Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 24 января 2005 г. N КГ-А40/12809-04
(извлечение)
Открытое акционерное общество (ОАО) "Вологдаоблгаз" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Российской Федерации в лице Минфина России, Вологодской области в лице Департамента финансов Администрации Вологодской области о взыскании 70.922 рублей, составляющих расходы истца от предоставления в 2001 и 2003 годах.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 05.10.2004 г. иск удовлетворен за счет Минфина России, в отношении Департамента финансов Администрации Вологодской области производство прекращено.
При этом суд первой инстанции исходил из того, что в связи с отсутствием механизма компенсации расходов, понесенных организациями, предоставляющими льготу по оплате природного газа многодетными семьями, данные расходы подлежат возмещению за счет Федерального бюджета.
В апелляционном порядке законность и обоснованность решения не проверялись.
В кассационной жалобе Минфин России просит отменить указанное решение по мотиву неправильного применения норм материального права.
В заседание суда кассационной инстанции стороны, извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы надлежащим образом, явку своих представителей не обеспечили.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив законность принятого решения в порядке статьи 286 АПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Обращаясь в суд, истец ссылается на то, что в 2001, 2003 годах во исполнение Указа Президента РФ от 05.05.92 N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" и Постановления Администрации Вологодской области от 01.07.92 N 325 предоставлял многодетным семьям природный газ со скидкой 30%, в связи с чем понес расходы, подлежащие компенсации за счет средств Федерального бюджета.
Факт предоставления льгот и размер понесенных в связи с этим расходов подтверждаются материалами дела и ответчиками не оспариваются.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 Указа Президента РФ правительствам республик в составе Российской Федерации, органам исполнительной власти краев, областей, автономных республик, городов Москвы и Санкт-Петербурга поручено установить для многодетных семей скидку в размере не ниже 30% установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией.
Согласно пункту 3 названного Указа Минфину РФ совместно с Министерством социальной защиты населения Российской Федерации в месячный срок было поручено разработать порядок и условия возмещения расходов на осуществление мер, предусмотренных настоящим актом.
Во исполнение названного Указа администрацией Вологодской области принято постановление от 01.07.1992 N 325 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей". Пунктом 2 этого постановления многодетным семьям установлена скидка в размере 30% с установленной платы за пользование газом.
В соответствии с пунктом 2 совместного письма от 29.06.92 N 51 и N 1-2359-18 Минфина РФ и Министерства социальной защиты населения Российской Федерации "О финансировании мероприятий по социальной защите многодетных семей" предоставление многодетным семьям скидок по оплате газа производится за счет местных бюджетов.
Данный пункт названного письма решением Верховного Суда Российской Федерации от 26.03.2003 признан недействующим.
Проанализировав Указ Президента РФ, совместное письмо от 29.06.92 N 51 и N 1-2359-18 Минфина РФ и Министерства социальной защиты населения Российской Федерации, статью 132 Конституции Российской Федерации и пункт 2 статьи 38 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", суд первой инстанции сделал правильный вывод, что возмещение расходов по предоставлению многодетным семьям льгот по оплате природного газа не может быть возложено на органы местного самоуправления в связи с тем, что указанные средства не были предусмотрены ни федеральным, ни областным, ни местным бюджетом и органам местного самоуправления не передавались.
Кассационная инстанция считает, что расходы истца, связанные с предоставлением услуг льготным категориям граждан, должны быть взысканы с Минфина РФ за счет федерального бюджета, поскольку федеральный законодатель, предоставив вышеуказанную льготу, до настоящего времени надлежащим образом не определил механизм и источники компенсации расходов, понесенных организациями, предоставлявшими установленную Указом Президента РФ льготу по оплате природного газа.
В этой связи довод кассационной жалобы о том, что расходы по предоставлению льгот, предусмотренных Указом Президента РФ, подлежат возмещению за счет средств бюджета субъекта РФ, является несостоятельным.
Суд первой инстанции, установив фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств сделал обоснованный вывод о правомерности заявленных требований в отношении Минфина России, и удовлетворил иск.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 АПК РФ, суд постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 05.10.2004 г. по делу N А40-32093/04-34-348 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 24 января 2005 г. N КГ-А40/12809-04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании