Пояснительная записка
к проекту Закона Российской Федерации "Об использовании альтернативных видов моторного топлива"
Досье на проект федерального закона
Вносимый на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации проект закона "Об использовании альтернативных видов моторного топлива" подготовлен с учетом положений Модельного закона с аналогичным названием, принятого на пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи СНГ и направленного в парламенты стран Содружества с рекомендацией для использования в национальном законодательстве (протокол МПА от 15.11.03 N 22-10).
Представляемый вариант законопроекта корреспондируется с ратифицированным Федеральным Собранием Российской Федерацией Киотским протоколом и Рамочной конвенцией ООН об изменении климата и нацелен на решение двуединой задачи.
Использование альтернативных, экологически более чистых видов моторного топлива (компримированного и сжиженного природного газа - метана, сжиженного углеводородного газа - пропан-бутановые смеси, диметилэфира, водорода, биогаза и других его видов - это, прежде всего, сохранение здоровья граждан и окружающей среды России на основе повышения экологической безопасности транспортных и других средств, имеющих двигатели внутреннего сгорания.
В настоящее время в России основными альтернативными видами моторного топлива являются компримированный природный газ и пропан-бутан, которые используются в основном на автомобильном транспорте.
Отработавшие газы двигателей внутреннего сгорания, использующих природный газ, по наиболее вредным компонентам в 1,5-5 раз менее опасны, чем выхлопы двигателей, работающих на традиционных моторных топливах. Его использование сокращает выбросы парниковых газов транспортными средствами более чем на 25 процентов.
Не менее важная цель законопроектов - это достижение долгосрочной обеспеченности Российской Федерации в не возобновляемых, ископаемых энергоносителях.
С учетом необходимости повышения энергетической и экологической безопасности ЕЭК ООН принята резолюция, нацеливающая страны Европы на перевод к 2020 году 23% автомобилей на альтернативные виды моторного топлива, в том числе на природный газ - 10% от парка - это 23,5 млн. единиц, для заправки которых ежегодно потребуется около 47 млрд. куб. м газа, на биогаз 8% или 18,8 млн. единиц и на водород 5%, что составляет 11,7 млн. единиц автотранспортных средств.
В Российской Федерации имеются достаточно благоприятные условия для газификации транспортных и других средств, прежде всего за счет использования природного газа. Его запасы составляют 32% от мировых и дают возможность рассматривать его как надежный энергоресурс. Единая система газоснабжения обеспечивает подачу природного газа более чем в 20 тыс. населенных пунктов России, в том числе в 700 городов, автотранспорт которых является потенциальным потребителем этого вида моторного топлива.
Однако использование альтернативных видов моторного топлива в России остается незначительным и эффект от их применения в масштабах государственной экономики малозаметен.
Одной из основных причин этого является отсутствие законодательной базы, регулирующей и стимулирующей использование альтернативных видов моторного топлива.
Действующие в настоящий момент два нормативных акта - постановление Правительства Российской Федерации от 15 января 1993 г. N 31 "О неотложных мерах по расширению замещения моторных топлив природным газом", а также периодически принимаемые Федеральной службой по тарифам постановления "Об оптовых ценах на природный газ, используемый в качестве сырья на автогазонаполнительных компрессорных станциях (АГНКС)" не достаточно# эффективны.
Как показывает мировая практика (справка прилагается) практически всеми странами на стадии внедрения альтернативных видов моторного топлива приняты пакеты законодательных актов, стимулирующие их использование.
Представляемый Федеральный законопроект нацелен на создания условий, позволяющих увеличивать парк автотранспортных и других средств, работающих на альтернативных видах моторного топлива, развивать сеть заправочных станций, сопутствующую инфраструктуру.
Законопроект не требует дополнительных затрат из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Прилагаемые расчеты технико-экономического обоснования увеличения парка газобаллонных автомобилей только на 100 тыс. единиц позволяют существенно увеличить поступления налогов на прибыль от реализации газового моторного топлива и от прибыли автопредприятий, транспорт которых переводится на этот вид топлива как в федеральный, так и бюджеты субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Аналогичные расчеты использования газа в сравнении с традиционными видами моторного топлива также свидетельствуют о высокой его экологической эффективности.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "Об использовании альтернативных видов моторного топлива"
В связи с принятием федерального закона "Об использовании альтернативных видов моторного топлива" необходимо внесение изменений в:
- Законы Российской Федерации "Об охране окружающей среды" и "Об охране атмосферного воздуха" в части уточнения порядка взимания и нормативы платы за выбросы стационарными и передвижными источниками, использующими моторные топлива и их альтернативные виды;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 12 июня 2003 г. N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления" в части уточнения нормативов платы за выбросы стационарными и передвижными источниками, использующими моторные топлива и их альтернативные виды.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "Об использовании альтернативных видов моторного топлива"
Целью принятия упомянутого федерального закона является создание законодательной базы, стимулирующей потребителей моторного топлива к использованию его альтернативных видов, что позволит снизить загрязнение окружающей среды и улучшить экологическую обстановку в Российской Федерации, а также создать условия для более длительной обеспеченности потребителей в моторном топливе.
Законопроект нацелен на интенсификацию выпуска оборудования для увеличения парка автотранспортных и других средств, работающих на альтернативных видах моторного топлива (АМТ), развитие заправочной сети и, следовательно, увеличению объемов его использования.
