Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 131269-4 "О внесении изменений в статьи 205 и 206 Уголовного кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
В соответствии со статьей 20 Конституции Российской Федерации смертная казнь может устанавливаться федеральным законом "за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей".
Принятие закона о внесении в Уголовный кодекс наказания в виде смертной казни за терроризм и захват заложника обосновано тем, что террористические акты и захваты заложников, совершенные в последнее время на территории России, были фактически направлены против жизни и повлекли смерть большого числа людей.
В статьях УК РФ 205 ("Терроризм") и 206 ("Захват заложника") предусмотрено, что терроризм и захват заложника могут повлечь смерть человека лишь по неосторожности. Но в каких-то случаях терроризм и захват заложника "заведомо сопряжены с угрозой для жизни", например, при совершении взрыва летящего самолета или захвате заложника с намерением убить его в случае невыполнения выставленных требований. Формулировка "заведомо сопряжен с угрозой для жизни" уже содержится в УК РФ (статья 41) и отражает наличие у лица, совершившего преступление, по меньшей мере, косвенного умысла (лицо осознавало общественную опасность своих действий (бездействия), предвидело возможность наступления общественно опасных последствий, не желало, но сознательно допускало эти последствия либо относилось к ним безразлично). Однако убийство может совершить один человек из состава террористической банды, например, взорвавший заложников, и тогда остальные террористы будут считать, что они не причастны не к этому убийству, за которое законом установлено наказание в виде смертной казни, что они причастны только к захвату заложников, за который смертная казнь не предусмотрена.
1 В связи с этим в статьи 205 и 206 УК РФ предлагается ввести наказание в виде смертной казни за терроризм и захват заложника, которые заведомо были сопряжены с угрозой для жизни человека и повлекли смерть человека.
1 'В связи с принятием данного законопроекта следует отметить, что 2 февраля 1999 года Конституционный Суд России, в связи с отсутствием на тот момент закона о присяжных заседателях, постановил, что до введения в действие федерального закона, обеспечивающего на всей территории России каждому обвиняемому в преступлении, за совершение которого установлена смертная казнь, право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей, наказание в виде смертной казни назначаться не может. Однако Федеральный закон "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации" вступил в силу 2 сентября 2004 г.
Что касается Протокола N 6 от 22.11.84 г. к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г., которым предусмотрен запрет на смертную казнь, то Россия пока к нему не присоединилась, как и некоторые другие государства-члены Совета Европы (см. Комментарий к Конституции Российской Федерации под редакцией Л.А.Окунькова). В самой же Конвенции предусмотрено лишение жизни во исполнение смертного приговора, вынесенного судом за совершение преступления, в отношении которого законом предусмотрено такое наказание.
Данный проект закона не нуждается в финансово-экономическом обосновании, так как его реализация не потребует дополнительных материальных затрат.
Его реализация не потребует признания утратившими силу, приостановления или изменения действующих, а также принятия новых актов федерального законодательства.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию актов федерального законодательства в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статьи 205 и 206 Уголовного кодекса Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статьи 205 и 206 Уголовного кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 205 и 206 Уголовного кодекса Российской Федерации"
Реализация проекта закона "О внесении изменений в статьи 205 и 206 Уголовного кодекса Российской Федерации", в случае его принятия в качестве закона, дополнительных бюджетных затрат не потребует
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.