Центральный банк Российской Федерации обращается в Министерство финансов Российской Федерации с просьбой разъяснить порядок применения налоговыми органами положений п. 1 ст. 86 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в части необходимости информирования банками налоговых органов об открытии (закрытии) клиентам ссудных и депозитных счетов.
Названной статьей НК РФ установлена обязанность банков сообщать об открытии или закрытии счета организации, индивидуального предпринимателя в налоговый орган по месту их учета в пятидневный срок со дня соответствующего открытия или закрытия такого счета. Приказами МНС России от 04.03.2004 N БГ-3-24/179@ и N БГ-3-24/180@, а также от 27.07.2004 N САЭ-3-24/441@ утверждены формы документов, используемых банками для сообщения таких сведений, а также порядок направления данной информации. Ответственность за несообщение банком налоговому органу указанных сведений установлена п. 2 ст. 132 НК РФ в виде штрафа в размере 20 тысяч рублей, а в отношении должностных лиц банка применяется административная ответственность в соответствии со ст. 15.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения административного штрафа в размере от 10 до 20 минимальных размеров оплаты труда.
При этом понятие "счет (счета)", используемое в законодательстве о налогах и сборах, закреплено в ст. 11 НК РФ как расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета, на которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства организаций и индивидуальных предпринимателей. Таким образом, положения п. 1 ст. 86 НК РФ должны распространяться только на те банковские счета, которые удовлетворяют вышеуказанным условиям.
Банк России считает, что открываемые и закрываемые юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям ссудные счета и счета по учету внесенного депозита не подпадают под используемое НК РФ понятие "счет".
Указанная позиция подтверждается мнением Минфина России (письмо от 14.04.2003 N 04-01-10/2-24), а также выводами Верховного Суда Российской Федерации (Решение от 01.07.1999 N ГКПИ 99-484) и Федеральных арбитражных судов Восточно-Сибирского и Уральского округов (Постановления от 04.05.2000 Дело N Ф09-389/2000-АК; от 22.08.2000 Дело N Ф09-901/2000-АК и от 27.02.2003 Дело N А19-2553/02-21-26-Ф02-348/2003-С1).
На протяжении ряда лет МНС России занимает по данному вопросу противоположную позицию (разъяснения ответственных представителей министерства, размещенные на официальном интернет-сайте МНС России в апреле 2003 г. и январе 2004 г., а также разъяснение МНС России от 24.02.04 N 24-1-11/126, опубликованное в Методическом журнале "Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке" N 9/2004 (67) прилагаются). При этом в одних разъяснениях МНС России в качестве единственного основания для направления банками сообщений об открытых (закрытых) ссудных и депозитных счетах определены положения п. 1 ст. 86 НК РФ, т.к. на данные счета распространяется терминология ст. 11 НК РФ, в других - п. 7 Указа Президента Российской Федерации от 18.08.1996 N 1212 (далее - Указ N 1212) без ссылки на ст. 11 НК РФ.
Действительно, положения п. 7 Указа N 1212 обязывают банк или иную кредитную организацию незамедлительно извещать об открытии счета предприятию налоговый орган, в котором предприятие состоит на учете. Однако, как неоднократно указывал Банк России, положения Указа N 1212 были направлены на предотвращение уклонения от уплаты налогов предприятиями-недоимщиками и не могут в полной мере распространяться на все организации, являющиеся клиентами банков. Кроме того, как следует из положений Федерального закона от 31.07.1998 N 147-ФЗ и выводов Верховного Суда Российской Федерации (Решение от 27.06.2003 N ГКПИ 03-565) федеральные законы в сфере налогообложения признаются утратившими силу, а действующие на территории Российской Федерации и не вошедшие в перечень актов, утративших силу, подлежат приведению в соответствие с частью первой НК РФ. Невключение законодателем Указа N 1212 в перечень нормативных правовых актов, утративших силу, не может свидетельствовать о том, что данный акт соответствует федеральному законодательству.
Учитывая изложенное и на основании изменений, внесенных в НК РФ Федеральным законом от 29.06.2004 N 58-ФЗ, а также с учетом письма Минфина России от 21.09.2004 N 03-02-07/39, Банк России предлагает следующее:
- в целях устранения двойственного толкования действующих законодательных норм, принять решение об установлении закрытого перечня банковских счетов, подпадающих под терминологию ст. 11 НК РФ, сообщения об открытии (закрытии) которых по основаниям п. 1 ст. 86 НК РФ должны направляться банками в налоговые органы;
- поддержать позицию Банка России об отмене Указа N 1212 и обратиться с данным предложением в Администрацию Президента Российской Федерации, а также принять согласованное межведомственное решение (Минфин России, ФНС России и Банк России) о признании утратившими силу документов, изданных во исполнение его положений, в том числе Порядка открытия счетов налогоплательщикам-предприятиям в соответствии с пунктом 7 названного Указа (утвержден Госналогслужбой России 11.11.1996 N ПВ-6-12/773, Минфином России 10.11.1996 N 95 и Банком России 24.10.1996 N 349).
См. также письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 11 февраля 2005 г. N 03-02-07/1-24
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо от 14.12.2004 и сообщает.
В силу пункта 1 статьи 86 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) банк обязан сообщить об открытии или закрытии счета организации, индивидуального предпринимателя в налоговый орган по месту их учета в пятидневный срок со дня соответствующего открытия или закрытия такого счета.
Согласно пункту 1 статьи 11 Кодекса институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.
Для целей Кодекса счетами признаются расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета, на которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства организаций и индивидуальных предпринимателей (пункт 2 статьи 11 Кодекса).
Поддерживается позиция Банка России, согласно которой ссудные счета и счета по учету вклада (депозита) не являются счетами, указанными в пункте 2 статьи 11 Кодекса.
Ссудные счета используются для целей бухгалтерского учета.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1999 N ГКПИ 99-484 признано, что при осуществлении кредитования банк открывает заемщику ссудный счет, который не является счетом в смысле договора банковского счета. Ссудный счет служит для отражения задолженности заемщика банку по выданным ссудам и является способом бухгалтерского учета денежных средств и материальных ценностей.
Счета по учету вклада (депозита) открываются в соответствии с договором банковского вклада (депозита) (статья 834 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 02.02.2005 N 116-ФЗ "О приведении некоторых актов Президента Российской Федерации в соответствие с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" признан утратившим силу Указ Президента Российской Федерации от 18.08.1996 N 1212 "О мерах по повышению себестоимости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер вышеназванного Указа Президента Российской Федерации от 02.02.2005 N 116-ФЗ следует читать как "N 116"
Копия настоящего ответа направлена в Управление кредитных организаций ФНС России.
Заместитель директора Департамента | А.И. Иванеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.