Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан"
В соответствии с частью первой статьи 32 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (далее - Основы в соответствующем падеже) необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является информированное добровольное согласие гражданина.
Согласно части второй статьи 34 Основ решение о проведении медицинского освидетельствования граждан без их согласия или согласия их законных представителей может быть принято лишь врачом (консилиумом).
Между тем вследствие отказа законного представителя от медицинского освидетельствования несовершеннолетнего невозможно установить факт употребления подростком спиртных напитков и зафиксировать состояние его опьянения. В результате отсутствуют правовые основания для привлечения совершеннолетних граждан по статье 6.10. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за вовлечение несовершеннолетнего в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ либо по статье 151 Уголовного кодекса Российской Федерации за вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий.
Отказ от медицинского освидетельствования позволяет также гражданам избежать ответственности по статье 6.9. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, по статье 20.21. за появление в общественных местах в состоянии опьянения, по статье 20.22. за появление несовершеннолетних в состоянии опьянения, а равно распитие ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах.
В ряде случаев законные представители несовершеннолетних сами являются субъектами преступлений или административных правонарушений, совершенных в отношении опекаемых ими детей, наносят им побои и причиняют иной физический вред. Однако их отказ от медицинского освидетельствования несовершеннолетнего позволяет законным представителям так же# избежать установленной законом ответственности.
В этой связи представляется целесообразным внести дополнение в часть первую статьи 32 Основ, предусмотрев случаи, когда согласие гражданина на медицинское вмешательство не требуется. Одновременно предоставить право принимать решения о направлении на медицинское освидетельствование граждан без их согласия не только врачу, но и должностным лицам органа прокуратуры, органа дознания, органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, следователю или судье и, соответственно, внести необходимое дополнение в часть вторую статьи 34 Основ.
В соответствии с частью первой статьи 34 Основ оказание медицинской помощи (в том числе медицинское освидетельствование) без согласия граждан или их законных представителей допускается в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния. Эта нечеткая формулировка порождает вопросы: входят ли в число общественно опасных деяний административные правонарушения.
В этой связи указанную часть предлагается дополнить уточнением "общественно опасные деяния, в том числе административные правонарушения, связанные с потреблением наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача, либо имеются достаточные основания полагать, что они совершены в состоянии алкогольного или наркотического опьянения".
Принятие законопроекта позволит также устранить противоречие, возникшее между статьями 32, 34 Основ и статьей 44 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах", в соответствии с которой медицинское освидетельствование лица, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно больно наркоманией, находится в состоянии наркотического опьянения либо потребило наркотическое средство или психотропное вещество без назначения врача, может быть проведено по направлению органов прокуратуры, органов дознания, органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, следователя или судьи.
Проект закона не влечет расходов, покрываемых за счет федерального бюджета, и не требует внесения каких-либо иных изменений в федеральное законодательство, помимо поправок к Кодексу.
Справка
о необходимости расходов, связанных с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета, не повлечет.
Справка
о необходимости внесения в федеральное законодательство изменений в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" внесения иных изменений в федеральное законодательство не потребует.
Председатель Алтайского |
А.Г. Назарчук |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.