Пояснительная записка
к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статью 241 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Данный законопроект разработан в целях создания условий для реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на гарантированное социальное обеспечение, в том числе и на бесплатное оказание медицинской помощи.
Предметом законопроекта является изменение ставок единого социального налога (взноса), и, прежде всего, увеличение ставок налога, подлежащих зачислению в Фонд социального страхования (ФСС) (с 4,0 до 5,0 процента) и в Фонд обязательного медицинского страхования (ФМС) (с 3,6 до 5,0 процента). Кроме того, предлагается сокращение числа делений налоговой базы на каждого отдельного работника, от которой зависит ставка налога.
Увеличение ставки налога, подлежащего зачислению в ФСС, объясняется тем, что после введения в Налоговый кодекс Российской Федерации главы "Единый социальный налог (взнос)" и уменьшения при этом ставки взноса в ФСС с 5,4 процента до 4,0 процента произошло сокращение доходов бюджета ФСС, в результате чего в последние два года были сокращены расходы на оплату путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, а в проекте бюджета ФСС на 2003 год эти расходы не предусмотрены вовсе. Практика же доказывает, что расходы на оздоровление работников окупаются, так как после оздоровления работники в меньшей степени подвержены заболеваниям, то есть снижение ставки взноса в ФСС является нецелесообразным.
Предлагаемое увеличение ставки налога, подлежащего зачислению в ФСС только до 5,0 процента (а не восстановления ее до 5,4 процента), объясняется тем, что после передачи права на сбор этого налога налоговым органам доходы ФСС возросли. Увеличение ставки налога на 1,0 процента приведет к увеличению дохода ФСС на 22,5 млрд. рублей. Эта сумма средств будет соответствовать (с учетом уровня инфляции) расходам на оплату путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей в 2000 году.
Увеличение ставки налога, подлежащего зачислению в ФМС, приведет к созданию условий для реализации нормы статьи 41 Конституции РФ о бесплатном оказании медицинской помощи гражданам. В настоящее время данная норма не соблюдается, что приводит к преждевременной смерти многих граждан, к снижению или потере их трудоспособности и негативному влиянию на здоровье будущих поколений. Такое состояние медицинского обслуживания создает угрозу национальной безопасности России.
Увеличение ставки налога, подлежащего зачислению в ФМС, до 5,0 процента, по мнению специалистов Министерства здравоохранения, а также многих научных и практикующих специалистов в сфере медицины, не позволит, конечно, решить все проблемы, связанные с сохранением здоровья граждан России. Однако, это даст возможность оказания бесплатной медицинской помощи малоимущим категориям граждан и не даст возможности развитию негативных необратимых процессов в деятельности медицины и в состоянии здоровья нации.
Сокращение числа делений налоговой базы на каждого отдельного работника, от которой зависит ставка налога объясняется, прежде всего, отсутствием необходимости усложнять механизм взимания единого социального налога. Достаточно установить три уровня налоговой ставки: до 100 000 рублей, от 100 000 рублей до 300 000 рублей и свыше 300 000 рублей.
Предусмотренный в действующем законодательстве размер налоговой базы 600 000 рублей сохранять нецелесообразно, так как его наличие не способствует достижению цели вывода из тени доходов граждан.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием данного законопроекта
Принятие законопроекта не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статью 241 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие данного законопроекта не приведет к увеличению расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Более того, принятие законопроекта приведет к небольшому увеличению дохода бюджета за счет увеличения зачислений на выплату базовой части трудовой пенсии, так как законопроект предусматривает сокращение числа делений налоговой базы на каждого отдельного работника.
Принятие законопроекта также приведет к увеличению доходов Фонда социального страхования и Фонда обязательного медицинского страхования. Согласно проекту бюджета ФСС на 2003 год, сумма единого социального налога в бюджете ФСС составит 90 110,0 млн. рублей. Увеличение налоговой ставки с 4,0 процента до 5,0 процента приведет к увеличению дохода ФСС на 24 513,25 млн. рублей:
98 053,0 х (5,0 - 4,0):4,0 = 24 513,25 млн. рублей
Бюджет ФМС увеличится за счет увеличения ставки единого социального налога, подлежащего зачислению в ФМС с 3,6 процента до 5,0 процента, то есть на 34 090,0 млн. рублей:
87 660,0 х (5,0 - 3,6):3,6 = 34 090,0 млн. рублей,
где 87 660,0 - размер дохода федерального и территориальных ФМС.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.