Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе"
Согласно пункту 6 статьи 9 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" комиссия по постановке граждан на воинский учет, в частности, обязана принять решение о постановке гражданина на воинский учет либо внести на рассмотрение призывной комиссии вопрос о зачислении в запас гражданина, признанного ограниченно годным к военной службе, или вопрос об освобождении от исполнения воинской обязанности гражданина, признанного не годным к военной службе.
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 решение об освобождении гражданина от исполнения воинской обязанности является одним из вариантов принятия решений призывной комиссией при призыве граждан на военную службу.
Пунктом 2 статьи 22 установлено, что, помимо граждан, освобожденных от призыва на военную службу, граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, и граждан, не подлежащие призыву на военную службу, на военную службу не призываются "граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности".
Однако несмотря на то, что в соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" "Граждане освобождаются от исполнения воинской обязанности только по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом", сам Федеральный закон ни одной нормы, определяющей такие основания, не содержит.
Приведенное положение дел, несомненно, свидетельствует о необходимости коррекции норм названного Федерального закона.
Для решение этой проблемы законопроектом предлагается определить, как того и требует действующая редакция пункта 3 статьи 1 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", категории граждан, освобожденных от исполнения воинской обязанности. При определении таких категорий принимались во внимание обстоятельства, исключающие возможность возложения на граждан воинской обязанности во всей совокупности ее составных частей, определенных пунктом 1 той же статьи.
При этом предлагается переместить граждан, признанных не годными к военной службе по состоянию здоровья, из категории освобожденных от призыва на военную службу в категорию освобожденных от исполнения воинской обязанности (из пункта 1 статьи 23 в пункт 3 статьи 1 в новой редакции).
Также предлагается конкретизировать, что граждане, освобожденные от исполнения воинской обязанности, в запасе не пребывают. Такое уточнение необходимо для предотвращения неоднозначного ответа на этот вопрос, следующего из положений действующей редакции статьи 52 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (например, под понятие "не призванные на военную службу по каким-либо другим причинам" (абзац шестой пункта 1 названной статьи) подпадают абсолютно все категории лиц, которых предлагается считать освобожденными от исполнения воинской обязанности. При этом тот факт, что эти лица освобождаются от обязанности состоять на воинском учете, с формальной точки зрения не влечет за собой автоматического незачисления либо исключения таких лиц из состава запаса). Кроме того, аналогичное положение присутствует и в других нормах, определяющих содержание других составных частей воинской обязанности - воинский учет (статья 8) и призыв на военную службу (статья 22).
Законопроектом, кроме того, предлагается:
1) уточнить редакцию пункта 6 статьи 9 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", так как согласно действующей редакции этой нормы решение комиссии по постановке граждан на воинский учет о постановке граждан на воинский учет является альтернативным решениям внести на рассмотрение призывной комиссии вопрос о зачислении в запас гражданина, признанного ограниченно годным к военной службе, или вопрос об освобождении от исполнения воинской обязанности гражданина, признанного не годным к военной службе. То есть при принятии последних из приведенных решений, комиссия не должна ставить на воинский учет граждан, в отношении которых такие решения принимаются;
2) исключить из перечня решений, принимаемых призывными комиссиями, решение о зачислении гражданина в запас. Это обусловлено тем, что зачисление в запас осуществляется автоматически, как только гражданин попадает в категорию лиц, перечисленных в пункте 1 статьи 52 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (например, как только призывной комиссией принимается решение об освобождении гражданина от призыва на военную службу). Кроме того, призывной комиссией в отношении гражданина принимается лишь одно из нескольких решений (абзац первый пункта 1 рассматриваемой статьи). В этой ситуации не ясно, в отношении какой категории граждан должно приниматься только одно решение - о зачислении в запас;
3) установить, что граждане, не прошедшие военную службу по иным, нежели освобождение или отсрочка от призыва на военную службу, причинам также как и те, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, зачисляются в запас именно по достижении ими возраста 27 лет. Это предложение в полной мере соответствует сложившейся практике и должно рассматриваться исключительно как положение уточняющего характера.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе"
Принятие указанного федерального закона признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия законодательных актов Российской Федерации не потребует.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе"
Принятие указанного федерального закона дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета, не потребует.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.