Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" и Федеральный закон "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации"
Одними из основных задач в области обеспечения национальной безопасности России определены задачи по "реализации оперативных и долгосрочных мер по предупреждению и нейтрализации внутренних и внешних угроз, обеспечению суверенитета и территориальной целостности России".
Проект федерального закона предусматривает, что одним из составляющих приоритетов государственной политики во внутриполитической сфере является нейтрализация причин и условий, способствующих возникновению политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и их последствий - социальных, межэтнических и религиозных конфликтов, терроризма.
Основываясь, на положениях Концепции Национальной безопасности России в июне 2002 года Государственной Думой Федерального собрания Российской Федерации был принят Федеральный закон РФ "О противодействии экстремистской деятельности", внесены дополнения и изменения в Федеральный закон "О безопасности" и "О борьбе с терроризмом".
В законодательных актах Российской Федерации определены субъекты, непосредственно осуществляющие борьбу с терроризмом и их компетенция.
Одним из важнейших направлений предупреждения, выявления, пресечения террористической деятельности является оперативно-розыскная деятельность.
В соответствии с Законом "Об оперативно-розыскной деятельности" (принят Государственной Думой 5 июля 1995 года, изменения и дополнения в который внесены семью федеральными законами) право осуществлять оперативно-розыскную деятельность предоставлено ряду оперативных подразделений федеральных ведомств. Одним из них являются оперативные подразделения органов внутренних дел. Министерство внутренних дел имеет в своем составе внутренние войска.
В состав внутренних войск входят разведывательные воинские части и подразделения, воинские части и подразделения специального назначения, которые составляют основу сил специального назначения ВВ МВД России.
При выполнении задач, возложенных на внутренние войска, используется информация от взаимодействующих органов, которая требует проверки и подтверждения оперативными методами и средствами.
Однако ввиду отсутствия законодательной базы данные мероприятия с юридической точки зрения неправомерны.
Предлагается:
1. Дополнить статью Федерального закона "Об оперативно розыскной деятельности" новой частью третьей, устанавливающей, что органы управления разведкой, воинские части (подразделения) специального назначения и разведывательные воинские части (подразделения) внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации осуществляют оперативно-розыскную деятельность в пределах возложенных на внутренние войска задач. Тем самым, предоставив право оперативным подразделениям разведки внутренних войск заниматься оперативно-розыскной деятельностью.
2. Дополнить перечень возлагаемых на внутренние войска задач участием в борьбе с терроризмом (часть первая статьи 2 Федерального закона "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации").
3. Дополнить Федеральный закон "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации" новой статьей 8.1 "Осуществление органами управления разведкой, разведывательными воинскими частями (подразделениями) внутренних войск оперативно-розыскной деятельности", определяющей цели и условия осуществления оперативно-розыскной деятельности органами управления разведкой, а также разведывательными воинскими частями внутренних войск.
Принятие данного законопроекта позволит одновременно решить несколько стратегических задач:
1. Возможность расширения сферы получения информации от дополнительных источников, о возможных проявлениях террористической деятельности, и возможность ее своевременной реализации.
2. Создание дополнительной структуры с пересекающими полномочиями в области предупреждения и пресечения террористической деятельности.
3. Повышение защищенности объектов ядерной энергетики, химического, биологического производства и других потенциально опасных объектов, ввиду того, что мероприятия по физической защите данных объектов выполняют внутренние войска.
4. Повышение качества получаемой информации за счет того что, воинские части и подразделения внутренних войск формируются по экс-территориальному принципу, что позволяет объективно оценивать оперативную обстановку в регионе. Реализация законопроекта повлечет дополнительные финансовые затраты.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" и Федеральный закон "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации"
Принятие вышеуказанного федерального закона не потребует дополнительных затрат из федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" и Федеральный закон "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации"
При принятии данного законопроекта признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства не потребуется.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.