ЗАО - организация - генподрядчик, применяющая упрощенную систему налогообложения (гл. 26.2 НК РФ) с объектом налогообложения - доходы, просит дать разъяснение по следующему вопросу.
При выполнении отдельных разделов проектно-сметной документации пользуемся услугами субподрядных организаций. Значительную часть выручки, полученную от заказчиков за выполненные работы, перечисляем соответственно субподрядной организации.
Во избежание двойного налогообложения, ЗАО предполагает снять с валовой выручки суммы, перечисленные за услуги субподрядным организациям.
Просим разъяснить, при определении налоговой базы по единому налогу можем ли мы исключить из состава выручки поступления за объемы работ, выполненные субподрядными организациями.
См. также письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 13 января 2005 г. N 03-03-02-04/1-5
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел запрос от 24.11.2004, касающийся определения налоговой базы организацией, применяющей упрощенную систему налогообложения и выбравшей в качестве объекта налогообложения доходы, и сообщает следующее.
Согласно положениям главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) у организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения (далее - УСН) и выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, налоговой базой признается денежное выражение доходов организации.
Статьей 346.15 установлено, что при определении объекта налогообложения организациями учитываются доходы от реализации товаров (работ, услуг), реализации имущества и имущественных прав, определяемые в соответствии со ст. 249 Кодекса, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 Кодекса. При этом, доходы, предусмотренные ст. 251 Кодекса в целях налогообложения не учитываются.
Как следует из запроса, ЗАО "Инженерный Центр", являясь генеральным подрядчиком по договору подряда, поручает выполнение отдельных работ по проектированию субподрядным организациям.
Правоотношения, возникающие в связи с заключением и исполнением договора подряда, регулируются главой 37 "Подряд" "Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), из статьи 702 которого следует, в частности, что по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Гражданским законодательством предусмотрено, что если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков), выступая в этом случае в роли генерального подрядчика.
Цена в договоре подряда, как это установлено статьей 709 Гражданского кодекса, включает компенсацию издержек подрядчика и причитающееся ему вознаграждение.
Таким образом, доходом генерального подрядчика в целях налогообложения является вся сумма выручки, полученной от заказчиков за выполненные по договору подряда работы.
Оплата услуг субподрядных организаций является для генерального подрядчика его расходами на приобретение работ (услуг) производственного характера, выполненных сторонними организациями. Глава 26.2 Кодекса не предусматривает возможность уменьшения полученных доходов на какие-либо расходы (за изъятиями, установленными пунктом 3 статьи 346.21 Кодекса) при определении налоговой базы организациями, применяющими УСН с объектом налогообложения доходы.
Исходя из изложенного, ЗАО "Инженерный Центр" не вправе при определении налоговой базы уменьшить полученные по договору подряда доходы на расходы по оплате услуг субподрядных организаций.
Что касается возникающего, по вашему мнению, экономического двойного налогообложения, необходимо учитывать, что применение УСН организациями предусматривает замену уплаты ряда крупнейших по величину изъятия части дохода налогоплательщика налогов (налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций, единого социального налога и налога на добавленную стоимость) уплатой единого налога, и кроме того ставка такого единого налога при выборе в качестве объекта налогообложения доходов установлена в размере 6 процентов.
Копия настоящего ответа направлена в Управление налогообложения малого бизнеса ФНС России.
Заместитель директора Департамента | А.И. Иванеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.