Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации"
Статья 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон) направлена на урегулирование отношений, связанных с возникновением права общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме на земельные участки, на которых расположены многоквартирные дома и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, а также с вводом в эксплуатацию многоквартирного дома.
Статья 16 Закона регулирует отношения, не являющиеся предметом данного закона. При этом нормы указанной статьи противоречат Гражданскому кодексу Российской Федерации, Земельному кодексу Российской Федерации, Градостроительному кодексу Российской Федерации. Следует отметить и внутреннее противоречие указанной статьи.
Так, в части 1 статьи 16 Закона предусмотрено, что земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, уже является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме. В то же время в частях 2 и 5 указанной статьи речь идет о переходе такого земельного участка в собственность собственникам помещений в многоквартирном доме, при этом право собственности на земельный участок переходит с момента формирования земельного участка и проведения его кадастрового учета. Следует отметить, что Гражданский кодекс Российской Федерации и Земельный кодекс Российской Федерации не предусматривают такой момент переход права собственности на земельный участок как момент его формирования и кадастрового учета.
В соответствии с частью 3 статьи 16 Закона уполномоченное общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме лицо обращается с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в органы исполнительной власти или органы местного самоуправления. В части 4 статьи 16 Закона предусмотрено, что формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
Указанные нормы не соответствуют Земельному кодексу Российской Федерации. Согласно пункту 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации проект границ земельного участка, на котором расположен объект недвижимости, утверждает орган местного самоуправления. Органы исполнительной власти в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации не обладают полномочиями по утверждению проекта границ земельного участка. Также частью 3 статьи 16 не предусмотрена возможность совместного обращения собственников помещений в многоквартирном доме в соответствующие органы с заявлением о формировании земельного участка.
Представляется необоснованным использование в статье 16 Закона понятия "формирование земельного участка". В соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации проведение работ по формированию земельного участка включает в себя: подготовку проекта границ земельного участка и установление его границ на местности; определение разрешенного использования земельного участка; определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения; принятие решения о проведении торгов или предоставлении земельного участка без проведения торгов; публикация сообщения о проведении торгов или приеме заявлений о предоставлении земельного участка без проведения торгов. В то же время, исходя из смысла статьи 16 Закона, под формированием земельного участка понимается только утверждение проекта границ земельного участка и его кадастровый учет.
Часть 6 статьи 16 Закона определяет порядок приемки многоквартирного дома. При этом указанный порядок противоречит порядку ввода объекта в эксплуатацию, предусмотренному Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Часть 7 статьи 16 Закона дублирует нормы, закрепленные в части 5 статьи 36 Жилищного кодекса, не предусматривая каких-либо особенностей, связанных с введением в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" направлен на приведение норм Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в соответствие с Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Градостроительным кодексом Российской Федерации, а также на устранение внутренних противоречий статьи 16 Закона и дублирований норм законодательства Российской Федерации.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации"
В случае принятия проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" не потребуется признание утратившими силу, приостановление, изменение, дополнение действующих или принятие новых актов федерального законодательства.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации"
Реализация федерального закона "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительных затрат из средств федерального бюджета на реализацию законопроекта.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.