даурия" вопросы найма и увольнения работников, режима труда и отдыха, условий и нормирования труда, материального поощрения, обеспечения социальных гарантий и компенсаций регулируются коллективными договорами и индивидуальными трудовыми договорами (контрактами). Тарифная система применяется только в рекомендательном порядке.
30. Условия труда иностранных работников предприятий-резидентов СЭЗ "Даурия" определяются в индивидуальных трудовых договорах (контрактах). Полученные этими работниками доходы в иностранной валюте после уплаты налогов могут беспрепятственно переводиться ими за границу.
31. Предприятия-резиденты СЭЗ "Даурия" имеют право начислять работникам заработную плату в иностранной валюте, перечисляя ее на специальные счета в банке и выплачивая в виде именных чеков, расчетно-кредитных карточек и других безналичных платежных средств для использования в специальных магазинах СЭЗ, а также за рубежом.
32. В СЭЗ "Даурия" действует упрощенный порядок въезда, пребывания и выезда иностранных граждан.
33. На территории СЭЗ "Даурия" в установленном порядке могут создаваться свободные таможенные и иные функциональные зоны - субзоны.
34. Споры между предприятиями и организациями, расположенными в СЭЗ "Даурия", по вопросам, связанным с их хозяйственной деятельностью, рассматриваются в суде, либо по договоренности сторон в третейском суде или международном торговом арбитраже, а в случаях, предусмотренных законодательством, - в органах по рассмотрению хозяйственных споров.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление СМ РСФСР от 25 сентября 1991 г. N 497 "О первоочередных мерах по развитию свободных экономических зон в Калининградской и Читинской областях"
Текст постановления официально опубликован не был
Постановлением Правительства России от 13 января 2020 г. N 7 настоящий документ признан утратившим силу с 1 февраля 2020 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства РФ от 3 октября 2002 г. N 731
Постановление Правительства РФ от 13 октября 1995 г. N 1009