Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О почетном звании Российской Федерации "Город воинской славы"
Проект федерального закона "О почетном звании Российской Федерации "Город воинской славы" направлен на увековечение памяти и величия подвига воинов при защите Отечества, отдавших в ожесточенных боевых сражениях с немецко-фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны самое ценное - жизнь. Законопроект реализует преамбулу Конституции Российской Федерации о том, что наш народ должен чтить "память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству", а также нормы Закона Российской Федерации от 14 января 1993 года N 4292-1 "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества" в части форм увековечения памяти защитников Отечества.
Предметом регулирования законопроекта являются правоотношения в области государственного строительства, которые направлены на реализацию конституционных положений, законов, государственной программы патриотического воспитания граждан Российской Федерации по увековечению памяти защитников Отечества, погибших в сражениях Великой Отечественной войны, и создания механизма для их реализации. При определении статуса города воинской славы использовалась терминология, предложенная Институтом военной истории Минобороны РФ.
Ранее Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1965 года было утверждено Положение о высшей степени отличия - звание "Город-Герой", на основании которого это звание присвоено российским городам: Москва, Ленинград, Волгоград, Новороссийск, Тула, Мурманск, Смоленск.
Накануне 60-летия Победы в Великой Отечественной войне будет справедливо увековечить память о воинах, принимавших участие в героической обороне и военных сражениях по освобождению российских городов, где наиболее ярко проявились мужество, стойкость и массовый героизм защитников Отечества, что имело решающее значение для окончательного исхода военной операции.
Исходя из истории Великой Отечественной войны, присвоение почетного звания "Город воинской славы" могут быть удостоены такие города России как Ржев Тверской области, Орел, Вязьма, Ельня Смоленской области и некоторые другие. Известно, например, что непрерывные боевые действия в районе города Ржева продолжались более 14 месяцев, причем бои шли непосредственно в городе. Ценой тяжелых боев и потерь только в марте 1943 года был ликвидирован плацдарм в 200 километрах от Москвы, где были сосредоточены две трети всех дивизий немецко-фашистских войск группы армии "Центр". При этом безвозвратные потери в ходе Ржевско-Вяземской стратегической наступательной операции наших войск были больше, чем в Сталинградской битве в 1,6 раза (около 800 тыс. чел.). Можно сказать, что вся земля вокруг Ржева была пропитана кровью воинов, погибших в этом сражении.
Учитывая, что в Государственной Думе рассматривается законопроект "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества", где одной из форм увековечения памяти названо присвоение городам звания "Город воинской славы", указанный законопроект конкретизирует такие правоотношения и связанные с этим присвоением мероприятия в области увековечения памяти погибших защитников Отечества.
Предполагается, что порядок и условия присвоения звания "Город воинской славы" и связанные с этим присвоением символы города будет определены Указом Президента Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О почетном звании Российской Федерации "Город воинской славы"
Финансирование мероприятий в связи с присвоением городу звания "Город воинской славы" и увековечением при этом памяти погибших воинов, осуществляется в порядке, определенным статьей 12 Закона Российской Федерации "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества", где указанные расходы осуществляются в соответствии с компетенцией органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также добровольных взносов и пожертвований юридических и физических лиц.
Вместе с тем, при принятии указанного проекта федерального закона следует учесть следующие предварительные расходы бюджетов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (на примере финансово-экономического обоснования г. Ржева Тверской области):
- изготовление мемориального знака "Город воинской славы" |
900 тыс. руб. |
- обновление экспозиции городского музея |
470 тыс. руб. |
- проведение торжественных мероприятий с приглашением ветеранов - участников войны в День освобождения города 9 мая День Победы - благоустройство памятников, мемориалов, братских захоронений, памятных знаков |
450 тыс. руб. 1 500 тыс. руб. |
- издание художественного иллюстрированного альбома "Город воинской славы" - создание художественного (документального) фильма "Город воинской славы" |
300 тыс. руб. 75 тыс. руб. Всего: 3 695 тыс. руб. |
Таким образом, реализация указанного законопроекта повлечет дополнительные расходы соответствующих бюджетов городов Российской Федерации, которым будет присвоено звание "Город воинской славы" не более 4 000 тыс. рублей. Законопроектом не предусматриваются расходы федерального бюджета и потому на него не требуется заключения Правительства Российской Федерации.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О почетном звании Российской Федерации "Город воинской славы"
Принятие указанного проекта федерального закона потребует внесение изменения в Закон Российской Федерации от 14 января 1993 года N 4292-I "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества" в части закрепления такой формы увековечения памяти погибших при защите Отечества как присвоение городам звания "Город воинской славы", а также издание Указа Президента Российской Федерации о порядке и условиях присвоения городам этого почетного звания.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.