Используемый как альтернативное моторное топливо - газ сжиженный нефтяной (ГСН) в настоящее время теряет привлекательность вследствие резкого повышения цен на рынке моторных топлив. С начала 2004 г. отпускная цена одного литра ГСН возросла более чем на 70% (с 5,5 до 9,0-9,5 руб.), что обусловлено стабилизацией глубины переработки нефти, снижением производства из-за реконструкции Оренбургского гелиевого завода.
При такой цене ГСН использование его как АМТ не эффективно, т.к. расход на километр пробега в 1,15-1,2 раза выше расхода бензина, стоимость которого составляет 11-12 рублей для А76, 14-15 рублей - для А92 и 15,5-16,3 - для бензина А95.
Производство диметилэфира (ДМЭ) не вышло за рамки НИОКР, что потребует бюджетного финансирования для их выполнения. Реальное использование ДМЭ прогнозируется не ранее 2008-2010 гг., что потребует как создания соответствующего оборудования, так и заправочной сети.
Таким образом, в настоящее время наиболее технически подготовленным альтернативным моторным топливом в России является компримированный природный газ (КПГ), технико-экономическое и экологическое обоснование эффективности увеличения объемов его использования выполнено именно для этого вида моторного топлива.
В качестве примера предусматривается за три года увеличить парк газобаллонных автотранспортных средств на 100 тыс. единиц, в том числе легковых автомобилей (на 5% с годовым пробегом в 25 тыс. км), грузовых малотоннажных (55%, 30 тыс. км), крупнотоннажных (35%, 35 тыс. км) автомобилей и автобусов (5%, 25 тыс. км). При этом потребность в КПГ возрастет на 890 млн. куб. м и превысит 1 млрд. куб. м.
Основной рост реализации КПГ возможен за счет загрузки существующей сети автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС) с использованием передвижных автогазозаправщиков (ПАГЗ).
Дальнейшее развитие сети осуществляется за счет строительства новых АГНКС производительностью 560 млн. куб. м КПГ в год. Инвестиции в сооружение станций оцениваются в 2,5 млрд. рублей.
При этом за счет увеличения реализации компримированного природного газа (при стоимости 1 куб. м в 4 руб. и тенденциях дальнейшего роста стоимости) налог на прибыль возрастает с 1037 млн. руб. до 2592 млн. руб., в том числе поступления в Федеральный бюджет возрастут с 216 до 702 млн. рублей и субъектов Российской Федерации - с 0,73 до 1,89 млрд. руб.
2. Установка на служебный транспорт оборудования, обеспечивающего автономное хранение запаса и использования альтернативных видов моторных топлив в силовых установках транспортных средств приведет к увеличению затрат на 4,0 млрд. руб.
В то же время за счет замещения жидких моторных топлив природным газом за 2005 - 2010 гг. дополнительная прибыль автопредприятий составит 11,4 млрд. руб., налог на прибыль - 2,7 млрд. руб., из них поступление в федеральный бюджет увеличится на 732 млн. руб. и субъектов Российской федерации - на 1,97 млрд. руб.
Таким образом, поступления в бюджеты всех уровней за период 2005 - 2010 гг. по налогу на прибыль вырастут на 4,3 млрд. рублей.
Приведенный расчет проведен в условиях увеличения парка газобаллонных автотранспортных средств только на 100 тыс. единиц. При более масштабном увеличении данного парка, росте реализации КПГ налоговые поступления пропорционально возрастут.
Замещение нефтепродуктов компримированным природным газом открывает дополнительные возможности для поступлений в бюджет за счет увеличения экспорта нефти и продуктов ее переработки.
Рассматривая предотвращенный экологический ущерб как разницу между экологическим ущербом от выбросов отработавших газов упомянутых 100 тыс. единиц автотранспортных средств, удовлетворяющей требованиям ЕВРО-2, использующих природный газ как моторное топливо и ЕВРО-0 (традиционные виды моторного топлива), получим следующие значения:
Типы АТС | Предотвращенный экологический эффект, млн.руб.* | |||||
2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | |
ГАЗ-31029, -3130 "Волга" | 1,8 | 7,2 | 14,5 | 18,1 | 18,1 | 18,1 |
ГАЗ-3221 "Газель" | 21,5 | 85,8 | 171,6 | 21,4 | 21,4 | 21,4 |
ГАЗ-3302 "Газель", УАЗ-3303 | 5,4 | 21,7 | 43,4 | 54,3 | 54,3 | 54,3 |
ГАЗ-53 (3307) | 13,7 | 54,8 | 109,6 | 135,5 | 135,5 | 135,5 |
ЗИЛ-130 | 26,6 | 106,3 | 212,7 | 264,3 | 264,3 | 264,3 |
КамАЗ, МАЗ | 41,4 | 165,6 | 331,1 | 416,2 | 416,2 | 416,2 |
Икарус-250 | 5,3 | 21,3 | 42,5 | 53,2 | 53,2 | 53,2 |
Всего | 115,5 | 462,7 | 925,5 | 1153,0 | 1153,0 | 1153,0 |
Таким образом, предотвращенный экологический ущерб только рассмотренного парка АТС за шесть лет составит около 5 млрд. рублей.
В Российской Федерации, помимо автотранспортных средств (более 34 млн. единиц) функционирует значительная доля стационарной техники с двигателями внутреннего сгорания. Таким образом, масштабное использование природного газа в качестве моторного топлива позволит уменьшить экологический ущерб на десятки миллиардов рублей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.