В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 3, 8, 15 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Законопроектом предполагается предоставить право на одновременное получение двух пенсий детям военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы по призыву в войну с Финляндией, Великую Отечественную войну, войну с Японией в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин или не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы либо умерших позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, которые получены в период прохождения военной службы, если они достигли возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), а на момент гибели (смерти) родителей им не исполнилось 18 лет.
В случае принятия законопроекта данная категория граждан будет иметь право на получение пенсии по случаю потери кормильца по нормам Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и трудовой пенсии по старости (по инвалидности) либо пенсии по случаю потери кормильца и социальной пенсии в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ. При этом размер пенсии по случаю потери кормильца будет составлять 200 процентов базовой части трудовой пенсии по старости.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ некоторым категориям граждан предоставлено право на одновременное получение двух пенсий. Таким правом пользуются инвалиды вследствие военной травмы, участники Великой Отечественной войны, вдовы военнослужащих, погибших в войну с Финляндией, в Великую Отечественную войну, войну с Японией, не вступившие в новый брак, родители военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших в период прохождения военной службы или умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы, нетрудоспособные члены семьи граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
При этом концепция данного Закона заключается в предоставлении права на получение двух пенсий тем категориям граждан, которые пользовались аналогичным правом по ранее действовавшему законодательству.
Рассматриваемая категория граждан права на одновременное получение двух пенсий по законодательству, действовавшему до 1 января 2002 года, не имела.
В настоящее время детям военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы по призыву в войну с Финляндией, Великую Отечественную войну, войну с Японией, может быть назначена трудовая пенсия либо пенсия по государственному пенсионному обеспечению соответствующего вида.
Так, согласно пункту 3 статьи 8 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ в случае гибели (смерти) военнослужащих в период прохождения военной службы по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин или не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы либо в случае наступления смерти позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, которые получены в период прохождения военной службы, нетрудоспособным членам их семей назначается пенсия по случаю потери кормильца. К нетрудоспособным членам семьи отнесены, в частности, дети погибшего (умершего) кормильца старше возраста 23 лет, если они стали инвалидами до достижения возраста 18 лет.
Таким образом, лица из числа детей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы по призыву в войну с Финляндией, Великую Отечественную войну, войну с Японией, ставшие инвалидами до достижения возраста 18 лет, имеют право на пенсию по случаю потери кормильца по государственному пенсионному обеспечению.
Представленный законопроект направлен на расширение круга лиц, пользующихся правом на одновременное получение двух пенсий. Принятие его поставит рассматриваемую категорию граждан в преимущественное положение по отношению к другим категориям лиц, в том числе пострадавших в годы Великой Отечественной войны (например, бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны; гражданам, награжденным знаком "Жителю блокадного Ленинграда" и др.), и повлечет за собой их обращения по данному вопросу.
Кроме того, принятие данного законопроекта потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Согласно статье 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации при принятии федерального закона либо другого правового акта, предусматривающего увеличение финансирования по существующим видам расходов или введение новых видов расходов бюджетов, указанный правовой акт должен содержать нормы, определяющие источники и порядок финансирования новых видов расходов бюджетов, в том числе в случае необходимости передачи финансовых ресурсов на новые виды расходов в бюджеты других уровней. Представленный законопроект таких норм не содержит.
Учитывая изложенное, проект федерального закона Правительством Российской Федерации не поддерживается.
Заместитель Председателя |
А. Жуков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 21 декабря 2004 г. N 5809п-П12 "Заключение на проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 3, 8, 15 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", вносимый Законодательным Собранием Челябинской области"
Текст письма официально опубликован не был