Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 18 февраля 2005 г. N КГ-А40/382-05
(извлечение)
ОАО "Дальсвязь" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Министерству труда и социального развития РФ о взыскании 13 819 416 убытков, связанных с предоставлением ветеранам льгот по оплате услуг связи в 2003 году.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Министерство труда и социальной защиты населения Администрации Сахалинского края и Министерство финансов Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 26 июля 2004 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 27 октября 2004 года N 09АП-2505/04-ГК, с Министерства труда и социального развития РФ за счет казны Российской Федерации в пользу ОАО "Дальсвязь" взыскано 13 819416 руб. убытков.
При этом суд исходил из того, что Минтрудом России не подтверждено наличие объективных причин, воспрепятствовавших выделению истцу бюджетных средств для компенсации произведенных в 2003 году затрат, связанных с применением Федерального закона "О ветеранах". Ответчик не реализовал представленные ему широкие полномочия по перемещению бюджетных средств: не обратился к Минфину РФ за дополнительными бюджетными ассигнованиями для погашения задолженности перед истцом, не стал менять бюджетную роспись.
В кассационной жалобе Минфин России просит отменить решение и постановление, отказав в иске, указывая, что финансирование расходов по предоставлению льгот по оплате абонентской платы за пользование квартирным телефоном осуществлено Минтрудом России в пределах средств, выделенных в соответствии с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2003 год", вследствие чего незаконного бездействия со стороны Минтруда России не допущено. Кроме того, в силу п. 4 ст. 250 Бюджетного кодекса РФ акты сверки, составляемые между оператором связи с органами социальной защиты населения, должны составляться на сумму, не превышающую утвержденные лимиты бюджетных обязательств. В нарушение ст. 65 АПК РФ требования по иску не подтверждены доказательствами по факту и объему понесенных расходов.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду п. 2 ст. 250 Бюджетного кодекса РФ
ОАО "Дальсвязь" представило отзыв, в котором, возражало против удовлетворения кассационной жалобы и просило оставить обжалованные судебные акты без изменения, полагая, что убытки понесены вследствие бездействия Минтруда России.
Лица, участвующие в деле, о процессе извещены.
Представитель ОАО "Дальсвязь" в судебном заседании возражал против удовлетворения кассационной жалобы, приводя доводы аналогичные изложенным в отзыве.
Представители Минтруда РФ, Минтруда Администрации Сахалинского края и Минфина РФ в суд кассационной инстанции не явились.
Проверив законность обжалованных судебных актов, обсудив кассационную жалобу, суд кассационной инстанции не находит оснований для изменения или отмены решения и постановления.
В соответствии со ст. 10 ФЗ "О ветеранах" за счет средств федерального бюджета возмещаются расходы на реализацию льгот по оплате установки квартирного телефона и абонентской платы за пользование им.
Согласно Правилам возмещения в 2000 году операторам связи расходов, понесенных ими в связи с предоставлением услуг связи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение льгот, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.12.00 N 963 и продленных на 2003 год, финансирование операторам связи расходов, понесенных ими в связи с предоставлением ветеранам услуг связи на льготных условиях производится за счет средств федерального бюджета, предусмотренных в 2003 году Минтруду РФ на реализацию льгот ветеранами.
Пунктом 3 указанных Правил предусмотрено, что Минтруд РФ на основании бюджетных заявок, полученных от органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации по каждому виду услуг связи, принимает решение о распределении ассигнований по субъектам Российской Федерации.
Как установлено судом первой инстанции при рассмотрении спора по существу, ОАО "Дальсвязь" в 2003 году понесло расходы в связи с предоставлением льгот в виде 50% скидки по абонентской плате за пользование квартирными телефонами и его бесплатной установке отдельной категории граждан в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах".
Между тем, Минтруд России не принял надлежащих мер к компенсации расходов ОАО "Дальсвязь". Вследствие финансирования расходов не в полном объеме сумма не возмещенных расходов составила 13 819416 рублей.
Таким образом, суд пришел к выводу о том, что убытки ОАО "Дальсвязь" причинены вследствие не выполнения Минтрудом России, являющегося главным распорядителем бюджетных средств, предусмотренных Бюджетным кодексом РФ обязанностей.
Расходы в таком случае подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации. В соответствии со ст. 1071 и п. 3 ст. 125 ГК РФ при возмещении вреда от имени казны выступает соответствующий финансовый орган либо иной государственный орган, если это предусмотрено федеральными законами.
Согласно п. 10 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ от имени казны Российской Федерации по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) соответствующих должностных лиц и органов, выступает в суде главный распорядитель средств федерального бюджета по ведомственной принадлежности.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования.
Доводы Минфина России относительно того, что акты сверки, составляемые между оператором связи с органами социальной защиты населения, должны составляться на сумму, не превышающую утвержденные лимиты бюджетных обязательств, отклоняются.
Акты сверки оформляются с целью подтверждения размера понесенных расходов оператором связи исходя из фактического объема оказанных услуг, что соответствует постановлению Правительства РФ от 15.12.00 N 963.
Расходы коммерческой организации от предоставления льгот должны возмещаться в полном объеме.
Доводы жалобы о не доказанности факта и размера понесенных истцом и некомпенсированных расходов опровергаются имеющимися в материалах дела доказательствами.
В соответствии с ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывать законность оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые совершили действия (бездействие).
При таких обстоятельствах, суд кассационной инстанции считает положенный в основу обжалуемых судебных актов вывод о недоказанности Минтрудом России отсутствия возможности реализовать свои полномочия в целях предотвращении либо уменьшения размера материального ущерба основанным на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствующим положениям закона.
При изложенном, судом не допущено нарушений норм закона, влекущих изменение или отмену обжалованного судебного акта.
Руководствуясь ст.ст. 284-286, 289 АПК РФ, суд постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 26 июля 2004 г. и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 27 октября 2004 г. по делу N А40-22513/04-15-253 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства финансов РФ - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 18 февраля 2005 г. N КГ-А40/382-05
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании