Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 14 января 2005 г. N КА-А40/12576-04
(извлечение)
Закрытое акционерное общество "Росхимнефть" (далее - ЗАО "Росхимнефть") обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением (по уточненным требованиям) к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Центральному административному округу г. Москвы (далее - Налоговой инспекции) об обязании возвратить излишне взысканный налог на пользователей автомобильных дорог, налог на содержание жилфонда и объектов социально-культурной сферы в размере 144 951 руб. 80 коп., соответствующие пени и проценты в размере 64 986 руб. 05 коп.
Решением от 15.09.04 г. заявленное ЗАО "Росхимнефть" требование удовлетворено.
В апелляционном суде дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Налоговая инспекция заявила о своем несогласии с судебным актом, полагая его вынесенным с нарушением норм материального права. В обоснование чего приводится доводы о том, что:
- выручка, полученная от сдачи в аренду имущества организации, подлежит обложению налогом на пользователей автомобильных дорог;
- заявитель неправомерно не включал в налогооблагаемую базу по налогу на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы доходы от сдачи в аренду имущества;
- взыскания налогов Налоговой инспекцией за счет денежных средств заявителя не производилось, отсутствуют и основания для начисления процентов.
В судебном заседании представитель Налоговой инспекции поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, представитель ЗАО "Росхимнефть" приводил возражения против ее удовлетворения по мотивам, приведенным в судебном акте и отзыве на кассационную жалобу.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, проверив доводы кассационной жалобы и возражений на них, суд кассационной инстанции находит необходимым обжалуемый судебный акт отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд г. Москвы по следующим основаниям.
Заявленное ЗАО "Росхимнефть" требование основано на положениях ст. 79 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно положениям названной статьи сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, причитающимся тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне взысканной суммы производится только после зачета в счет погашения недоимки (задолженности).
Решение о возврате суммы излишне взысканного налога принимается налоговым органом на основании письменного заявления налогоплательщика, с которого взыскан этот налог, в течение двух недель со дня регистрации указанного заявления, а судом - в порядке искового судопроизводства.
Заявление о возврате суммы излишне взысканного налога в налоговый орган может быть подано в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, а исковое заявление в суд - в течение трех лет, начиная со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога.
В случае признания факта излишнего взыскания налога орган, рассматривающий заявление налогоплательщика, принимает решение о возврате излишне взысканных сумм налога, а также процентов на эти суммы, начисленных в порядке, предусмотренном пунктом 4 настоящей статьи.
Сумма излишне взысканного налога возвращается с начисленными на нее процентами за счет общих поступлений в бюджет (внебюджетный фонд), в который были зачислены суммы излишне взысканного налога.
Проценты на указанную сумму начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.
Кассационная инстанция считает, что, рассматривая спор, суд первой инстанции не установил вопросы, входящие в предмет доказывания по делу.
При заявлении требования об обязании возвратить излишне взысканные суммы налогов по основанию, установленному ст. 79 Налогового кодекса Российской Федерации, в предмет доказывания входило установление фактов, свидетельствующих о наличии взысканных сумм налога, о подаче заявления в налоговый орган о возврате данной суммы, об отсутствии недоимки по уплате налогов и сборов, поскольку только при установлении данных обстоятельств возможно сделать вывод об обоснованности или необоснованности заявленных требований.
Условия, с наличием которых закон связывает возможность возврата налогоплательщику излишне взысканных сумм налога, судом не установлены.
Не учтены судом при рассмотрении дела и рекомендации, содержащиеся в Постановлении Пленума ВАС РФ от 28.02.01 г. N 5 (п.п. 22, 23).
Исходя из вышеизложенного, обжалуемый судебный акт подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в первую инстанцию того же арбитражного суда.
При новом рассмотрении суду надлежит учесть вышеизложенное и принять законное, обоснованное и мотивированное решение.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение от 15.09.2004 Арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-31964/04-127-345 отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же арбитражный суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 14 января 2005 г. N КА-А40/12576-04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании